Отсюда начинается РоссияСвято-Георгиевский Балаклавский монастырь (мыс Фиолент). Историю сего монастыря нельзя представить себе вне истории России. Его посещали все последние российские императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
Из Святого Предания нам известно, что в 891 г., греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Моряки спаслись горячей молитвой, обращенной к св. Георгию. Шторм внезапно утих, и на скале им явился святой. Поднявшись на скалу, они нашли там икону с изображением Георгия Победоносца. Вернувшись в эти места через год, спасенные основали здесь пещерный монастырь. До конца XVIII в. монастырь подчинялся Константинопольскому патриарху, а после присоединения Крыма к России поступил в ведение Святейшего Синода. Монастырь действовал до исхода христиан в Приазовье. В 1793 г. он был возобновлен. В начале XIX в. Георгиевский монастырь взял под особую опеку обер-прокурор Святейшего Синода А. Н. Голицын. По его приказу была разобрана древняя церковь, на ее месте был построен новый храм св. Георгия, где впоследствии был похоронен Голицын. С этим местом связана античная легенда об Ифигении. Самое раннее дошедшее до нас произведение на этот сюжет — трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде» (V в. до н. э.). Считалось, что неподалеку от Георгиевского монастыря находился храм Девы, но достоверных данных об этом нет. Правда, А. С. Пушкин, посетивший в 1820 г. со своим другом Раевским Георгиевский монастырь, писал: «Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы». В 1825 г. Георгиевскую обитель посетил А. С. Грибоедов. Познакомившись с достопримечательностями монастыря, Александр Сергеевич спустился к морю и искупался в холодной, как лед, воде. Побеседовав с настоятелем, писатель отправился в Севастополь. В Крымскую войну 1853–1856 г.г. англо-французские войска заняли монастырь. В течение почти двух лет монахам было запрещено выходить за ограду монастыря, но они получали от неприятеля провизию, а также вино, ладан и свечи, необходимые для богослужения, и службы не прекращались. Монастырь посещали А. К. Толстой, И. С. Аксаков, А. Н. Островский, И. А. Бунин, А. П. Чехов… Виды монастыря изобразили на полотне и бумаге И. Айвазовский, В. Верещагин, М. Иванов, В. Тимм, К. Боссоли. В 1891 г. к празднованию 1000-летия монастыря на скале, где являлся св. Георгий, был воздвигнут крест с образом святого. В 1893 г. деревянный храм над пещерной церковью Рождества Христова заменили каменным. В 1898 г. монастырь посетил Император Николай Александрович с императрицей. Он принял участие в закладке соборного храма во имя Вознесения Господня, в память избавления от опасности, которой он подвергался в Японии в 1891 г.
1929 год оказался для Георгиевской обители роковым: монастырь ликвидировали и передали курортному тресту. Церковную утварь разграбили, храм св. Георгия разрушили и сбросили бульдозером со скалы, а на его месте устроили танцплощадку. В здании Крестовоздвиженской церкви расположилась библиотека воинской части, на месте алтаря поставили печь. По монастырской территории проложили канализацию. Она быстро пришла в негодность и засорила источник св. Георгия. Не пожалела монастырь и Вторая мировая война. В руины превратились гостиница, братский корпус, трапезная, кельи.
