Русския службы Рождеству святителя Николая

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

"...Весть объ исходящей отъ образа благодати облетела всю Русскую землю, и въ 1555 году по повел;нію царя Іоанна Васильевича Грознаго свершилось принесеніе Великорецкаго образа въ Москву. Крестному ходу всей Россіи съ образомъ Святителя можно уподобить это грандіозное шествіе..."



I.
Пріиди въ Русь и виждь: яко н;сть града, ни села, ид;же не быша чудеса святаго Николы, ихже не можно за множество писанію предати...



Альфа и Омега. М., 2008. №1(51)Велика на Руси слава угодника Божія Николая, архіепископа греческаго города М;ры области Ликійской, и поистин; неисчерпаема сокровищница духовнаго творчества нашего народа, связаннаго съ именемъ святителя. Въ сколькихъ былинахъ, п;сняхъ, стихахъ, поговоркахъ, прим;тахъ... запечатл;но обращеніе къ любимому народомъ святому. Эта в;твь творчества — фольклорная, устная — донесла до насъ и разсказъ о начал; прославленія св. Николая въ нашей земл;. Им;ется въ виду преданіе о княз; Аскольд;. Событія, о которыхъ разсказывается въ немъ происходили въ Кіев; во второй четверти IX в;ка, то есть за сто л;тъ до принятія христіанства на Руси Лейт.


Другая в;твь русскаго духовнаго творчества связана съ письменными памятниками, съ церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распространятся на Руси съ конца X в;ка. Съ одной стороны — это житійная литература, включающая какъ переводы греческихъ варіантовъ «Житія» такъ и собственно русскія «Сказанія» и «Пов;сти» о св. Никола;, о чудотворныхъ образахъ святаго. Съ другой стороны — богослужебная гимнографія, слагавшаяся параллельно литератур; житійной и прошедшая тотъ же путь — отъ заимствованія греческихъ праздниковъ и службъ до установленія русскихъ памятей и созданія русскихъ гимнографическихъ памятниковъ въ честь «Николы батюшки». Вопросамъ изученія русской гимнографіи въ честь св. Николая и посвящена настоящая статья. Въ центр; нашего вниманія — праздникъ и службы Рождеству св. Николая (29 іюля / 11 августа) Мальвина.


На сегодняшній день изъ вс;хъ церковныхъ памятей, связанныхъ съ именемъ святителя, праздникъ Рождества — самый загадочный. Мы не знаемъ когда и гд; впервые былъ установленъ этотъ праздникъ. Отм;чался ли онъ въ Византіи или принадлежитъ числу русскихъ памятей? Какой «статусъ» им;лъ онъ въ ряду другихъ памятей церковнаго года? Съ ч;мъ связаны разночтенія датъ празднованія Рождества св. Николая? Алиса Вопросовъ, связанныхъ съ исторіей праздника и собственно гимнографіи Рождеству св. Николая очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные изъ нихъ — это наша первая задача.


Вторая задача состоитъ въ томъ, чтобы донести до православнаго читателя сами богослужебныя посл;дованія. Какъ изв;стно, память Рождества св. Николая хотя и включена въ современный М;сяцесловъ Православной Церкви, но службы на этотъ праздникъ не изданы и, соотв;тственно, не изв;стны широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Между т;мъ духовное желаніе почтить великаго Угодника Божія въ праздникъ его Рождества непрем;нно возникаетъ въ сердцахъ православныхъ людей, особенно же — прихожанъ, насельниковъ монастырей, священниковъ, отправляющихъ богослуженія въ храмахъ и обителяхъ, освященныхъ въ честь свъ. Николая.



II.
Всечестное твое рождество, отче Никола;, ангеловъ множество на небеси и челов;ческій родъ на земли, честно ублажаетъ...



Что же опред;леннаго можно сказать о происхожденіи праздника и службъ Рождеству святителя?


Прежде всего, что праздникъ принадлежитъ къ одн;мъ изъ древнихъ церковныхъ памятей. Самое раннее дошедшее до насъ упоминаніе его содержится въ славянской глаголической рукописи XII-XIII вв. Первый русскій м;сяцесловъ, включающій эту память, относится къ XIV в;ку Нэт. Подчеркнемъ, что Рождество свъ. Николая упоминается исключительно въ рукописяхъ славяно-русскихъ. Возможно, это свид;тельствуетъ о происхожденіи праздника.


