Проповедь на Восшествие на Престол Николая II.Календарь русской исторіи. 2 Ноября 2021 года (20 Окт. 2021 по ст.ст.). 1894. Почилъ Александръ III Миротворецъ, Имп. и Самодерж. Всероссійскій (1881-1894), сынъ Имп. Александра II. 1894. Восшествіе на Всероссійскій Престолъ Имп. Николая II Александровича. ----- 1894. Въ церкви Ливадійскаго дворца Принцесса Алиса (будущая супруга 2 ноября 1894 г. - МАНИФЕСТЪ О восшествiи Его Императорскаго Величества, Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА на Прародительскiй Престолъ Россiйской Имперiи и неразд;льныхъ съ нею Царства Польскаго и Великаго Княжества Финляндскаго
Богу Всемогущему угодно было въ неиспов;димыхъ путяхъ Своихъ прервать драгоц;нную жизнь горячо любимаго Родителя Нашего, Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА. Тяжкая бол;знь не уступила ни л;ченiю, ни благодатному климату Крыма и 20 Октября Онъ скончался въ Ливадiи, окруженный Августейшей Семьей Своей, на рукахъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ и Нашихъ. Горя Нашего не выразить словами, но его пойметъ каждое русское сердце, и Мы в;римъ, что не будетъ м;ста въ обширномъ Государств; Нашемъ, гд; бы не пролились горячiя слезы по Государю, безвременно отошедшему въ в;чность и оставившему родную землю, которую Онъ любилъ всею силою Своей русской души и на благоденствiе которой онъ полагалъ вс; помыслы Свои, не щадя ни здоровья Своего, ни жизни. И не въ Россiи только, а далеко за ея пред;лами никогда не перестанутъ чтить память Царя, олицетворявшаго непоколебимую правду и миръ, ни разу не нарушенный во все его Царствование. Но да будетъ святая воля Всевышняго, и да укрепитъ Насъ незыблемая в;ра въ премудрость Небеснаго Промысла, да ут;шитъ Насъ сознанiе, что скорбь Наша ; скорбь всего возлюбленнаго народа Нашего, и да не забудетъ онъ, что сила и кр;пость святой Руси ; въ ея единенiи съ Нами и въ безпр;дельной Намъ преданности. Мы же, въ этотъ скорбный, но торжественный часъ вступленiя Нашего на Прародительскiй Престолъ Россiйской Имперiи и неразд;льныхъ съ нею Царства Польскаго и Великаго Княжества Финляндскаго, вспоминаемъ зав;ты усопшаго Родителя Нашего и, проникшись ими, прiемлемъ священный об;тъ передъ Лицомъ Всевышняго всегда им;ть единою ц;лью мирное преусп;янiе, могущество и славу дорогой Россiи и устроенiе счастья вс;хъ Нашихъ в;рноподданныхъ. Всемогущiй Богъ, Ему же угодно было призвать Насъ къ сему великому служенiю, да поможетъ Намъ. Вознося горячiя молитвы къ Престолу Вседержителя объ упокоенiи чистой души незабвеннаго Родителя Нашего, повел;ваемъ вс;мъ Нашимъ подданнымъ учинить присягу въ в;рности Намъ и Насл;днику Нашему, Его Императорскому Высочеству, Великому Князю ГЕОРГIЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, Которому быть и титуловаться Насл;дникомъ Цесаревичемъ, докол; Богу угодно будетъ благословить рожденiемъ Сына предстоящiй бракъ Нашъ съ Принцессою Алисою Гессенскою. Данъ въ Ливадiи, л;та отъ Рождества Христова въ тысяча восемьсотъ девяносто четвертое, Царствованiя же Нашего въ первое. Октября 20-го дня. На подлинномъ, Собственною Его Императорскаго Величества рукою подписано: "НИКОЛАЙ".
Мы все почти были свидетелями и видели здесь недавно, как горе и боль этой народной души отражались в сердце того, кто поставлен Богом на страже этой народной души — в сердце нашего Государя. Видели все его скорбный лик, скромный и горячо молящийся о благе и мире народном, о радости и счастии врученного ему Богом народа. Да, братие, ведь если велико и почтенно в нашем сознании, так называемое, мученичество за идею и мученики идеи окружаются обычно ореолом славы и величия, то вот это-то мученичество за христианскую идею мира и любви, за которую приходится болеть и страдать нашему возлюбленному Монарху, воистину святой и великий подвиг. Ведь то, что без сомнения составляло и составляет заветную и святую мечту нашего Христолюбивого Государя — принести народу мир и охранить спокойное развитие внутренней народной жизни, — теперь как бы поругано и попрано, и боль от этого должна чувствоваться тем сильнее, чем более было положено силы и веры в торжество мирной идеи. Эта боль и скорбь от поругания святыни души должны, конечно, братие, чувствоваться и всеми нами в силу единства самой народной души; эта же боль и сочувствие к своему Монарху должна побудить всех сынов России к тому внутреннему единению в мыслях, в чувствах, в понимании самого блага народного, которое способно влить энергию, ободрить и сделать сильным всякую народную — общественную организацию. К этому внутреннему единению зовёт нас, конечно, всякая, но особенно нынешняя церковно-общественная молитва. Она побуждает нас стать во всеоружии молитвенной веры и любви на стражу отечества и общественного спокойствия, ибо словами св.апостола она увещает нас: Прежде всего творить молитвы, прошения, моления и благодарения за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2). Тем-то и велико христианство, что оно и чисто внешнюю юридическую организацию государственной жизни хочет проникнуть нравственным началом внутреннего единения и сделать её формой нравственного усовершенствования жизни. Тем-то и велико и сильно христианство, что оно способно так называемый долг гражданский обратить в долг совести и нравственного закона и служение благу государственному обратить в чисто нравственное служение благочестию и чистоте. Вот почему, думается нам, ныне особенно, в день нашего народного торжества, приводя себе на память и наше христианское звание, и историческое идеалы, и характер жизни нашего народа, и те упования мира, которыми светит нам царский престол, должны мы, братие, как бы поставить себя пред лицом этих воспоминаний и спросить свою совесть: да был ли долг и служение гражданское каждого из нас действительно и на самом деле служением благочестию и чистоте? И когда мы будем подводить годичные итоги этой своей гражданской деятельности, своего служения благу народному, то быть может и увидим, что боль народной души и пониженный тон общего настроения обусловливается не тем только, что враг посмеялся над нашими чаяниями мира (мы в этом не виноваты), а вызывается эта боль теми симптомами, которые говорят о скрытой внутренней болезни народной души. Ведь ещё вопрос, какие враги опаснее для государства и блага народного: внешние ли, хотя бы в виде японцев, поднявших оружие на Россию, или те внутренние, скрытые и потаённые, имя которым легион, разъедающие самый организм народный и сдвигающие его с исторических устоев жизни. Разумеем в данном случае, конечно, то равнодушие и беспечность, ту беспринципность и какой-то разброд нашей религиозной и общественной жизни, то преступное презрительное отношение ко всему родному, русскому народному и преклонение пред чужой мыслью и силой, которые делают возможными в нашей общественной жизни такие печальные факты, как: убийство верных слуг Государя, наветы на Церковь, дешёвый либерализм прессы, сочувствующей анархии во всех сферах жизни: нравственной, социальной, семейной и школьной. Вот, братие, наши внутренние враги, подтачивающие нашу народную душу и организм. Они хуже и опаснее врагов внешних, ибо внешние враги — несчастье для государства и с ним можно ещё мириться и бороться, а внутренние враги уже не несчастье, а наше собственное преступление и требуют пресечения. А может ли каждый из нас сказать по совести, что он свято исполняет свой гражданский долг в той сфере деятельности, в которой он поставлен. Не нам, конечно, отвечать на это. На это должна отвечать совесть каждого, да отвечает уже и та часть печати и общественного мнения, которая больше любит и глубже понимает свой народ. Наша совесть и это благоразумное общественное мнение говорит нам, что мы делаем преступление, когда в семье и школе потворствуем нравственной беспринципности и безрелигиозности, не заботимся о привитии детям добрых патриотических чувств, а прививаем с ранних лет усиленное стремление к хлебу и деньгам. Говорит наша совесть, что мы делаем преступление, когда молчим и не выражаем протеста при виде того, как разного рода злонамеренные люди увлекают за собою юношество, производят беспорядки и руководят общественным мнением. А мы видим это и ещё слепо верим, что молодые поколения наши пойдут борцами за правду. Вот этих-то обличений нашей совести мы и должны, братие, устыдиться; должны понять, что всё это, в чем обличает нас наша совесть, есть злейший и опаснейший наш враг, что это и есть наша внутренняя болезнь, омрачающая нашу жизнь. Не страшен будет нам внешний враг, когда мы победим этого внутреннего врага и уврачуем свою внутреннюю болезнь. А уврачевать эту внутреннюю болезнь мы можем тогда только, когда каждый из нас сознает свой долг гражданский и сделает его долгом совести. Когда хождение пред Государем не будет отделять от хождения пред Богом, когда нравственный закон истины и правды будет проводить везде и всегда нелицемерно. И вот тогда Христос победит в каждом из нас наших же внутренних врагов и изгонит из нас легионы всевозможных бесов, тогда не страшен уже будет нам Будда, теперь дерзко восставший на Господа и на Христа Его. http://co6op.narod.ru/sermons/Feodor/f7.html Сегодня, Вторникъ, 2 Ноября 2021 года (20 Октября 2021 по ст.ст.) Велмуч. Артемія, военачальника Антіохійскаго (†362). Прп. Гавриила Самтаврийского (1995). (Груз.) «СЛАВА РОССІИ». Сегодня, Вторникъ, 2 Ноября 2021 года (20 Октября 2021 по ст.ст.) 1517. Рязанское княжество присоединено къ Московскому государству. 1696. День основанія Россійскаго флота Царемъ Петромъ I. 1700. Осадившія Нарву русскія войска открыли огонь по городу изъ вс;хъ орудій. 1707. Царевичъ Алексій осмотр;лъ въ Москв; возводимыя на случай прихода шведовъ земл. укр;пленія. 1721. По случаю оконч. С;в. войны Царь Петръ I далъ прощеніе вс;мъ осужд. преступникамъ, освободилъ госуд. должниковъ, сложилъ недоимки, накоп. съ нач. войны по 1718 г. 1721. Девять Россійскихъ сенаторовъ обратились съ просьбой къ Царю Петру I принять титулъ «Отца Отечества, Императора и Великаго». 1790. Русскія войска подполк. Э. де-Рибаса въ Сулинскомъ гирл; овлад;ли турецкими батареями, защищ. входъ въ Дунай. 1812. Казачій корпусъ ген.-отъ-кавал. М. И. Платова выбилъ французовъ изъ Гжатска и занялъ городъ. 1812. Отрядъ полк. П. С. Кайсарова разбилъ франц. при Царевомъ-Займищ; и захватилъ ихъ обозъ. 1812. Отрядъ ген.-маіора В. Д. Иловайскаго вступилъ въ г. Рузу. 1812. Русскія войска ген. П. С. Котляревскаго взяли приступомъ персидскую кр;п. Асландузъ. 1821. Въ С.-Петербург; сост. премьера оперы Боальдье «Молодая вспыльчивая жена». 1853. Обнародованъ Манифестъ Имп. Николая I о начал; воен. д;йствій съ Турціей. (Крым. война 1853-1856 г.г.) 1860. Почила Имп. Александра Феодоровна, супруга Имп. Николая I, мать Имп. Александра II. 1864. Родилась св. препмуч. Елисавета Феодоровна, Вел. Кн., сестра Имп. Александры Феодоровны, супруга Вел. Кн. Серг;я Александровича. 1877. Бой съ турками у д. Петровенъ. 1887. Въ С.-Петербургскомъ Маріинскомъ театр; сост. премьера оперы П. И. Чайковскаго «Чарод;йка».
1894. Восшествіе на Всероссійскій Престолъ Имп. Николая II Александровича. 1898. Скончался В. Н. Фридрихсъ, кап. 1 р., командиръ Имп. яхты «Штандартъ», уч. Русско-турецк. войны. 1903. Скончался Всев. С. Соловьевъ, русскій писатель, сынъ историка С. М. Соловьева. 1911. Въ СПб. сост. 1-е зас;даніе «Цеха поэтовъ», организаторами котораго стали Н. С. Гумилевъ и С. М. Городецкій. 1918. Убитъ красными карателями свщмуч. Николай Любомудровъ, наст. храма въ с. Лацкомъ Ярослав. губ. 1918. Отрядъ С. Н. Булакъ-Балаховича (ок. 400 чел.) перешелъ на сторону б;лыхъ и прибылъ въ Псковъ въ расположеніе С;в.-Западной арміи. 1919. С;в.-Западная армія ген. Н. Н. Юденича оставила Лугу. 1920. Русская Армія ген. П. Н. Врангеля отошла на Перекопскія позиціи.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|