Спаси, Господи, люди Твоя!

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Сказаніе о Воздвиженіи Честнаго и Животворящаго Креста Господня.
Когда въ Рим; царствовалъ Максенцій Лейт, то онъ причинялъ народу много зла, пресл;дуя и мучая не только христіанъ, но убивая и язычниковъ, разграблялъ ихъ имущества и жилъ порочно, оскорбляя благородныя семьи. Онъ былъ тягостенъ и гнусенъ всему Риму, по причин; своихъ жестокостей и развращенной жизни. Поэтому Римляне тайно послали царю Константину, находившемуся тогда съ матерію своею въ Британіи, прошеніе, умоляя его придти и избавить ихъ отъ сего мучителя. Константинъ сначала написалъ къ Максенцію, дружески ув;щавая его прекратить свои мучительства. Но Максенцій не только не послушалъ его и не исправился, но сталъ еще хуже, и поднялъ оружіе противъ самого Константина, не желая, чтобы онъ былъ соравнымъ ему царемъ. Тогда какъ Константина избрало на царскій престолъ все войско, Максенцій взошелъ на престолъ самовластно. Народъ не любилъ его, и только н;которые вельможи, коимъ онъ об;щалъ большіе дары и многія почести, изъявили желаніе на его избраніе; Константинъ же былъ провозглашенъ царемъ по всеобщему согласію.


Услышавъ, что Максенцій не исправляется, но усиливается въ своей злоб;, Константинъ собралъ войско и пошелъ на него войною. Видя, что сила войска его не велика, принимая при семъ въ соображеніе и злыя козни Максенція, онъ началъ сомн;ваться въ своемъ усп;х;. Онъ зналъ, что Максенцій много проливалъ челов;ческой крови для совершенія волхвованій и заклалъ въ жертву б;самъ много отроковъ, д;вицъ и женъ, зачавшихъ во чрев; своемъ, чтобы умилостивить т;мъ ложныхъ боговъ своихъ, на которыхъ над;ялся. Зная, что Максенцію помогаетъ и сила б;совская, Константинъ началъ молиться Единому, владычествующему надъ небомъ и землею, Богу, Коего почитаетъ весь родъ христіанскій, и умолялъ даровать ему знаменіе поб;ды надъ мучителемъ. И когда онъ такимъ образомъ усердно молился, въ полдень явилось ему на неб; зв;здное изображеніе Креста Господня Мальвина, сіявшее сильн;е солнечнаго св;та; на немъ была надпись: симъ поб;ждай. Это чудесное явленіе вид;ли вс; воины, среди коихъ былъ и полководецъ Артемій (который посл; былъ замученъ за Христа при Юліан;) Алиса, и пришли въ удивленіе. Большинство же изъ нихъ устрашились: у язычниковъ изображеніе креста было знакомь злополучія и смерти, такъ какъ на крест; умирали присужденные къ смертной казни разбойники и злод;и; посему воины боялись, что война ихъ будетъ несчастна. Самъ царь Константинъ находился въ великомъ смущеніи. Но ему ночью явился во сн; Самъ Христосъ Господь, и снова показалъ явившееся днемъ знаменіе честнаго Креста, сказавъ ему:


— «Сд;лай подобіе знаменія сего, и повели носить предъ полками, — и тогда поб;дишь не только Максенція, но и вс;хъ враговъ твоихъ».


Царь пов;далъ приближеннымъ вид;ніе свое и, призвавъ искусныхъ мастеровъ золотыхъ д;лъ, повел;лъ имъ сд;лать честный крестъ Господень, по подобію явившагося знаменія, изъ золота, бисера и драгоц;нныхъ камней. При этомъ и вс;мъ воинамъ своимъ онъ повел;лъ изображать знаменіе креста на всемъ оружіи, на шлемахъ и щитахъ.