Складывается впечатл;ніе, что Рождество св. Николая не входило въ кругъ постоянно отм;чавшихся церковныхъ праздниковъ. На протяженіи всей исторіи православнаго богослуженія на Руси оно то возникало, то вновь исчезало изъ числа церковныхъ памятей. Эта мысль подтверждается и особенностями гимнографіи Рождеству св. Николая. Въ спискахъ XVII-XVIII вв. дошли до насъ дв; разныя службы на этотъ праздникъ. Въ сущности, он; отражаютъ дв; традиціи празднованія Рождества свъ. Николая, бытовавшія въ разное время и въ разныхъ областяхъ Россіи. Первый варіантъ зафиксированъ въ рукописи изъ Новгорода. Второй — въ списк;, принадлежавшемъ н;когда Вятскому ка;едральному собору...


Исторія Новгорода кр;пко связана съ именемъ святаго. Вспомнимъ, наприм;ръ, что уже въ XI в;к; въ Новгород; существовала церковь Николы Можайскаго. А въ первой четверти XIII в;ка жители города вид;ли множество чудесъ отъ Зарайскаго образа святителя — онъ гостилъ въ город; по пути изъ Корсуни «въ земли Рязанскія...». Посл;дній фактъ наводитъ на рядъ размышленій. Какъ изв;стно, городъ Зарайскъ принялъ святыню — чудотворную икону св. Николая въ 1225 году. Торжественная встр;ча образа состоялась у ст;нъ города 29 іюля — въ день, который приходится днемъ Рождества св. Николая. Св;д;ній о церковномъ праздник; Рождеству Святителя въ Зарайск; мы не им;емъ. Однако, какъ указываетъ прот. Василій (Изюмскій) — авторъ зам;чательной книги объ исторіи чудотворнаго образа святителя и почитаніи его въ Зарайск; — «въ народ; Рождество св. Николая отм;чалось издревле... д;ти на этотъ праздникъ, подобно какъ на Рождество Христово, славили св. Николая п;ніемъ особыхъ стиховъ, составленныхъ въ его честь» Станислав Козлов. Пріобр;лъ ли Новгородъ знаніе о рождественскомъ праздник; святителю отъ принесенія Корсунской иконы или наоборотъ — пос;щеніе Новгорода повліяло на формированіе традиціи почитанія образа въ Зарайск;? Вопросы эти пока остаются открытыми. Однако вернемся къ Новгороду.


Прямыя свид;тельства о празднованіи Рождества св. Николая въ Новгород; относятся къ XVI в;ку. Въ Чиновник; Софійскаго собора записано, что празднованіе сопровождалось крестнымъ ходомъ «отъ Соф;и къ Никол; Чудотворцу на Розважу» Лиса. Чиновникъ датируется XVI в;комъ. Въ это время въ Новгород; существовалъ и монастырь, спеціально посвященный Рождеству Святителя, какъ говорится въ Л;тописи, «монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рожденіе». Онъ былъ основанъ въ 1556 году Фотина. Что послужило причиной основанія монастыря? Можетъ быть, оно им;ло чудесную предысторію, связанную съ окормленіемъ святителемъ новгородскаго люда и возведеніе обители въ честь праздника явилось естественнымъ откликомъ в;рующихъ на помощь святителя? Въ текстахъ службы неоднократно упоминается н;кій градъ, находящійся подъ покровительствомъ св. Николая. Наприм;ръ, въ одной изъ стихиръ на литіи поется: «неподвижиму и необориму граду твоему быти сподоби...».


Рукопись со службой Рождеству св. Николая была писана въ Великомъ Новгород; въ л;то 7165 . То есть спустя бол;е 100 л;тъ посл; основанія монастыря и памятной записи въ Чиновник; Софійскаго новгородскаго собора. Дал;е сл;дъ этой службы ведетъ вглубь Россіи, въ томъ числ; въ сердц; монастырской жизни Московской Руси — Свято-Троиц; Сергіеву Лавру. Именно въ лаврской библіотек; былъ обнаруженъ еще одинъ списокъ этой службы Рождеству св. Николая РГБ ф. 299 № 484. 1. Онъ датированъ 1723 годомъ.