6 мая 1993 г. в монастыре была отслужена первая Божественная Литургия, которую возглавил Владыка Лазарь. На торжественном Богослужении присутствовал командующий Черноморским флотом Э. Балтин. Год спустя часть бывшей территории обители была возвращена епархии. Регулярные службы в монастыре начались 7 апреля 1996 г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. До настоящего времени значительная часть земель и сооружений обители до сих пор не возвращены ей. Людмила Ясельская
СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ОТСЮДА НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЗДРАВНИЦА И ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставила во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических; по крайней мере тут посетили меня рифмы. Я думал стихами. Вот они: «К чему холодные сомненья? / Я верю: здесь был грозный храм, / Где крови жаждущим богам / Дымились жертвоприношенья», — читаем мы надпись на памятном знаке. Однако те языческие времена давно канули в Лету, и в православном монастыре классик находит тишину и вдохновение. «Теперь и лень и тишина, / И, в умиленье вдохновенном, / На камне, дружбой освященном, / Пишу я наши имена», — заканчивается его поэтическое письмо Чаадаеву. Здесь, у ротонды, смешиваются два потока людей — туристы, приехавшие на Фиолент отдохнуть, полюбоваться пейзажами и искупаться на одном из живописнейших пляжей Крыма - Яшмовом, и паломники, направляющиеся на богомолье в монастырь. Впрочем, иногда туристы, зачарованные необыкновенной красоты обителью, сами становятся паломниками — пусть даже и ненадолго. Так пересекаются на Фиоленте два Крыма - курортный и религиозный. Полуостров - это сегодня одновременно и всероссийская здравница, и всероссийский паломнический центр. Точно так же, как без православия, Россия и Русский мир немыслимы и без стихов Пушкина, и в этом смысле символично, что две большие памятные даты следуют друг за другом. 6 июня мы отмечаем день рождения поэта, а 28 июля — День крещения Руси. Пушкин посетил монастырь во время своего путешествия по Крыму с семьей Раевских в 1820 году. Они прибыли в обитель вечером 6 (18 по новому стилю) сентября по пути с Южного берега. Поэт со спутниками осмотрели старинную обитель: георгиевскую церковь, святой источник, вода из которого считалась лучшей в Крыму, некрополь, братские кельи, и спустились по узкой крутой лестнице к морю. На ночлег путешественники остановились в монастырской гостинице, где было лишь несколько комнат-келий с земляным полом, а на следующее утро двинулись старым екатерининским трактом в Бахчисарай, туда, где к Пушкину придёт замысел его знаменитого «Бахчисарайского фонтана».
100 тысяч паломников ежегодно посещают Крым. В ста пятидесяти метрах от берега лежит увенчанная крестом скала Явления. Как гласит предание, незадолго перед крещением князя Владимира, в 891 году, таврические греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Чувствуя неизбежную гибель, мореплаватели взмолились Георгию Победоносцу. Вняв их молитве, святой явился на скале, и буря тотчас утихла. Спасенные моряки поднялись на скалу и обрели там чудотворную икону святого, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение основали на скалистом берегу обитель. Кстати, чудотворная икона святого Георгия находилась в монастыре до 1779 года, пока греческий митрополит Игнатий по приглашению русского правительства не переселился из Крыма в Мариуполь и не увез икону с собой. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины в Киеве. До сих пор живы слухи и легенды о монастырских древностях. Одни утверждают, что они спрятаны в гроте, недалеко от скалы Явления, а достать их можно, поднырнув под скальный берег и оказавшись в просторной подземной пещере. Другие говорят, что древние сокровища находятся в одном из замурованных подземных ходов под землями монастыря. И, кстати, таковых ходов действительно немало, но все они сильно повреждены в результате войн. Впрочем, я предпочитаю следовать древней христианской мудрости: не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. По острым, заточенным ветрами ступенькам, также высеченным в год тысячелетия монастыря, взбираюсь на вершину скалы Явления. Первый крест, воздвигнутый здесь в 1891 году, свалили и сбросили в море через несколько лет после революции. Новый, нынешний, установлен в начале девяностых. Вверху, над обрывом, горит золотом в ослепительных лучах раскаленного южного солнца монастырский храм. Если подниматься к нему с берега, то получается, что это лестница в небо. Взбираться по ней тяжело даже хорошо подготовленному человеку. Ну а кто сказал, что дорога к Богу должна быть легкой? БОГ УТВЕРДИЛ В КРЫМУ РОССИЮ НАЗЛО ВРАГАМ История христианства в Крыму уходит своими корнями в первые века нашей эры. По церковному преданию, на полуострове проповедовал один из учеников Христа апостол Андрей Первозванный. Примерно тогда же, в I-IV веках, на месте нынешней обители возникла пещерная церковь. Ну а основание монастыря связывают с тем самым чудесным спасением греческих моряков в 891 году. Свято-Георгиевский монастырь — единственный в Крыму не прекращал своей деятельности ни при мусульманском Крымском ханстве, ни при власти