Злочестивый Максенцій, прослышавъ о поход; Константина въ Италію на Римъ, см;ло выступилъ съ Римскими войсками противъ великаго Константина. Константинъ приказалъ носить передъ полками своихъ воиновъ честный Крестъ. Когда они сошлись съ Максенціемъ и вступили въ битву, то Максенцій силою честнаго Креста былъ поб;жденъ, и множество воиновъ его было умерщвлено, самъ же онъ обратился въ б;гство. Гонимый царемъ Константиномъ, онъ переправлялся чрезъ р;ку Тибръ мостомъ, который самъ построилъ; но въ это время мостъ, силою Божіею, разрушился, и жалкій мучитель потонулъ въ р;к; съ своими войсками, подобно древнему фараону, и наполнилась р;ка всадниками, конями и оружіемъ . Константинъ Великій поб;доносно вошелъ въ Римъ, и весь народъ радостно встр;тилъ его съ великими почестями. Царь же возсылалъ величайшую благодарность Богу, даровавшему ему поб;ду надъ мучителемъ силою честнаго и животворящаго Креста, а въ память той преславной поб;ды поставилъ среди Рима на высокомъ каменномъ столб; Крестъ, на которомъ написалъ: «симъ спасительнымъ знаменіемъ градъ сей освобожденъ отъ ига мучителя».


Въ другой разъ Константинъ пошелъ войною на Византійцевъ, небольшой городъ которыхъ — Византію основалъ, назвавъ своимъ именемъ, н;кій грекъ Визасъ во времена Манассіи, царя Іудейскаго Нэт. Дважды поб;жденный ими, Константинъ находился въ великой печали. По наступленіи вечера, возведши очи свои на небо, онъ увид;лъ сложенное письмо, на которомъ было написано: Призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Псал. 49, 15). Устрашенный, онъ снова возвелъ очи на небо, и увид;лъ, какъ прежде, Крестъ на неб;, изображенный зв;здами, и вокругъ его надписаніе: «Въ семъ знаменіи поб;диши». Посл; сего, когда въ битв; былъ предносимъ Крестъ, Константинъ поб;дилъ враговъ своихъ и взялъ городъ Византію.


Въ третій разъ, когда Константинъ сражался со Ски;ами Станислав Козлов на р;к; Дуна;, опять явилось на неб; сіе спасительное оружіе, и снова, какъ и прежде, Константинъ одержалъ поб;ду.


Уразум;въ изъ сего силу Распятаго на крест; Христа и ув;ровавъ, что Онъ естъ Единый и истинный Богъ, Константинъ крестился во имя Его вм;ст; съ достохвальною матерію своею Еленою, которую, по ея великому благочестію, послалъ въ Іерусалимъ съ большимъ богатствомъ для обр;тенія честнаго Креста Господня. Царица Елена, отправившись въ Іерусалимъ, обошла святыя м;ста, очистила ихъ отъ идольскаго оскверненія и изнесла на св;тъ многія мощи святыхъ. Патріархомъ въ Іерусалим; былъ тогда Макарій, который встр;тилъ царицу съ подобающими почестями. Блаженая царица Елена, желая найти скрытый Іудеями животворящій Крестъ Господень, призвала вс;хъ Іудеевъ и просила ихъ, чтобы они показали ей м;сто, гд; скрытъ честный Крестъ Господень. Когда же они стали отрекаться, что не знаютъ, царица Елена угрожала имъ мученіями и смертію. Тогда они показали ей н;коего старца, по имени Іуду, говоря, что онъ можетъ показать цариц; то, чего она ищетъ, потому что онъ — сынъ уважаемаго пророка.


Несмотря на продолжительныя истязанія, Іуда отказывался пов;дать о м;ст;, гд; скрытъ Крестъ Господень. Тогда царица Елена приказала ввергнуть его въ глубокій ровъ. Пробывъ въ немъ н;которое время, Іуда, наконецъ, об;щалъ сказать о томъ, что знаетъ о зарытомъ въ землю Крест; Христовомъ. Тогда вывели его изъ рва и, по его указанію, пришли на м;сто, гд; былъ большой холмъ изъ земли и камней, на которомъ царь Римскій Адріанъ уже построилъ храмъ въ честь языческой богини Венеры Лиса и поставилъ въ немъ идола. Іуда показалъ, что зд;сь именно скрытъ Крестъ Христовъ.