Перенесемся теперь съ с;веро-запада къ с;веро-востоку отъ Москвы — на Вятскую землю. 24 мая 1380 года на берегу р;ки Великой былъ обр;тенъ чудотворный образъ св. Николая. Онъ получилъ именованіе «Великорецкій». В;сть объ исходящей отъ образа благодати облет;ла всю Русскую землю, и въ 1555 году по повел;нію царя Іоанна Васильевича Грознаго свершилось принесеніе Великорецкаго образа въ Москву. Крестному ходу всей Россіи съ образомъ Святителя можно уподобить это грандіозное шествіе. По р;камъ — Вятк;, Кам;, Волг;, Ок;, Москв; творя на пути многія чудеса, прибылъ чудотворный образъ къ м;сту своего назначенія. Восл;дъ этому событію была написана «Пов;сть о принесеніи Великорецкаго образа въ Москву...»; составлены тропарь и кондакъ московскому празднику Принесенія образа...; создана «московская» копія чудотворной иконы; устроенъ прид;лъ «Николы Великорецкаго» въ новоотстроенномъ храм; Покрова Пресвятыя Богородицы и... установленъ праздникъ Рождества св. Николая.


«Пов;сть о принесеніи Великорецкаго образа» разсказываетъ, что по прибытіи образа въ Москву царь Іоаннъ Васильевичъ встр;тилъ «высокаго гостя» 29 іюля у Симонова монастыря. Это былъ день Рождества св. Николая... Объ установленіи праздника говорится въ приписк; къ Уставу Успенскаго собора Московскаго Кремля, сд;ланной во 2-й половин; XVI в;ка: «Уставися праздновати Рождеству св. Николая и бываетъ ходъ со кресты къ Никол; на рву» Вещий Протей. Что касается собственно службы, то Уставъ Успенскаго собора Московскаго Кремля не содержитъ указаній на особыя п;сноп;нія Рождеству св. Николая. В;роятно, въ Москв; установленное празднованіе д;йствительно ограничилось крестнымъ ходомъ къ икон; Николы Великорецкаго «что на рву» (какъ записано въ Устав;) и не предполагало самостоятельнаго богослужебнаго посл;дованія. Но на Вятк; сложилось иначе. Тамъ была составлена отд;льная служба Рождеству святителя Тата. Она-то и дошла до насъ въ рукописи Вятскаго ка;едральнаго собора (БАН Вятскаго собраніе № 66). Это рукопись начала XVIII в;ка, возможно, списокъ съ бол;е ранняго источника. Гимнографическіе тексты доносятъ до насъ информацію о написаніи службы «по святительскому благословенію». Возможно, оно было дано самимъ митрополитомъ всероссійскимъ Макаріемъ — глубокимъ почитателемъ св. Николая.


Съ цв;теніемъ духовнаго поля земли Русской въ XVI в;к; связано распространеніе русскихъ памятей, церковныхъ торжествъ, связанныхъ съ отечественной духовной традиціей. Рождество св. Николая несомн;нно принадлежитъ къ числу полюбившихся и, можетъ быть, прижившихся только на Руси церковныхъ памятей. Этотъ праздникъ обнимаетъ всю Россію. Посудите сами. Днемъ 29 іюля оказываются отм;чены вс; важныя в;хи заступническаго шествія св. Николая по Руси: Пренесеніе Зарайкаго образа изъ Корсуни въ земли Рязанскія, Пренесеніе образа «Николы Великорецкаго» въ Москву и Пренесеніе на Русь Можайскаго образа святителя Гоблин. Такимъ образомъ, не входившій въ число постоянно отм;чавшихся церковныхъ памятей праздникъ Рождества св. Николая сталъ въ своемъ род; «всепразднственнымъ» и отм;чался вс;мъ русскимъ православнымъ міромъ.


<...>


Св;тлана Черкасова.
Прим;чанія:
Лейт См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая» // «Музыкальная академія». 2001. №1. С. 1-12.
Мальвина Въ ц;ломъ современный м;сяцесловъ Православной Церкви содержитъ шесть праздниковъ св. Николаю. Каждому изъ нихъ соотв;тствуетъ своя гимнографія. Условно ихъ можно разд;лить на дв; группы. Первую составляютъ памяти, скажемъ такъ, житійнаго цикла. Сюда относятся: праздникъ Преставленія св. Николая или, какъ онъ именуется въ богослужебныхъ рукописяхъ, «Память св. Николая...» (6 / 19 декабря); Пренесеніе мощей св. Николая изъ М;ръ Ликійскихъ въ Баръ градъ… (9 / 22 мая) и Рождество св. Николая (29 іюля / 11 августа).
Вторую группу составляютъ праздники въ честь чудотворныхъ иконъ святителя. Такихъ праздниковъ на Руси сложилось довольно много, но въ М;сяцеслов; Православной Церкви указано только три — т;, слава о которыхъ прошла по всей Россіи. Это памяти: Пренесенія Зарайскаго образа свъ. Николая изъ града Корсуни въ земли Рязанскія... (9 / 22 мая); Явленіе Великорецкаго образа св. Николая... (24 мая / 7 іюня); Пренесеніе образа «Николы Великорецкаго» въ Москву (29 іюля / 11 августа).
Точно изв;стно о греческомъ происхожденіи только одной изъ названныхъ памятей — Преставленія св. Николая. Въ Византіи была составлена и служба на этотъ праздникъ. Остальные пять праздниковъ (в;роятно вс;) принадлежатъ Русской Церкви и гимнографію къ нимъ составляли русскіе п;снотворцы. Подробн;е объ этомъ см. въ нашей статьт; «Русская гимнографія св. Николаю: проблемы ея изученія» // «Правило в;ры и образъ кротости… Образъ св. Николая, архіепископа М;рликійскаго, въ византійской и славянской агіографіи, гимнографіи и иконографіи». М., изд-во ПСТБИ, 2004. С. 356-369.
Алиса Днемъ празднованія Рождества св. Николая указывается преимущественно 29 іюля, но въ разныхъ источникахъ м. б. и 20 мая, 23 и 24 августа. Подробн;е объ этомъ см. Сергій (Спасскій), архіеп. «Полный М;сяцесловъ Востока». Т. II. М., 1877. С. 377.
Тамъ же.
Нэт Лосева О. В. Русскіе м;сяцесловы XI-XIV в;ковъ. М., 2001. С. 413.
Станислав Козлов Василій (Изюмскій), прот. Зарайская святыня: 750 л;тъ городу Зарайску. М.: «Центръ», 1996. С. 81.
Лиса Голубцовъ А. П. Чиновникъ новгородскаго Софійскаго собора. М., 1899. С. 132.
Фотина Вознесенскій А., Гусевъ ;. Житіе и чудеса св. Николая чудотворца, архіепископа М;рликійскаго и слава его въ Россіи. СПб., 1899; То же. Репринтъ. изд. 1899 г. СПб., 1994. С. 670.
Вещий Протей Серебрякова Е. И. Книжныя миніатюры «Принесеніе Великорецкаго образа св. Николая въ Москву» // Докладъ на Международной научной конференціи «Святитель Николай М;рликійскій въ византійской, славянской и русской литератур; и иконографіи». М., 2003.
Тата В;роятно, это случилось посл; возвращенія образа изъ столицы.
Гоблин Въ русскихъ Прологахъ съ 1662 года въ день 29 іюля полагалось чтеніе Пов;сти о принесеніи на Русь Можайскаго образа св. Николая.


Источникъ: С. Черкасова. Русскія службы Рождеству святителя Николая (Начало). // Журналъ «Альфа и Омега». — М., 2008. — № 1 (51). — С. 285-290.



-


Избранныя житія святыхъ. М;сяцъ Іюль. День двадцать девятый.


Сказаніе о рожденіи св. Николая Чудотворца.



Радуйся, отъ утробы матернія очищенный (Ака;истъ, икосъ 1-й).
Радуйся, рожденіемъ своимъ родителей удививый (Икосъ 1-й).
Радуйся, силу душевную абіе по рождеств; явивый (Икосъ 1-й).



Около 16-ти в;ковъ прошло съ т;хъ поръ, какъ жилъ и подвизался на земл; святитель и угодникъ Божій Николай, великій чудотворецъ, архіепископъ М;рликійскій, котораго теперь чтитъ и прославляетъ весь христіанскій міръ за его ревность по в;р;, доброд;тельную жизнь и безчисленныя чудеса, совершаемыя имъ и до сихъ поръ вс;мъ, приб;гающимъ къ нему съ в;рою въ его помощь и милосердіе Божіе.


Промыслу Божію угодно было послать на землю святителя Николая въ одно изъ самыхъ трудныхъ для христіанства временъ. Третій в;къ по Рождеств; Христовомъ, во второй половин; котораго онъ родился, былъ временемъ р;шительной борьбы христіанства и язычества другъ съ другомъ, когда окончательно долженъ былъ р;шиться вопросъ — Христова-ли в;ра зам;нитъ язычество, или же посл;днее останется несокрушимымъ и навсегда подавитъ христіанство? Христіанство несомн;нно превосходило уже разлагавшееся язычество своею внутреннею силою, основанною на божественномъ ученіи Іисуса Христа и Его святыхъ Апостоловъ. Но на сторон; посл;дняго находилась въ то время вн;шняя сила, которая вс;ми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нея христіанство. Такъ, христіанинъ считался преступникомъ законовъ, врагомъ Римскихъ боговъ и кесаря, язвою общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники — Римскіе императоры, считая христіанство погибелью для Римской имперіи, а христіанъ — самыми опасными ея врагами, поднимали на нихъ жестокія гоненія, во время которыхъ заставляли ихъ отрекаться отъ Христа, покланяться идоламъ и изображенію кесаря и воскурять предъ ними ;иміамъ. Если же они не соглашались на это, то ихъ ввергали въ темницы и подвергали мучительн;йшимъ пыткамъ — томили голодомъ и жаждою, били розгами, веревками и жел;зными прутьями, жгли ихъ члены на огн;. Если же и посл; всего этого они оставались непоколебимы въ христіанской в;р;, то ихъ предавали не мен;е мучительной смерти — топили въ р;кахъ, отдавали на растерзаніе дикимъ зв;рямъ, сожигали въ печахъ или на кострахъ. Невозможно перечислить вс; т; жестокія мученія, которымъ подвергали раздраженные язычники ни въ чемъ неповинныхъ христіанъ! — Однимъ изъ самыхъ тяжелыхъ гоненій на христіанъ было гоненіе, предпринятое Римскимъ императоромъ Валеріаномъ Лейт. Въ 258-мъ году по Рождеств; Христовомъ онъ издалъ эдиктъ, которымъ предписывались ужасныя м;ры по отношенію къ христіанамъ. По этому эдикту епископы, пресвитеры и діаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своихъ имуществъ, а, если и тогда оставались христіанами, то также предавались казни; знатныя женщины, по отобраніи у нихъ имуществъ, отправлялись въ ссылку, вс; прочіе христіане, закованные въ ц;пи, осуждались на каторжныя работы. Гоненіе это съ особою силою пало на пастырей Церкви, и многіе изъ нихъ запечатл;ли свою в;ру мученическою смертію. (Тогда святый Кипріанъ въ Карфаген; палъ подъ с;кирою, святый Лаврентій въ Рим; испеченъ на жел;зной р;шетк;).


Но вс; усилія духа злобы поколебать Церковь, которую, по слову ея Божественнаго Основателя, никогда не въ силахъ будутъ поколебать врата адовы (Мат;. 16, 18), оказались тщетными. Въ то самое время, какъ лилась мученическая кровь пастырей Церкви, которая оказалась плодоноснымъ с;менемъ христіанства, Господу угодно было на м;сто ихъ даровать Церкви новаго ревностнаго защитника и поборника в;ры Христовой, святителя Николая, котораго Церковь достойно именуетъ чудотворцемъ предивнымъ, незаходимою зв;здою пресв;тлаго Солнца, Божественнымъ пропов;дникомъ, челов;комъ Божіимъ, сосудомъ избраннымъ, столпомъ и утвержденіемъ Церкви, предстателемъ и ут;шителемъ вс;хъ скорбящихъ (Служб. св. Николаю 6-го декабря и 9-го мая).


Родители святого Николая чудотворца — ;еофанъ и Нонна — жили въ город; Патарахъ, въ древней Ликіи, входившей въ составъ Малой Азіи (нын;шней Анталіи). Они происходили изъ благороднаго рода, были весьма зажиточны и, какъ благочестивые христіане, отличались хорошею жизнью, милосердіемъ къ б;днымъ и усердіемъ къ Богу. Господу угодно было послать имъ, подобно Захаріи и Елизавет; — родителямъ Іоанна Крестителя — и многимъ другимъ ветхозав;тнымъ праведникамъ, тяжелое испытаніе: стар;ясь въ честномъ брак;, они не им;ли д;тей. Безчадіе сильно огорчало ихъ, и они не переставали усердно молиться Господу о дарованіи имъ сына, при чемъ дали об;тъ посвятить его на служеніе Господу. Усердная молитва праведниковъ, была услышана. Нонна родила сына, которому при крещеніи было дано христіанское имя Николай, что значитъ поб;дитель народа. Самымъ именемъ, даннымъ при крещеніи великому Угоднику Божію, указывалось на то, что ему въ своей жизни много придется поб;дить людской злобы. Нонна, родивши св. Николая, посл; того уже не рождала д;тей.


Уже въ первые дни своего младенчества св. Николай показалъ, что онъ предназначенъ на особое служеніе Господу. Сохранилось преданіе, что во время совершенія таинства святого крещенія онъ, ник;мъ не поддерживаемый, простоялъ въ купели въ продолженіе трехъ часовъ: этимъ трехчасовымъ стояніемъ въ купели великій младенецъ, по словамъ св. Димитрія Ростовскаго, предзнаменовалъ свою будущую в;ру въ Святую Троицу, Которую онъ ревностно защищалъ въ продолженіе всей своей жизни. Съ первыхъ же дней своего младенчества св. Николай началъ строгую подвижническую жизнь, которой и остался в;ренъ до конца своей жизни. При кормленіи грудью, по преданію, онъ принималъ молоко только изъ правой груди своей матери, а по средамъ и пяткамъ воздерживался даже и отъ этой пищи и вкушалъ ее только однажды, по совершеніи обычнаго древнимъ христіанамъ правила.


Такое необычайное поведеніе св. Николая въ д;тскомъ возраст; показывало его родителямъ, что изъ него выйдетъ великій Угодникъ Божій. Поэтому они обратили особенное вниманіе на его воспитаніе и, будучи, какъ зам;чено выше, благочестивыми христіанами, и сыну своему прежде всего постарались внушить истины христіанства и направить его на праведную жизнь. Старанія родителей ув;нчались полнымъ усп;хомъ. Доброе с;мя, которое они с;яли въ душу своего сына, пало на плодородную почву и принесло обильные плоды. Благодаря богатымъ природнымъ дарованіямъ, отрокъ, руководимый Святымъ Духомъ, въ скоромъ времени постигъ книжную мудрость, насколько она необходима была, по словамъ св. Димитрія Ростовскаго, «доброму кормчію Христова корабля и искусному пастырю словесныхъ овецъ». (Сохранилось преданіе, что, когда родители св. Николая не знали, кого выбрать имъ въ учителя своему сыну, отрокъ Николай, по руководству Святаго Духа, по складамъ назвалъ имя того учителя, который долженъ былъ обучать его грамот;).


Усп;вая въ книжномъ обученіи, отрокъ Николай столько же усп;валъ и въ благочестивой жизни. Его не занимали пустыя, ни къ чему доброму не ведущія, бес;ды его сверстниковъ. Столь заразительный прим;ръ товарищества, ведущій къ чему-либо худому, для него былъ чуждъ. Изб;гая суетныхъ и гр;ховныхъ развлеченій, отрокъ и юноша Николай отличался прим;рнымъ ц;ломудріемъ и не только изб;галъ всякихъ нечистыхъ помысловъ по отношенію къ женщинамъ, но, какъ строгій подвижникъ, изб;галъ самого общества женщинъ, не говорилъ съ ними и старался не гляд;ть имъ въ лицо, боясь соблазна и твердо памятуя слова Спасителя, что всякій, кто смотритъ на женщину съ вождел;ніемъ, уже прелюбод;йствовалъ съ нею въ сердц; своемъ (Мат;. 5, 28). Почти все время юный Николай проводилъ въ чтеніи Священнаго Писанія, подвигахъ поста и молитвы, уже въ юности приготовляя изъ себя храмъ Божій, въ которомъ безпрепятственно могъ бы обитать Духъ Святый. Къ храму Божію святый Николай питалъ сильную любовь и проводилъ тамъ иногда ц;лые дни и ночи въ чтеніи божественныхъ книгъ и богомысленной молитв;.


Вообще, въ своей юности святый Николай достигъ такого усп;ха въ доброд;тельной жизни, что его не безпокоили никакія свойственныя этому возрасту гр;ховныя страсти: казалось — это былъ не юноша, а старецъ, отр;шившійся отъ всего земного и всец;ло посвятившій себя на служеніе Богу.


Прим;чаніе:
Лейт Валеріанъ былъ постигнутъ праведною казнію за мученія, которыя претерп;вали отъ него христіане. Во время войны съ персами, онъ попался въ пл;нъ и до самой смерти своей служилъ подножіемъ Сапору, царю Персидскому, когда онъ садился на коня, а по смерти его персы сняли съ него кожу и поставили ее между своими трофеями.


Источникъ: Житіе и чудеса св. Николая Чудотворца, архіепископа М;рликійскаго и слава его въ Россіи. Въ двухъ частяхъ, съ 139 рисунками. Составилъ А. Вознесенскій и ;. Гусевъ. — Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова. — СПб.: С;нодальная Типографія, 1899. — С. 23-28.



Другие статьи в литературном дневнике: