Слово на Рождество Богородицы.8/21 сентября - День воинской славы России. В 1380 году русские полки во главе с великим князем Дмитрием Донским одержали победу над ордынскими войсками в Куликовской битве;
Изъ какихъ же веществъ создалась сія палата? Воистину — изъ драгоц;нн;йшихъ: ибо произошла, какъ отъ драгоц;ннаго камня, изъ царскаго рода, отъ Давида, который вложеннымъ въ пращу камнемъ, прообразовавшимъ камень — Христа, поразилъ Голіа;а (1 Цар. 17, 39-51) Станислав Козлов; и, какъ изъ благовонныхъ деревьевъ кедра и кипариса, Д;ва Богородица родилась изъ рода архіерейскаго, приносящаго благовонныя жертвы Богу. Отецъ ея, святый праведный Іоакимъ, былъ сыномъ Варпафира, ведущаго свое происхожденіе отъ сына Давидова На;ана, а мать ея, святая праведная Анна, была дочерью священника Мат;ана изъ племени Ааронова; такимъ образомъ, Пречистая Д;ва по отцу была рода царскаго, а по матери — архіерейскаго. О, изъ сколь драгоц;нн;йшихъ веществъ, — разум;ю пречестн;йшее происхожденіе, — создалась Царю славы одушевленная палата! И какъ въ Соломоновомъ храм; каменныя и деревянныя зданія пріобр;тали особенную ц;нносгь отъ чистаго золота, которымъ были позолочены; такъ въ рождеств; Пресвятой Богородицы благородство царскаго и архіерейскаго происхожденія еще бол;е заслужило почтенія отъ ц;домудрія святыхъ Ея родителей, которое дороже, нежели злата и сребра сокровища: честн;йша же есть каменій многоц;нныхъ! всяко же честное недостойно ея есть (Прит. 3, 15). Ибо Пресвятая Д;ва родилась отъ ц;ломудренныхъ родителей, что выше всякаго благородства. О семъ святый Дамаскинъ, обращаясь къ святымъ праведнымъ Богоотцамъ, говоритъ такъ: «о блаженные супруги, Іоакимъ и Анна! Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Мат;. 7, 16. 20). Вы устроили свою жизнь, какъ благоугодно Богу и какъ достойно сіе Рожденной отъ васъ. Ибо, живя ц;ломудренно и праведно, вы произрастили сокровище д;вства, — разум;ю Д;ву: прежде рождества Д;ву, въ рождеств; Д;ву, по рождеств; Д;ву, и всегда Д;ву, единую приснод;вствующую и умомъ, и душею, и т;ломъ. Подобало же, чтобы д;вство, отъ ц;ломудрія рожденное, было принесено плотію Самому Единородному Св;ту. О, двоица чист;йшихъ словесныхъ горлицъ, Іоакимъ и Анна! вы, соблювъ ц;ломудренно законъ природы, божественно сподобились сверхъестественныхъ дарованій, и родили міру Д;ву, Божію Матерь. Вы, благочестиво и праведно поживъ въ челов;ческомъ естеств;, произвели Дщерь высшую ангеловъ и нын; владычествующую надъ ангелами. О, прекрасн;йшая и сладчайшая Дщерь! О, кринъ, выросшій посреди тернія отъ благородн;йшаго царскаго корня! Тобою обогатилось царство священства» Лиса. Сими словами святый Дамаскинъ ясно показываетъ, отъ каковыхъ родителей рождена Божія Матерь, изъ сколъ драгоц;нн;йшихъ веществъ устроена палата Царя Небеснаго. На какомъ же м;ст; была устроена сія одушевленная палата? Воистину — на высочайшемъ, ибо Церковь даетъ о ней сл;дующее свид;тельство: истинно вышши вс;хъ еси Дево Чистая Фотина; но выше — не м;стомъ, а доброд;телями и высотою Божіихъ дарованій. М;стомъ же, гд; родилась преблагословенная Д;ва, былъ небольшой городъ въ земл; Галилейской, называемый Назаретомъ, завис;вшій отъ большого города Капернаума Вещий Протей, и жители его были презираемы, почему и о Христ; было сказано: отъ Назорета можетъ ли что добро быти? (Іоан. 1, 46). Но Господь, на высокихъ живый и на смиренныя призираяй (Псал. 112, 5), благоизволилъ, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не въ Капернаум;, въ своей гордын; до неба вознесшемся, а въ смиренномъ Назарет;, ибо еже есть въ челов;ц;хъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ (Лук. 16, 15), а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоц;нно у Него. Самое имя Назарета при семъ изображаетъ высоту доброд;телей Пречистой Д;вы. Ибо какъ въ Своемъ рождеств; Господь чрезъ Ви;леемъ, что значитъ: «домъ хл;ба» Тата, тайно прообразовалъ то, что Онъ есть хл;бъ, сшедшій съ неба Гоблин для оживотворенія и укр;пленія людей: такъ и въ рождеств; Пречистой Своей Матери Онъ чрезъ Назаретъ изображаетъ возвышенные предметы: ибо наименованіе «Назаретъ» означаетъ цв;тущее, огражденное, ув;нчанное и сокровенное м;сто Клио: и все сіе ясно предъизображаетъ Пресвятую Д;ву. Она есть цв;тъ, прозябшій отъ неилодной и застар;лой утробы сухого дерева, цв;тъ неувядаемый, присноцв;тущій д;вствомъ. цв;тъ благоухающій, родящій благоуханіе Единаго Царя, — цв;тъ, приносящій плодъ — Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное. Она освящена благодатію нашедшаго на Нее и ос;нившаго Ее Святаго Духа и есть свят;йшая вс;хъ святыхъ, какъ родившая вс;хъ святыхъ свят;йшее Слово Наталья Мамченко. Она исключена изъ числа гр;шныхъ земнородныхъ, какъ чистая и непорочная, и не только Сама чужда гр;ха, но и гр;шниковъ отводитъ отъ беззаконій, какъ и взываетъ къ Ней Церковь: радуйся, скверныхъ изъимающая д;лъ Даша. Она ув;нчана славою и честію: ув;чана славою, ибо произросла изъ царскаго корня; ув;нчана честію, потому что произошла изъ племени архіерейскаго. Ув;нчана славою, потому что произошла отъ ц;ломудренныхъ родителей; ув;нчана честію, потому что почтена благов;щеніемъ и служеніемъ архангела. Ув;нчана славою, какъ Матерь Божія; ибо что можетъ быть славн;е того, какъ родить Бога? Ув;нчана честію, какъ Приснод;ва; ибо что можетъ быть почетн;е, какъ пребыть и по рождеств; д;вою? Ув;нчана славою, славн;йшая серафимъ, какъ серафимски возлюбившая Бога. Ув;нчана честію, честн;йшая херувимъ Юганка, какъ превзошедшая херувимовъ мудростію и познаніемъ Божества: слава же и честь и миръ всякому д;лающему благое (Рим. 2, 10), говоритъ апостолъ. Но найдется ли кто изъ земнородныхъ бол;е доброд;тельный, ч;мъ Пречистая Д;ва? Она сохранила вс; запов;ди Господни, исполнила всю волю Господа, вс; наставленія Его соблюла, вс; слова Его сокрыла въ сердц; Своемъ, оказала ближнимъ вс; д;ла милосердія. Посему достойно Она ув;нчана, какъ творящая всеблагое. Она же есть и н;кое хранилище; ибо сохранила сокровище Своего д;вическаго ц;ломудрія столь тщательно, что даже ангелу не хот;ла вв;рить оное, потому что, увид;въ ангела, Она смутилась отъ словъ его и размышляла, что бы значило сіе прив;тствіе (Лук. 1, 29). Все сіе Назаретъ прообразовалъ въ Пречистой Д;в; своимъ наименованіемъ. И кто не скажетъ, какъ высоко воздвиглась та палата Христова по доброд;телямъ и дарованіямъ Божіимъ? Она высока, ибо дарована съ неба, хотя родилась на земл; отъ земнородныхъ; — съ неба, ибо, какъ говорятъ н;которые изъ богопросв;щенныхъ мужей, архангелъ Гавріилъ, благов;стившій Захаріи о рожденіи Іоанновомъ, благов;стилъ Іоакиму и Анн; о зачатіи Пресвятой Богородицы и принесъ съ неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! родишь ты дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Марія». Итакъ Она, безъ сомн;нія, можетъ быть названа градомъ святымъ, Іерусалимомъ новымъ, сходящимъ съ неба отъ Бога (Апок. 21, 2), скиніею Божіею. Высока сія Божія скинія, ибо, родивъ Царя Христа, Она возвысилась паче серафимовъ. О, высота, неудобовосходимая для челов;ческихъ помысловъ! А какова красота той мысленной Христовой палаты, — о семъ послушай того же сладкоглаголиваго Іоанна Дамаскина, в;щающаго о Ней сл;дующее: «Она принесена Богу, Царю вс;хъ, од;янная благол;піемъ доброд;телей, какъ бы золотою ризою, украшенная благодатію Духа Святаго, и слава Ея внутри Ея: ибо какъ для всякой жены слава ея — мужъ, приходящій отвн;, такъ слава Богородицы внутри Ея, т. е. плодъ чрева Ея» . И еще Дамаскинъ говоритъ, обращаясь къ Ней: «О, Д;во Богоблагодатная, святая Церковь Божія, которую духовно создалъ оный сотворившій міръ Соломонъ (Премудрый Творецъ міра) и вселился въ Нее! Не золотомъ, не бездушными камнями украшена Она, но, вм;сто золота, сіяетъ Духомъ, вм;сто дорогихъ камней, им;етъ многоц;нный бисеръ — Христа Слепой. Таково украшеніе той палаты, гораздо прекрасн;е бывшаго въ храм; Соломоновомъ, въ которомъ были изображены подобія херувимовъ, деревьевъ и цв;товъ. Но и въ сей одушевленной Церкви, въ Пречистой Д;в;, ясно виденъ образъ херувимскій: ибо Своимъ херувимскимъ житіемъ Она не только сравнялась съ херувимами, но и превзошла ихъ. Если Церковь обыкла иныхъ святыхъ называть херувимами, восп;вая: что васъ наречемъ святіи? – херувимы, яко на васъ почилъ есть Христосъ Аннет Вуа, то т;мъ паче Д;ва Богородида есть херувимъ, ибо въ Ней Христосъ почилъ т;ломъ Своимъ, и на пречистыхъ рукахъ Ея Богъ возс;лъ, какъ на престол;: Д;ва стала престоломъ херувимскимъ. Она им;етъ въ Себ; подобіе и деревьевъ благоплодовитыхъ, духовно сод;лавшись маслиною плодовитою въ дому Божіемъ и цв;тущимъ финикомъ (Псал. 55, 10), почему нын; и именуется садомъ живоноснымъ, когда Церковь восп;ваетъ: отъ неплоднаго корене Садъ живоносенъ израсти намъ – Матерь Свою, Иже чудесъ Богъ Helena. Все сіе говорится о красот; Ея духовной. Но Она не была лишена и красоты т;лесной, какъ о томъ свид;тельствуютъ многіе учители церковные, что во всей подсолнечной не было и не будетъ такой прекрасной д;вы, какова была Д;ва Богородица, узр;въ Которую, святый Діонисій Ареопагитъ хот;лъ бы наречь ее Богомъ, если бы не зналъ Бога, отъ Нея рожденнаго. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просіявала и на Ея пресв;тломъ лиц;. Таковую предуготовалъ себ; палату на земл; Царь Небесный, — палату прекрасную душею и т;ломъ, яко нев;сту украшену мужу своему (Апок. 21, 2), — притомъ палату пространную: чрево Ея пространн;е небесъ сод;ла Флоренсийа, и вм;стился въ Ней невм;стимый Христосъ Богъ. Палаты царскія обыкновенно строются обширными, такъ чтобы они могли вм;стить не только царя, но и множество предстоящихъ слугъ и приходящихъ къ нему отовсюду людей. Обширное селеніе Слова, Пречистая Д;ва, пространно не только для Бога-Слова, какъ Царя, но и для насъ, притекающихъ рабовъ къ Богу, вселившемуся въ Нее: Бога вм;щаетъ во угроб;, насъ же въ Своемъ благоутробіи. Избранный сосудъ Божій, святый апостолъ Павелъ, движимый любовію, говорилъ къ своимъ возлюбленнымъ чадамъ: сердце наше распространися: не т;сно вм;щается въ насъ (1 Кор. 6, 11-12). Но у кого изъ святыхъ можетъ найтись столь пространное благоутробіе, какъ Маріино о Бог; благоутробіе? Зд;сь вм;щается и ц;ломудренный, и гр;шному зд;сь не т;сно. Кающійся им;етъ въ Ней свое м;сто, и для отчаявшихся и некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно таму, какъ Ноевъ ковчегъ служилъ пристанищемъ не только чистымъ, но и нечистымъ животнымъ. Въ благоутробіи Ея безъ т;сноты вм;щаются вс; скорбящіе, обидимые, алчущіе, странствующіе, обуреваемые, больные: ибо не можетъ не быть милосердной та утроба, которая родила намъ благого Бога. Палаты царей земныхъ охраняетъ много вооруженной стражи, которая не всякаго, желающаго войти въ нихъ впускаетъ, но удерживаетъ, внимательно разсл;дуя, откуда и зач;мъ идетъ. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и безчисленными ликами ангеловъ и вс;хъ святыхъ, но, т;мъ не мен;е, въ двери Ея благоутробнаго милосердія никто не препятствуетъ войти, если бы кто сего пожелалъ: ни стражи не отталкиваютъ, ни воины не отгоняютъ и не разсл;дуютъ, зач;мъ кто идетъ, но всякій входитъ въ нихъ безпрепятственно съ моленіемъ пріемлетъ даръ по благопотребному прошенію. Итакъ, будемъ приб;гать къ милосердію Рожденной отъ неплодной утробы съ таковымъ прив;тствіемъ: Радуйся, всенепорочная палата Царя вс;хъ! Радуйся, селеніе Бога и Слова, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ, и Теб;, Дочери Отца, Матери Сына, Нев;ст; Святаго Духа, да будетъ отъ насъ смертныхъ честь и слава во в;ки. Аминь. Прим;чанія: Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: М;сяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 174-184. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга первая: Месяц Сентябрь. Издание 2-е. М., 1903 22 Сентября 2021 года (9 Сентября 2021 по ст.ст.) Попразднство Рождества Пресвятыя Богородицы .
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга первая: Месяц Сентябрь. Издание 2-е. М., 1903Святый праведный Іоакимъ происходилъ изъ кол;на Іудина, изъ дома царя Давида. Родословіе его таково: у сына Давида На;ана родился сынъ Левій, Левій родилъ Мелхію и Панфира, Панфиръ родилъ Варпафира, Варпафиръ же родилъ Іоакима, отца Божіей Матери. Святый Іоакимъ жилъ въ город; Назарет; Галилейскомъ Лейт и им;лъ жену по имени Анну изъ кол;на Левіина, изъ рода Ааронова, дочь священника Мат;ана, жившаго предъ царствованіемъ Ирода Мальвина, сына Антипатра. Сей священникъ Мат;анъ им;лъ женою Марію, изъ кол;на Іудина, изъ города Ви;леема Алиса, и трехъ дочерей: Марію, Совію и Анну. Изъ нихъ первою вышла замужъ Марія въ Ви;леемъ и родила Саломію; потомъ вышла замужъ Совія, также въ Ви;леемъ, и родила Елисавету, мать Іоанна Предтечи; третья же, какъ мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замужъ за Іоакима въ страну Галилейскую, въ городъ Назаретъ. Супруги сіи, Іоакимъ и Анна, происходя изъ знатнаго рода, поучались въ закон; Господнемъ и были праведны предъ Богомъ. Им;я богатство вещественное, они не были лишены и богатства духовнаго. Украшенные вс;ми доброд;телями, они безпорочно соблюдали вс; запов;ди закона Божія. На каждый праздникъ благочестивые супруги отд;ляли отъ своего имущества дв; части, — одну отдавали на церковныя потребности, а другую раздавали нищимъ. Своею праведною жизнію Іоакимъ и Анна такъ угодили Богу, что Онъ сподобилъ ихъ быть родителями Пресвятой Д;вы, предъизбранной Матери Господа. Изъ этого одного уже видно, что ихъ жизнь была свята, богоугодна и чиста, такъ какъ у нихъ родилась Дщерь, Свят;йшая вс;хъ святыхъ, угодившая Богу больше вс;хъ и херувимовъ Честн;йшая. Въ то время на земл; не было бол;е угодныхъ Богу людей, нежели Іоакимъ и Анна, по непорочной ихъ жизни. Хотя въ то время можно было найти и многихъ живущихъ праведно и угождающихъ Богу, но эти двое превзошли вс;хъ своими доброд;телями и явились предъ Богомъ самыми достойными того, чтобы отъ нихъ родилась Божія Матерь. Такая милость имъ не была бы дарована Богомъ, если бы они д;йствительно не превосходили вс;хъ праведностью и святостью. Но какъ Самъ Господь им;лъ воплотиться отъ Пресвятой и Пречистой Матери, такъ подобало и Матери Божіей произойти отъ святыхъ и чистыхъ родителей. Подобно тому какъ земные цари им;ютъ свои порфиры, сд;ланныя не изъ простой матеріи, а изъ златотканной, такъ и Небесный царь восхот;лъ им;ть Пречистою Своею Матерью, въ плоть Которой, какъ въ царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не отъ обыкновенныхъ невоздержныхъ родителей, какъ-бы изъ простой матеріи, но отъ ц;ломудренныхъ и святыхъ, какъ-бы изъ матеріи златотканной, прообразомъ чего служила ветхозав;тная скинія, которую Богъ вел;лъ Моисею сд;лать изъ багряной и червленой матеріи и изъ виссона (Исх. 27, 16). Скинія эта прообразовала Д;ву Марію, вселившійся въ Которую Богъ им;лъ съ челов;ки пожити, какъ написано: се скинія Божія съ челов;ки, и вселится съ ними (Апок. 21, 3). Багряная и червленая матерія и виссонъ, изъ которыхъ была сд;лана скинія, прообразовали родителей Божіей Матери, Которая произошла и родилась отъ ц;ломудрія и воздержанія, какъ-бы отъ багряной и червленой одежды, и совершенства ихъ въ исполненіи вс;хъ запов;дей Господнихъ, какъ-бы отъ виссона. Но сіи святые супруги, по Божію повеленію, долгое время были безд;тны, — дабы въ самомъ зачатіи и рожденіи такой дочери была явлена и сила Божіей благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей; ибо неплодной и состар;вшейся женщин; родить иначе невозможно, какъ по сил; благодати Божіей; зд;сь д;йствуетъ уже не природа, но Богъ, поб;ждающій законы природы и уничтожающій узы неплодія. Родиться отъ неплодныхъ и престар;лыхъ родителей — большая честь и для самой Рожденной, потому что Она рождается тогда не отъ невоздержныхъ родителей, но отъ воздержныхъ и престар;лыхъ, каковыми были Іоакимъ и Анна, которые пятьдесятъ л;тъ жили въ супружеств; и не им;ли д;тей. Наконецъ, чрезъ таковое рожденіе открывается достоинство и самихъ родителей, такъ какъ они посл; долгаго неплодства родили радость всему міру, ч;мъ уподобились святому патріарху Аврааму и благочестивой супруг; его Сарр;, родившимъ, по об;тованію Божію, Исаака въ старости (Быт. 21, 2). Однако, безъ сомн;нія, можно сказать, что рождество Богородицы выше рожденія Авраамомъ и Саррою Исаака. Насколько Сама рожденная Д;ва Марія выше и бол;е достойна почести, нежели Исаакъ, настолько больше и выше достоинство Іоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усерднымъ постомъ и молитвами, въ душевной горести и сердечной скорби умолили о семъ Бога: и скорбь ихъ обратилась въ радость, а безчестіе ихъ явилось предв;стникомъ великой чести, и усердное прошеніе руководителемъ къ полученію благъ, и молитва — лучшей ходатаицей. Іоакимъ и Анна долгое время скорб;ли и плакали, что у нихъ н;тъ д;тей. Однажды Іоакимъ въ большой праздникъ приносилъ въ Іерусалимскомъ храм; дары Господу Богу; вм;ст; съ Іоакимомъ и вс; Израильтяне приносили свои дары въ жертву Богу. Бывшій въ то время первосвященникъ Иссахаръ не захот;лъ принять даровъ Іоакима, потому что онъ былъ безд;тнымъ. — «Не должно, — говорилъ онъ, — принимать отъ тебя дары, потому что ты не им;ешь д;тей, а сл;довательно и благословенія Божія: нав;рное, у тебя есть какіе-нибудь тайные гр;хи». Также и одинъ еврей изъ кол;на Рувимова, вм;ст; съ прочими приносившій свои дары, укорялъ Іоакима, говоря: — «Зач;мъ ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? разв; ты не знаешь, что ты не достоинъ приносить дары вм;ст; съ нами, ибо ты не знаешь въ Израил; потомства?» Укоры сіи очень опечалили Іоакима, и онъ въ сильной скорби ушелъ изъ храма Божія посрамленнымъ и униженнымъ, и праздникъ для него обратился въ печаль, а праздничная радость см;нилась скорбію. Глубоко скорбя, онъ не возвратился домой, но ушелъ въ пустыню къ пастухамъ, пасшимъ его стада, и тамъ плакалъ о неплодств; своемъ и о поношеніи и укорахъ, сд;ланныхъ ему. Вспомнивъ про Авраама, праотца своего, которому уже въ преклонномъ возраст; Богъ даровалъ сына, Іоакимъ сталъ усердно молить Господа, чтобы Онъ и его сподобилъ такого же благоволенія, услыхалъ бы его молитву, помиловалъ бы и отнялъ отъ него поношеніе со стороны людей, даровавъ въ старости плодъ его супружеству, какъ н;когда Аврааму. — «Да буду я, — молился онъ, — им;ть возможность именоваться отцомъ ребенка, а не безд;тнымъ и отверженнымъ отъ Бога терп;ть укоры отъ людей!» Къ сей молитв; Іоакимъ присоединилъ постъ и сорокъ дней не вкушалъ хл;ба. — «Не буду ;сть, — говорилъ онъ, — и въ домъ свой не возвращусь; пусть слезы мои будутъ мн; пищею, а пустыня сія домомъ, до т;хъ поръ пока не услышитъ и не отниметъ отъ меня поношеніе Господь Богъ Израилевъ». Точно также и жена его, будучи дома и услыхавъ, что первосвященникъ не хот;лъ принять ихъ дары, укоряя въ неплодств;, и что мужъ ея отъ великой скорби удалился въ пустыню, плакала неут;шными слезами. — «Теперь, — говорила она, — я несчастн;е вс;хъ: Богомъ отвержена, у людей въ поношеніи и мужемъ оставлена! О чемъ плакать теперь: о вдовств; ли своемъ, или о безчадіи, о сиротств; своемъ или о томъ, что не удостоилась называться матерью!» Такъ горько плакала она вс; т; дни. Рабыня Анны, по имени Юди;ь, старалась ее ут;шить, но не могла: ибо кто можетъ ут;шить ту, печаль которой глубока, какъ море? Однажды Анна печальная пошла въ свой садъ, с;ла подъ лавровымъ деревомъ, вздохнула изъ глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слезъ къ небу, увидала на дерев; птичье гн;здо съ маленькими птенцами. Зр;лище сіе причинило ей еще большую скорбь, и она съ плачемъ начала взывать: — «Горе мн; безд;тной! Должно быть, я самая гр;шная среди вс;хъ дщерей Израилевыхъ, что одна предъ вс;ми женами такъ унижена. Вс; носятъ плодъ своего чрева на своихъ рукахъ, — вс; ут;шаются своими д;тьми: я же одна чужда сей радости. Горе мн;! Дары вс;хъ принимаются въ храм; Божіемъ, и за чадородіе имъ оказываютъ уваженіе: я же одна отвержена отъ храма Господа моего. Горе мн;! Кому я уподоблюсь? ни птицамъ небеснымъ, ни зв;рямъ земнымъ: ибо и т; приносятъ теб;, Господи Боже, плодъ свой, я же одна неплодна. Даже съ землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябаетъ и выращиваетъ с;мена и, принося плоды, благословляетъ Тебя, Небеснаго Отца: я же одна безплодна на земл;. Увы мн;, Господи, Господи! Я одна, гр;шная, лишена потомства. Ты, Который даровалъ н;когда Сарр; въ глубокой старости сына Исаака (Быт. 21, 1-8), Ты, Который отверзъ утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1 Цар. 1, 20), призри нын; на меня и услыши молитвы мои. Господи Савао;ъ! Ты знаешь поношеніе безд;тства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную сод;лай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Теб; въ даръ, благословляя, восп;вая и согласно прославляя Твое милосердіе». Когда Анна съ плачемъ и рыданіемъ такъ восклицала, явился ей ангелъ Господень и сказалъ: — «Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыханія твои прошли сквозь облака, слезы твои явились предъ Богомъ, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрезъ Нее получатъ благословеніе вс; племена земныя и будетъ даровано всему міру спасеніе; имя ей будетъ Марія». Услышавъ ангельскія слова, Анна поклонилась Богу и сказала: — «Живъ Господь Богъ, если родится у меня дитя — я отдамъ его на служеніе Богу. Пусть оно служитъ Ему и прославляетъ святое имя Божіе день и ночь во все время жизни своей». Посл; сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла въ Іерусалимъ, чтобы тамъ съ молитвою воздать благодареніе Богу за Его милостивое пос;щеніе. Въ то же самое время Ангелъ явился и Іоакиму въ пустын; и сказалъ: — «Іоакимъ, Іоакимъ! Услышалъ Богъ молитву твою и благоволитъ даровать теб; благодать Свою: жена твоя Анна зачнетъ и родитъ теб; Дщерь, рожденіе Которой будетъ радостью для всего міра. И вотъ теб; знаменіе, что я благов;ствую теб; истину: иди въ Іерусалимъ къ храму Божію и тамъ, у золотыхъ воротъ, найдешь свою супругу Анну, которой я возв;стилъ то же самое». Іоакимъ, удивленный такимъ ангельскимъ благов;стіемъ, славословя Бога и благодаря Его сердцемъ и устами за великое милосердіе, съ радостію и веселіемъ посп;шно отправился въ Іерусалимскій храмъ. Тамъ, какъ и возв;стилъ ему ангелъ, онъ нашелъ у золотыхъ воротъ Анну, молящуюся Богу, и разсказалъ ей объ ангельскомъ благов;стіи. Также и она пов;дала ему о томъ, что вид;ла и слышала ангела, возв;стившаго о рожденіи у нея дочери. Тогда Іоакимъ и Анна прославили Бога, сотворившаго имъ такую великую милость и, поклонившись Ему въ святомъ храм;, возвратились въ свой домъ. И зачала святая Анна въ девятый день декабря м;сяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Д;ва Марія, начало и ходатаица нашего спасенія, о рождеств; Коей возрадовались и небо и земля. Іоакимъ по случаю Ея рожденія принесъ Богу великіе дары, жертвы и всесожженія, и получилъ благословеніе первосвященника, священниковъ, левитовъ и вс;хъ людей за то, что сподобился благословенія Божія. Потомъ онъ устроилъ въ дом; своемъ обильную трапезу, и вс; съ веселіемъ прославляли Бога. Возрастающую Д;ву Марію родители Ея берегли, какъ зеницу ока, в;дая, по особенному откровенію Божію, что Она будетъ св;томъ всему міру и обновленіемъ естества челов;ческаго. Посему они воспитывали Ее съ такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая им;ла быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только какъ дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, какъ госпожу свою, помня ангельскія слова, сказанныя о Ней, и провидя духомъ, что должно надъ Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатію и своихъ родителей. Подобно тому какъ солнце своими лучами осв;щаетъ зв;зды небесныя, уд;ляя имъ частицы своего св;та, такъ и Богоизбранная Марія, какъ солнце, озаряла лучами данной Ей благодати Іоакима и Анну, такъ что и они были исполнены Духа Божія, и твердо в;ровали въ исполненіе ангельскихъ словъ. Когда отроковиц; Маріи исполнилось три года, родители ввели Ее со славою въ храмъ Господень, сопровождая съ возжженными св;тильниками, и посвятили Ее на служеніе Богу, какъ то об;щали. По прошествіи н;сколькихъ л;тъ посл; введенія Маріи во храмъ, святый Іоакимъ умеръ, восьмидесяти л;тъ отъ рожденія. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назаретъ и пришла въ Іерусалимъ, гд; пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь безпрестанно въ храм; Божіемъ. Проживъ въ Іерусалим; два года, она почила о Господ;, им;я 79 л;тъ отъ рожденія Нэт. О, сколь благословенны вы, святые родители, Іоакимъ и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери! Сугубо благословенны вы ради Сына Ея, Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго получили благословеніе вс; народы и племена земные! Справедливо васъ святая Церковь наименовала Богоотцами Станислав Козлов, ибо мы знаемъ, что отъ Пресвятой вашей Дочери родился Богъ. Нын; предстоя Ему близко на неб;, молитесь, да уд;лится и намъ хотя н;кая часть вашей радости нескончаемой. Аминь. Прим;чанія: Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: М;сяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 185-192.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|