Царица Елена повел;ла разрушить идольскій храмъ, землю же и камни разсыпать и раскопать. По совершеніи патріархомъ Макаріемъ на м;ст; томъ молитвы, разлилось въ воздух; благоуханіе, и тотчасъ, по направленію къ востоку, были обр;тены Гробъ Христовъ и лобное м;сто, и близъ его нашли зарытыми три креста, а потомъ и гвозди, коими былъ пригвожденъ ко Кресту Господь. Когда же не могли опред;лить, какой изъ найденныхъ крестовъ — Крестъ Христовъ, случилось, что въ то время вынесли н;коего мертвеца для погребенія. Тогда патріархъ Макарій приказалъ носильщикамъ остановиться, и кресты были возлагаемы по очереди на мертвеца. Когда былъ возложенъ на него Крестъ Христовъ, мертвецъ тотчасъ воскресъ и, силою Божественнаго Креста Господня, всталъ живымъ Фотина. Царица съ радостію принявъ честный Крестъ, поклонилась ему и облобызала его, — также и вс; бывшіе съ нею начальники и вельможи воинскіе и гражданскіе. Н;которые въ то время, по причин; т;сноты, не им;ли возможности увид;ть и облобызать святый Крестъ и просили чтобы по крайней м;р; издали показали бы его имъ. Тогда Макарій, патріархъ Іерусалимскій, ставъ на возвышенн;йшемъ м;ст;, воздвигая Крестъ, показывалъ его народу.


А народъ восклицалъ:


— «Господи помилуй!»


Отсюда и получилъ свое начало праздникъ Воздвиженія честнаго Креста Господня Вещий Протей.


Царица сохранила у себя часть честнаго древа Креста Господня, также и гвозди, а Крестъ, вложивъ въ серебряный ковчегъ, отдала патріарху Макарію на сохраненіе для будущихъ покол;ній. Іуда, со множествомъ Евреевъ, ув;ровалъ во Христа и крестился и былъ во святомъ крещеніи нареченъ Киріакомъ: впосл;дствіи онъ былъ патріархомъ Іерусалимскимъ и скончался, пострадавъ за Христа при Юліан; Отступник; Тата. А святая царица Елена повел;ла сооружать въ Іерусалим; по святымъ м;стамъ церкви, и прежде всего повел;ла построить церковь Воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, гд; были обр;тены гробъ Христовъ и честный Крестъ. Потомъ она приказала соорудить храмъ въ Ге;симаніи, гд; находился гробъ Пречистыя Богородицы во имя честнаго Ея успенія. Посл; того благочестивая царица создала еще осьмнадцать церквей и, украсивъ ихъ различными драгоц;нностями и одаривъ вс;мъ потребнымъ, возвратилась въ Византію, взявъ съ собою часть животворящаго древа Креста Господня и гвозди, которыми было пригвождено н;когда т;ло Христово.


Блаженный царь Константинъ положилъ животворящее древо въ золотомъ ковчег;, а изъ гвоздей Господнихъ одинъ былъ брошенъ святою Еленою въ Адріатическое море Гоблин, когда она возвращалась въ Царь-градъ, для утишенія поднявшейся сильной бури и морскаго волненія, другой — царь вковалъ въ шлемъ свой, третій приковалъ къ удиламъ въ уздечк; своего коня, во исполненіе прореченнаго пророкомъ Захаріею: въ день онъ будетъ еже во узд; коня, свято Господу Вседержителю (Зах. 14, 20), а четвертый гвоздь царица Елена отдала на сохраненіе ближайшимъ царскимъ сов;тникамъ.