католиков-генуэзцев. Один из паломников читает висящий на стенде возле храма фрагмент из пророческой проповеди, произнесенной архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием в 1854 году: «О судьбе полуострова Таврического думано не на земле только, а и на небе, не человеками, а самими небожителями. Что же придумано и рассуждено? Утвердить в Крыму Россию. И она утвердилась там. Это согласно с волей Божией, что сего именно хочет Сам Господь… Ибо «яже Бог святый совеща, кто разорит: и руку Его высокую кто отвратит?» Конечно же, монахи не случайно разместили здесь на всеобщее обозрение и напоминание эту проповедь. Удивительно злободневно звучат сегодня слова, произнесенные Иннокентием больше полутора веков назад, в дни Крымской войны: «Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее, родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира! Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира… Что дано и положено свыше, того не может изменить никто и ничто. Поелику же страна сия вставлена в состав России — в лице святого Владимира - рукою самого Провидения, то нет врага, могущего ее отторгнуть». Скала, на которой, согласно преданию, в 891 году греческим морякам явился святой Георгий. Фото: Алексей Васильев / ПГ Пожалуй, это лучший ответ на вопрос о том, как восприняли и в обители, и в Севастополе, и в Крыму в целом воссоединение с Россией в 2014 году. После распада СССР «враги наши» ненадолго, волею случая и хитрости, сумели все-таки отторгнуть Крым от России, но в конце концов все вернулось на круги своя. МОНАХИ И МОРЯКИ Историю Свято-Георгиевского монастыря нельзя представить себе вне истории России. Его посещали все последние российские императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. С жизнью обители тесно связаны имена наших прославленных адмиралов: Ушакова, Лазарева, Нахимова. На протяжении многих лет монастырь был базовым для флотских иеромонахов. Корабли Черноморского флота, проходя мимо обители, салютовали пушечными выстрелами, а монахи провожали их колокольным звоном. Во время Крымской войны англо-французские войска больше года держали всю братию в плену, однако и в захваченной неприятелями обители монахи продолжали молиться за победу русского оружия. А находившиеся в это время на службе флотские иеромонахи защищали Севастополь на бастионах. Один из них, отец Иоанникий (Савинов) был награжден за свои подвиги орденом святого Георгия IV степени - наградой, редчайшей для священников. Кроме того, по окончании Крымской кампании всех флотских иеромонахов и братию Свято-Георгиевского монастыря наградили медалями «За защиту Севастополя». Действовала обитель и после революции. Роковым стал 1929 год. Монастырь был ликвидирован и передан курортному тресту. Крест со скалы Явления сбросили в море. Что стало с монашеской братией, доподлинно неизвестно. Существуют лишь версии, по одной из которых двенадцать иноков из Георгиевского монастыря были расстреляны в Карантинной бухте Севастополя. В годы Великой Отечественной войны в обители располагались госпиталь и кладбище, на котором хоронили умерших от ран советских солдат. Во второй половине ХХ века в оставшихся монастырских строениях расположилась воинская часть Черноморского флота, а колокольня, пещерный храм и братские корпуса на склоне лежали в руинах. Священники вернулись сюда в начале девяностых. 14 сентября 1991 года в честь 1100-летия со дня основания монастыря на скале Явления с помощью моряков Черноморского флота вновь был установлен крест. А 6 мая 1993 года в монастыре отслужили первую литургию, на которой присутствовал тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Балтин. Первые насельники жили в палатках, а некоторые и вовсе спали под открытым небом в спальных мешках. Осенью 1996 года на территории монастыря состоялись международные Крымские пушкинские чтения, на которые съехались ученые из России, Франции, США, Японии, Греции, Голландии, Германии. Был среди их участников и автор этих строк. Сегодня возрожденный Свято-Георгиевский монастырь ежегодно посещают тысячи паломников со всей России и из-за рубежа. «Православное паломничество и религиозный туризм должны стать одним из приоритетных проектов развития региона», - уверен член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков. Православное паломничество и религиозный туризм должны стать одним из приоритетных проектов развития региона. Напоследок я спрашиваю у отца Алипия, как в обители восприняли создание усилиями Петра Порошенко и константинопольского патриарха так называемой Православной церкви Украины, ведь Симферопольская и Крымская епархия и сейчас входит в состав канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, против которой официальные киевские власти организовали настоящие гонения. «Таврида всегда была русской землей, — отвечает отец Алипий. - Мы здесь чувствуем себя под защитой России. Нам гораздо легче, чем нашим братьям на Украине». Мы уходим назад, в мир, а наш собеседник берется за кисть — чтобы запечатлеть божественную красоту православной Тавриды. https://yandex.ru/turbo?text=https.pnp.ru-georgievskiy-monastyr-otsyuda-nachinaetsya-rossiya.html&d=1
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|