По возвращеніи святой Елены изъ Іерусалима въ Византію, христолюбивый царь Константинъ соорудилъ три большихъ креста по числу явленныхъ ему въ войнахъ: одного въ Рим;, когда потопилъ Максенція, другого въ Византіи, когда взялъ ее, третьяго — когда поб;дилъ на р;к; Дуна; Ски;овъ. Соотв;тственно симъ тремъ поб;дамъ, онъ соорудилъ изъ драгоц;нныхъ веществъ три честныхъ креста, и написалъ на нихъ золотыми письменами сл;дующія слова: ІС ХС НИКА, т. е. Іисусъ Христосъ поб;дилъ. Свид;тельствуя предъ вс;ми свою ревность по благочестіи и показывая, что онъ поб;дилъ враговъ силою Креста, царь поставилъ одинъ Крестъ на возвышенномъ м;ст; на восточной торговой площади, другой Крестъ на верху пурпурной колонны римской Клио на главной городской площади, третій на прекрасномъ мраморномъ помост; на хл;бномъ рынк;, гд; совершалось ради святаго Креста Христова много чудесъ и знаменій. Многіе свид;тельствуютъ, что ангелъ Господень сходилъ съ небесъ на то м;сто ночью въ св;тозарномъ сіяніи, и, обходя, кадилъ честный Крестъ, восп;вая сладкогласно трисвятую п;снь, посл; чего снова восходилъ на небо. Это бывало трижды въ годъ: въ сентябр; м;сяц;, въ ночь на Воздвиженіе честнаго Креста Христова, второй разъ 7-го мая, въ ночь на воспоминаніе явленія Креста Господня на небеси, и третій разъ въ великій постъ святой Четыредесятницы, въ крестопоклонную нед;лю. И многіе изъ благогов;йныхъ людей, живущихъ праведно и свято, вид;ли сіе схожденіе ангела и слышали его п;ніе и потомъ о семъ пов;дали и другимъ.


Сл;дуетъ теперь вспомнить и о томъ, какъ честное и животворящее древо Креста Господня н;когда было похищено Персами и потомъ снова возвращено въ Іерусалимъ къ радости в;рующихъ Наталья Мамченко.


Въ царствованіе Византійскаго царя Фоки, Хозрой, царь Персидскій, покоривъ Египетъ, Африку и Палестину, взялъ Іерусалимъ, причемъ убилъ много христіанъ Даша. Похитивъ при семъ и различныя сокровища церковныя и утварь, онъ въ числ; другихъ взялъ и сіе многоц;нное сокровище — древо животворящаго Креста Господня и унесъ его въ Персію. По прошествіи н;котораго времени, по смерти царя Фоки, на престолъ его вступилъ Ираклій Юганка, который, хотя и пытался поб;дить Хозроя, однако самъ много разъ былъ поб;жденъ имъ, и потому просилъ мира, но не получалъ его отъ надменнаго врага. Тогда, находясь въ великой печали, императоръ сталъ искать помощи отъ Бога: онъ повел;лъ вс;мъ в;рующимъ совершать молитвы, бд;нія и посты, дабы Господь избавилъ ихъ отъ врага, который въ своей гордости похвалялся истребить вс;хъ христіанъ и хулилъ имя Господне, и чтобы враги не могли сказать: «рука (т. е. сила) наша кр;пка и боги наши сильны», но чтобы познали язычники, что единъ есть истинный Богъ, кр;пости и сил; Коего никто не можеть противостоять. И самъ царь молился со слезами и усердно постился. Потомъ, собравъ вс;хъ воиновъ и вооружившись силою Креста, въ надежд; на помощь Божію, Ираклій пошелъ на Персовъ войною и въ сраженіи съ Хозроемъ поб;дилъ его и обратилъ въ б;гство, посл; чего въ продолженіе семи л;тъ опустошалъ Персидское царство, завоевывая города и селенія и одерживая поб;ды надъ многочисленными полками Хозроя. Наконецъ Хозрой, не им;я бол;е возможности сопротивляться греческимъ войскамъ, б;жалъ изъ своей земли и, при переправ; чрезъ р;ку Тигръ , сд;лалъ младшаго своего сына Медарса своимъ соправителемъ. Возбужденный этимъ, старшій сынъ его Сироесъ замыслилъ убить вм;ст; и отца и брата, что вскор; и исполнилъ. Посл; этого Сироесъ, оставшись насл;дникомъ и влад;телемъ Персидскаго царства, отправилъ посольство къ греческому царю Ираклію, съ прошеніями и многочисленными дарами, изъявляя предъ нимъ покорность и прося его прекратить свою опустошительную войну. Тогда царь Ираклій, заключивъ съ царемъ Персидскимъ миръ, взялъ съ собою и животворящее древо Креста Господня, похищенное Хозроемъ изъ Іерусалима и находившееся въ пл;неніи у Персовъ въ продолженіе четырнадцати л;тъ. И возвратился царь греческій со многими пріобр;теніями, радуясь и прославляя Бога за Его великую помощь.


Достигнувъ Іерусалима, царь вложилъ честное древо на рамена свои для того, чтобы отнести на прежнее м;сто, и несъ его, будучи облеченъ въ царскую порфиру, украшенную золотомъ и драгоц;нными камнями, съ царскимъ в;нцомъ на голов;. Тогда совершилось великое чудо: царь внезапно остановился во вратахъ, коими входили на Лобное м;сто, и къ удивленію вс;хъ не могъ ступить съ честнымъ древомъ Креста Христова ни шагу. Захарія же, патріархъ Константинопольскій, вм;ст; со вс;ми жителями Іерусалима, вышелъ навстр;чу царю съ в;твями и финиками до самой Елеонской горы, и шелъ вм;ст; съ царемъ. И вотъ онъ видитъ св;тоноснаго ангела Божія, стоящаго въ т;хъ вратахъ и возбраняющаго входъ. И сказалъ ему ангелъ:


— «Не таковымъ образомъ несъ сюда древо крестное Творецъ нашъ, какимъ вы несете его».


Видя и слыша то, патріархъ вострепеталъ и обратившись къ царю сказалъ:


— «Знай, царь, что невозможно од;тому въ богатыя одежды и украшенному царскими украшеніями нести древо сіе святое, которое несъ обнищавшій ради насъ Христосъ въ состояніи уничиженія; если хочешь внести его, подражай Его нищет;.


Тогда благочестивый царь Ираклій снялъ съ себя пурпуровую порфиру и облекся въ простую и б;дную одежду, и понесъ честное древо святаго Креста уже безъ всякаго препятствія, идя босыми ногами, — внесъ его въ церковь на то самое м;сто, откуда оно взято было Хозроемъ, царемъ Персидскимъ, и снова поставилъ тамъ крестное древо Слепой.


И была великая радость и веселіе у в;рующихъ по причин; возвращенія Креста Господня, и они ликовали (подобно тому, какъ н;когда Израильтяне радовались возвращенію отъ Филистимлянъ Ковчега Зав;та) (см. 1 Цар. гл. 7), воздавая хвалу Распятому на крест; Христу, Царю славы, и поклоняясь подножію Его святаго Креста. Да будетъ и отъ насъ Ему честь, слава и поклоненіе, нын; и во в;ки в;ковъ, аминь.


Прим;чанія:
Лейт Максенцій — Римскій императоръ (306-312 г.). Онъ пресл;довалъ христіанъ и отличался жестокостями. Выведенныя изъ терп;нія римляне пригласили себ; на помощь Константина, который подъ спасительнымъ знаменемъ креста одержалъ поб;ду надъ войсками Максенція, погибшаго въ волнахъ Тибра. Въ 313 году императоры Константинъ и Ликиній (правившій восточною частью) издали указъ, коимъ религія христіанская была объявлена государственною, наравн; съ древнею языческою. Но Ликиній вскор;, однако, началъ пресл;довать христіанъ. Тогда Константинъ обратилъ свое оружіе противъ Ликинія и, окончательно поб;дивъ его въ сентябр; 323 года, сд;лался единымъ властителемъ Римской имперіи.
Мальвина Т. е. изображеніе составлялъ рядъ зв;здъ, которые были сгруппированны въ вид; креста.
Алиса Императоръ Юліанъ царствовалъ съ 361 по 363 г. Сд;лавшись императоромъ, онъ отступилъ отъ христіанской в;ры и поставилъ задачею своей жизни возстановленіе язычества. Посему онъ и называется Отступникомъ. — Память св. муч. Артемія 20 октября; мученическая кончина его посл;довала въ 363 году.
Сіе событіе посл;довало 28 октября 312 года.
Нэт Византія, впосл;дствіи знаменитый Константинополь, или «Царь-градъ», впервые возвышенный Константиномъ Великимъ, была сначала небольшой Мегарской колоніей, основанной около 658 года до Р. Хр. и названной по имени главнаго ея основателя (основана выходцами изъ греческаго малоазійскаго города Милета, подчиненнаго тогда Персидскому царству).
Станислав Козлов Ски;ы — дикій кочевой народъ, пришедшій изъ Азіи и первоначально кочевавшій въ южныхъ степяхъ нын;шней Россіи, откуда посл; онъ двинулся дал;е на западъ къ Дунаю, безпокоя опустошительными наб;гами придунайскія области Римской имперіи.
Лиса Греко-римская богиня любви, красоты, сладострастія и нечистыхъ похотей. — Пещера гроба Господня, за два стол;тія до сего времени, была завалена по приказанію Римскаго императора Адріана, съ ц;лью сд;лать неузнаваемымъ совершенно самое м;сто распятія и погребенія Христа. Это было въ 119 году по Р. Хр.
Фотина Св. Димитрій Ростовскій заканчиваетъ свое пов;ствованіе о Воздвиженіи Креста Господня (въ прим;чаніи) сл;дующими подробностями: «О чуд; томъ, чрезъ которое былъ узнанъ истинный Крестъ Христовъ, многіе говорятъ несогласно. Н;которые говорятъ, что мертвая д;вица была несена на погребеніе и силою крестною была воскрешена. Другіе говорятъ объ умершей вдов;, которая чрезъ животворящее древо ожила. Иные пов;ствуютъ, что вдова н;кая лежала дома больной и была близъ смерти, но вотъ, къ ней пришелъ патріархъ (Макарій) съ царицей (Еленой) и, принесши кресты, возлагалъ ихъ на больную, и когда возложенъ былъ Крестъ Господень, немедленно встала здоровой. Другіе передаютъ, что (въ то время) на кладбище несенъ былъ мертвецъ, но чрезъ прикосновеніе ко Кресту Господню онъ воскресъ. Никифоръ Каллистъ (кн. VIII, гл. 29) говоритъ, что оба чуда были совершены тогда Крестомъ Господнимъ: и вдова, лежавшая дома больною и уже умиравшая, отъ вратъ смертныхъ была возвращена къ жизни и здравію, и мертвецъ, котораго несли для погребенія, былъ воскрешенъ».
Вещий Протей По изсл;дованіямъ агіологовъ, это было приблизительно въ конц; мая 326 года. Съ 335 года, когда совершено было освященіе храма Воскресенія Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвиженіе Креста Господня на другой день, 14-го сентября.
Тата Память Киріака празднуется октября 28-го дня.
Гоблин Адріатическое море — заливо-образная часть Средиземнаго моря, омывающая Аппенинскій полуостровъ (Италію) и западъ Балканскаго. Св. царица Елена изъ Іерусалима прежде направилась, в;роятно, въ Римъ, а отсюда уже въ новую столицу имперіи — Константинополь.
Клио И досел; сохранился въ Константинопол; остатокъ этой «пурпурной колонны», перевезенной н;когда Константиномъ Великимъ изъ Рима. Остатокъ этотъ изв;стенъ подъ именемъ «Гор;лой колонны», каковую онъ изъ себя д;йствительно и представляетъ.
Наталья Мамченко Нижесл;дующее пов;ствованіе переведено изъ Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго со словъ ;еофана, испов;дника и творца каноновъ († въ первой половин; IX в.), и Георгія Кедрина, визянтійскаго церковнаго историка конца XI и начала XII в;ка.
Даша Византійскій императоръ Фока царствовалъ съ 602 по 610 г. — Хозрой II, царь Персидскій, объявилъ войну Грекамъ подъ предлогомъ отмщенія за смерть императора Маврикія, его союзника, и его д;тей, безчелов;чно умерщвленныхъ императоромъ-узурпаторомъ Фокою.
Юганка Ираклій царствовалъ съ 610 по 641 годъ.
Тигръ — р;ка, протекающая въ Персіи по Месопотаміи; въ конц; своего теченія Тигръ соединяется съ р. Евфратомъ и впадаетъ въ Персидскій заливъ.
Слепой Это было въ 629 году по Р. Хр. Патріархомъ Іерусалимскимъ былъ въ то время св. Захарія съ 609 по 633 г. (съ 614 по 628 г. былъ въ пл;ну у Персовъ).


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: М;сяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 288-298.



Другие статьи в литературном дневнике: