490 лет со дня рождения Иоанна IV Васильевича

Вера Гиоргадзе: литературный дневник


Первый венчанный на Трон Русский царь Иван IV Грозный родился 25 августа 1530 года, при крещении получил имя Тита Смарагда Иоанна Васильевича Рюрика,
бы в мир иной отойти прославленным Православной Церковью как местночтимый Московский святой монах Иона.




490 лет назад, 25 августа (7 сентября по н.ст.) 1530 года, в подмосковном селе Коломенское у великого князя и государя всея Руси Василия III родился сын и наследник, который вошел в отечественную историю как Иван Грозный.


Личность и деяния Ивана Васильевича оказались столь масштабны и противоречивы, что уже несколько столетий служат материалом для ожесточенной полемики, причем носящей весьма эмоциональный характер. Даже пытающиеся соблюдать объективность ученые мужи то и дело сбиваются на крайности: от тотальной апологетики – до столь же тотального порицания.


При этом все историки признают значимость для страны совершенных Иваном Васильевичем преобразований. Само принятие царского титула и венчание на царство в 1547 году даже негативно относящиеся к Ивану Грозному историки и публицисты не считают «проявлением мании величия взбалмошного тирана». Все признают это акцией, направленной на укрепление государственного суверенитета, внутреннюю централизацию страны.


Введение в практику созывов Земских соборов как сословно-представительного органа, земская и губная реформы способствовали более четкому и справедливому разделению прав и обязанностей между сословиями, что также способствовало укреплению российского государства.


Даже выдающийся историк-либерал Василий Осипович Ключевский, в целом неодобрительно относившийся к Ивану Грозному, положительно оценивал его стремление «отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом».


Принятый в 1550 году Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. Тот же Судебник, ограничивая произвол представителей власти, запрещал им производить аресты человека любого сословия без согласия местных избранных земских властей; в противном счете чиновники должны были заплатить незаконно задержанному «за безчестье». Земские власти в случае конфликта с назначенным воеводой могли вызвать последнего на судебный поединок с оружием в руках.


Либерал Ключевский посчитал такую законодательную норму «скандальной». «Это все равно как если бы земская управа вызвала бы губернатора на дуэль», – комментировал он. Однако, с учетом нравов что XVI века, что наших нынешних времен, это кажется вполне приемлемой мерой обуздания возомнивших себя самовластными региональных начальников. Впрочем, «во все продолжение царствования Ивана IV общины свободно могли просить освобождения от наместников и волостелей, и их просьбы постоянно удовлетворялись, только с условием – вносить положенные на наместников оброки в казну. Выборные начальники во всех общинах избирались всеми членами общины. Как указано в царской уставной грамоте: «И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказщика в головах, в своих селех и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятцких лучших людей, которые бы были собою добры и нашему делу пригожи».


В 1555–1556 гг. Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. Таким образом было завершено оформление правовых основ поместного землевладения и вместе с тем реализована реорганизация системы вооруженных сил. На месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности создается единая армия нового типа – дворянское войско, центральной фигурой которого является дворянин, «служилый человек». В качестве царского пожалования служивым людям предоставлялись поместья за счет уравнительного «землемерия» и излишков земли у «вельмож, оскудевших службой», т. е. тех, «кто землю держит, а службы с нее не платит». Поместная система, обязывающая выставлять в поле бойца с каждых 100 четвертей земли, уравняла всех дворян в отношении службы. Она позволила создать военно-поместную вооруженную силу, ставшую на целое столетие основой вооруженной мощи страны.


Поскольку управление поместным войском чрезвычайно усложнялось обычаем местничества, Иван Грозный пытался бороться и с ним. «С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается», – отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы «без мест». Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми князьями и боярами тем самым нарушался, однако окончательно искоренить его не смог ни Грозный, ни его преемники вплоть до конца XVII века.


Среди других мероприятий, направленных на усиление военной мощи России, необходимо назвать создание фактически первых регулярных частей – стрелецких полков, а также реорганизацию «наряда», т. е. артиллерии, которая при Иване Грозном стала одной из наиболее мощных в Европе. Именно при Иван IV прославился мастер по пушечному делу Андрей Чохов, причем отлитые им орудия продолжали служить вплоть до времен Петра I.


Именно при Грозном был окончательно сформирован комплекс засечных линий, охранявших русские земли от набегов кочевников со стороны степей юга и востока. В 1571 году по поручению Ивана Грозного выдающимся воеводой Михаилом Воротынским был разработан «Приговор о станичной и сторожевой службе» – первый в истории России пограничный устав.


Завоевание Казани (1552) и Астрахани (1556) Иваном Васильевичем, в результате которых российские рубежи протянулись далеко на юг и восток, высоко оценивают, пожалуй, все – за исключением татарских националистов, а также публицистов троцкистской ориентации 20-30-х гг. ХХ века вроде Худякова.


Стоит при этом все же подчеркнуть, что, несмотря на не располагающие к гуманности нравы того времени, политика Ивана Грозного по отношению к побежденным выглядела чуть ли не образцом «толерантности». С первых шагов по покорению и освоению Поволжья царь стал приглашать к себе на службу всю казанскую знать, фактически приравняв в правах местных уланов и мурз к русским дворянам и боярам. Иван Васильевич отправил «по всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю не бояся ничего; а кто лихо чинил, тому Бог мстил; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казаньским царем».


«Завоевание Казани имело громадное значение для народной жизни. Казанская орда связала под своей властью в одно сильное целое сложный инородческий мир: мордву, черемису, чувашей, вотяков, башкир. Черемисы за Волгой, на р. Унже и Ветлуге, и мордва за Окой задерживали колонизационное движение Руси на восток; а набеги татар и прочих «язык» на русские поселения страшно вредили им, разоряя хозяйства и уводя в полон много русских людей. Казань была хронической язвой московской жизни, и потому ее взятие стало народным торжеством, воспетым народной песней. После взятия Казани, в течение всего 20 лет, она была превращена в большой русский город; в разных пунктах инородческого Поволжья были поставлены укрепленные города как опора русской власти и русского поселения. Народная масса потянулась, не медля, на богатые земли Поволжья и в лесные районы среднего Урала. Громадные пространства ценных земель были замирены московской властью и освоены народным трудом. В этом заключалось значение «Казанского взятия», чутко угаданное народным умом. Занятие нижней Волги и Западной Сибири было естественным последствием уничтожения того барьера, которым было для русской колонизации Казанское царство», – отмечал академик Сергей Платонов.


При Иване Грозном русские вышли к предгорьям Кавказа, в 1557 году черкесские и кабардинские князья приняли русское подданство. В последние годы жизни Грозного, с похода Ермака, началось присоединение к России огромных сибирских земель.


Иван Грозный вошел в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и богословской эрудицией. Он – автор многочисленных посланий (в т. ч. к Курбскому, Елизавете I, Стефану Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), стихира на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, канона Архангелу Михаилу (под псевдонимом «Парфений Уродивый»). Иван Васильевич был хорошим оратором и незаурядным полемистом.


По распоряжению царя был создан уникальный памятник литературы – Лицевой летописный свод. Иван IV способствовал и организации книгопечатания в Москве. При нем было воздвигнуто немало подлинных сокровищ русской национальной архитектуры (самый известный – собор Покрова на Рву, известный как собор Василия Блаженного). По инициативе Ивана Васильевича грамотность распространялась среди всех слоев населения через создаваемые при церковных приходах учебные заведения.



Тем не менее, многие историки не без оснований указывают, что почти все достижения за время царствования Ивана Грозного приходятся на начальный период его правления, когда молодой царь находился под плотной опекой деятелей Избранной Рады; последующий же период правления Ивана IV ознаменовался многочисленными внешне- и внутриполитическими провалами. Таковыми традиционно называются Ливонская война и опричнина.


В этой связи академик Роберт Виппер весьма резонно указывал следующее: «В разделении царствования Ивана Грозного на две разные эпохи заключена была вместе с тем оценка его личности и деятельности: она служила главной основой для умаления его исторической роли, для занесения его в число величайших тиранов. К сожалению, при анализе этого вопроса большинство историков сосредотачивали свое внимание на переменах во внутренней жизни Московского государства и мало считались с международной обстановкой, в которой (оно) находилось в течение царствования Ивана IV. Суровые критики как бы забыли, что вся вторая половина царствования Ивана Грозного проходила под знаком непрерывной войны, и притом войны наиболее тяжелой, какую когда-либо вело Великорусское государство».


Действительно, в стремлении не допустить выхода России к Балтике против нее объединилась доселе невиданная по мощности коалиция Польши и Великого Княжества Литовского (объединившихся в Речь Посполитую), Швеции, Крыма (поддерживаемого Османской империей), не считая разгромленного Грозным Ливонского ордена. Собственно, при таком соотношении сил на победу рассчитывать было трудно – и еще хорошо, что после четвертьвековой войны удалось на литовском и крымском рубежах сохранить статус-кво. А захваченные шведами русские города Ям, Копорье, Ивангород и Корелу удалось отвоевать уже в 1590–91 гг.


Учреждение опричнины и периодические кампании казней и террора оправдать гораздо сложнее – хотя в данном случае поклонники Ивана Грозного вполне обоснованно напоминают, что творили европейские коллеги Ивана Васильевича в те же самые времена. И европейцы, действительно, не выглядят выигрышным образом.


Но все-таки, даже если французский король устраивает Варфоломеевские ночи, Елизавета Английская вешает тысячи крестьян, виновных лишь в том, что из-за «огораживания» они превратились в безземельных бродяг, а Филипп Испанский приговаривает к смерти все Нидерланды – наверное, это – не повод разорять свои же Тверь или Новгород…


С другой стороны, часто указывается, что масштабы репрессий Ивана Грозного преувеличиваются или базируются на основании заведомо сомнительных источников вроде записок всяких проходимцев – Штадена, Таубе или Горсея…


По большому счету, ведь даже такое «общеизвестное» преступление Ивана Грозного, как убийство сына, не находит подтверждения ни в одном из официальных документов или летописей того времени. Только невнятные слухи, через третьих лиц пересказываемые иностранцами и эмигрантами вроде Курбского. Да еще картина Репина, написанная через 300 лет после якобы произошедших событий…


Профессор Владимир Кобрин, правда, базировался на более серьезных источниках, когда отмечал, что писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие. «В пустее» лежит не только больше половины, но порой до 90% земли, иногда – в течение многих лет. Даже в центральном Московском уезде обрабатывалось всего около 16% пашни. Часты упоминания «пашни-перелога», которая уже «кустарем поросла», «лесом-рощей поросла» и даже «лесом поросла в бревно, в кол и в жердь»: строевой лес успел вырасти на бывшей пашне. Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и превратились в нищих («волочились меж двор»).


Однако эти данные говорят вовсе не о том, что население этих уездов вымерло или было истреблено опричниками. Большая часть его просто ушла на новые земли – за Оку, на Волгу и Вятку; в общем, заселять земли, ставшие свободными для русской колонизации благодаря завоеваниям Ивана Грозного. Как указывал историк Валерий Шамбаров, на завоеванных восточных и южных землях при Грозном было основано 155 новых городов – их тоже шли заселять русские крестьяне из центральных уездов. При этом, чего скрывать, стремясь увильнуть от возросшего за долгие военные годы гнета податей и повинностей…


Надо, однако, обязательно отметить, что при вступлении на престол Иван Васильевич унаследовал 2,8 млн км;, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое – до 5,4 млн км; (чуть больше, чем вся остальная Европа). По некоторым данным, за то же время население Руси увеличилось с примерно 8–9 млн до 12–13 млн человек. Для сравнения напомним, что за время царствования Петра I, столь превозносимого и на Западе, и в России (причем в либеральной среде), население сократилось на 20-25%.



Одно из основных, но самых безосновательных обвинений, предъявляемых к Царю, является обвинение в беспрецедентной "кровожадности" и массовых убийствах. ЧИСЛО ЖЕРТВ: Объективные и компетентные историки называют число казненных за время правления Царя. Так, кандидат исторических наук Н. Скуратов в своей статье "Иван Грозный – взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского" пишет: "Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть кино и почитать газету, может показаться, что опричники Ивана Грозного перебили половину населения страны. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно….казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах….почти все они ранее бывали прощаемы под крестоцеловальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами". Такой же точки зрения придерживается известный советский историк Р. Г. Скрынников и Владыка Иоанн (Снычев). И тот, и другой указывают, что за 50 лет правления Иоанна Грозного к смертной казни были приговорены 4-5 тысяч человек. ЗАКОННОСТЬ КАЗНЕЙ: Обвинять правителя государства в вынесении смертного приговора и лицемерно рассуждать о ценности каждой человеческой жизни, делая вид, что речь идет о невинных жертвах, недостойно историка. Надо помнить летописный рассказ о св. князе Владимире. Новокрещенный князь отказывался наказывать разбойников смертной казнью и объяснял это так: "Боюсь греха". Владимир оставил лишь "виру", т.е. денежное возмещение родственникам убитого. Понадобился собор епископов, чтобы убедить великого князя в том, что в числе других его обязанностей перед Богом есть обязанность ограждения в своих владениях добрых людей и наказания злых. А ныне выполнение этих обязанностей Иоанном Грозным пытаются представить как преступление. Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I – более 120! Каждый смертный приговор при Иоанне IV выносился только в Москве и утверждался лично Царем. Для доставки в Москву на царский суд преступников, обвиняемых в тяжких преступлениях, был создан специальный институт приставов. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой. Суд в XVI в. велся по иным, чем в наше время законам, но это были государственные законы, а не произвол деспота. МЯГКОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ: В том же XVI в. в других государствах правительства совершали действительно чудовищные беззакония. В 1572 г. во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 30 000 протестантов. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70.000 человек. В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г. казнили более 100.000 человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8.000 и в Гарлеме 20.000 человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100.000. И таких примеров множество. Но символом деспотизма сделали Грозного


ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ИОАННА ГРОЗНОГО: Если же взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Царь правил 51 год и за это время:


1. Прирост территории составил почти 100%, с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км, были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, а также Ногаи и часть Северного Кавказа. Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.


2. Прирост населения составил 30-50%.


3. К смертной казни были приговорены 4-5 тысяч человек.


4. Государь венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божием на Русском престоле (см. митрополита Иоанна СПб. и Ладожского).


5. Проведена реформа судопроизводства.


6. Введена всеобщая выборность местной администрации по желанию населения административной единицы.


7. Развитие торговли с Англией, с Персией и Средней Азией.


8. Построено по распоряжению Государя 40 церквей и 60 монастырей.


9. Основано 155 городов и крепостей;


10. Создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций.


В духовной и культурной жизни в правление Иоанна Грозного:


1. Положено начало регулярному созыву Земских соборов.


2. Прошел Стоглавый Собор.


3. Созданы Четьи Минеи святого митрополита Макария.


4. Положено начало книгопечатанию, созданы две типографии, была собрана книжная сокровищница царя.


5. Придан государственный характер летописанию, создан "Лицевой свод".


6. Создана сеть общеобразовательных школ.


7. Появился новый жанр в русской литературе – публицистика. И все это не смотря на многочисленные войны и 20-летнюю борьбу с европейскими странами, поддерживавшими Польшу, Литву и Швецию в войне против России (Ватикан, Франция, Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия – кто деньгами, кто солдатами, кто дипломатическими интригами).


Вопреки наветам, Грозный царь оставил мощное государство и армию, позволившие его наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлять в поле 500.000-е войско (в 1598 г.). В разоренном государстве такое невозможно.


ВЫВОД: Число казненных во время правления Иоанна IV преувеличено в сотни раз. Это искажение исторической правды связано с тем, что сознательно используются недостоверные источники и производится подмена терминов.


В 16 веке к власти пришёл Иван Грозный. За время его правления на Руси:
-- введён суд присяжных
-- бесплатное начальное образование (церковные школы)
-- медицинский карантин на границах
-- местное выборное самоуправление, вместо воевод
-- впервые появилась регулярная армия (и первая в мире военная форма -- у
стрельцов)
-- остановлены татарские набеги
-- установлено равенство между всеми слоями населения (вы знаете, что
крепостничества в то время на Руси не существовало вообще? Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за ее аренду, и ничего более. А дети его считались свободными от рождения, в любом случае!).
-- запрещён рабский труд (источник -- судебник Ивана Грозного);
-- государственная монополия на торговлю пушниной, введённая Грозным,
отменена всего 10 (десять!) лет назад.
---- эмиграция населения из Европы превысила 30 000 семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъёмные 5 рублей на семью. Расходные книги сохранились).
-- рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время
царствования составил несколько тысяч (!) процентов.
-- за всё время царствования не было ни одного казнённого без суда и
следствия, общее число <<репрессированных>> составило от трёх до четырёх тысяч. (А времена были лихие -- вспомните Варфоломеевскую ночь)>>.



<sviridenkov.livejournal.com/69407.html?view=3877407#t3877407>
zov-severa.livejournal.com/71820.html?style=mine






ГРОЗНЫЙ ВРАГАМ ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА.



25 августа (7 сентября по н.ст.) 1530 г. родился Царь Иоанн IV, известный в истории как Грозный. Это первый русский Самодержавец, над которым при венчании
на Царство было совершено церковное Таинство Миропомазания. Огромную историческую роль Иоанна IV в становлении Руси как самобытного Государства трудно переоценить. По праву его можно назвать «Альфой» русского Самодержавия.


Но велики не только государственные заслуги этого Царя, и сам он велик пред Богом. Иоанн Васильевич Грозный прославлен Православной Церковью как местночтимый Московский святой. Его имя содержится в «Полном месяцеслове Востока» и в святцах Коряжемского монастыря, а его мощи были обретены в XVII веке. По сей день сохранились храмы, в которых на фресках Царь Иоанн изображен с нимбом.

Эти фрески – не самовольная традиция, но распоряжение Императора-Миротворца Александра III. Святым Иоанна Грозного почитала и Императрица- Мученица Александра Феодоровна, что видно из ее писем, и праведник нашего времени – старец Николай (Гурьянов), имевший в келлии его образ. А в настоящее время Господь прославляет Своего Угодника через мироточение его икон.


Однако кому не приходилось слышать о неимоверной жестокости Грозного Царя? Ему приписывают несчетное количество смертных казней, в том числе убийства свт. Филиппа, митрополита Московского, свт. Германа Казанского, преп. Корнилия Псково-Печерского и даже собственного сына. Его обвиняют в безнравственности, утверждая, будто он имел семь жен… Но все эти басни не имеют ничего общего с историческими фактами.


Из века в век они повторяются врагами Православной Церкви, России и Царя и получили особенное распространение в последние столетия, благодаря «отредактированным» «Житиям», из которых как по команде исчезли слова «жид», «жидовин», «жидове» и подобные им, характерные для старых церковных книг.


Но чтобы не быть голословными, приведем разоблачение хотя бы одной клеветы на Иоанна IV, откуда будет очевидна и добродетель святого.


Так, авторство мифа о «сыноубийстве» принадлежит католику-иезуиту Антонио Поссевино, упоминаемому обычно как Антоний Поссевин. Он прибыл в Россию по указанию папы Григория XIII и предложил Царю Иоанну дискуссию о соеди нении Православной и Католической церквей, делая упор на то, что греки уже приняли унию.

«Греки для нас не Евангелие; мы верим Христу, а не грекам», – ответил Царь и обличил римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своем сапоге знак Святого Креста. «Они забывают всякий стыд и предаются разврату», – говорил Грозный. Поссевино не мог вставить и слова против обличительной речи Царя. А когда все-таки попробовал сказать о папе как о пастыре, Царь резко возразил в ответ: «Кто <…> велит носить себя на седалище, как бы на облаке, кто живет и учит не по учению Христову, тот папа волк, а не пастырь».


«Надежды папы и старания Поссевина не увен чались успехом, – пишет историк М. В. Толстой. – Иоанн показал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость.., отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения... всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».


После этой цитаты в книге «Самодержавие духа» приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) продолжает: «Известный историк Русской Церкви Толстой мог бы добавить, что происки Рима в отношении России имеют многовековую историю, что провал миссии сделал Поссевина личным врагом Царя, что само слово "иезуит" из-за безсовестности и безпринципности членов ордена давно сделалось именем нарицательным, что сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти Царевича и ни при каких условиях не мог быть свидетелем происшедшего…» Далее владыка Иоанн приводит и другие доказательства клеветы, основываясь на исторических документах.


А кроме того известно, что знаменитую картину И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» пытался уничтожить не какой-то «сумасшедший», как обычно говорят, а православный иконописец, возмущенный кощунством изображения…


Верится, что всякий верующий человек, еще не определившийся в своем отношении к Грозному Царю, но добросовестно ищущий истину, непременно найдет ее, несмотря на обилие лжи, именуемой сегодня «официальной точкой зрения». И тот факт, что некоторые иерархи продолжают повторять мерзкие хулы своих иноплеменников, иезуитов и изменников Родины, боясь как огня всецерковного прославления Царя Иоанна Васильевича, еще раз свидетельствует о том, что он был и остается воистину Грозным для иноверцев, врагов и ненавистников России.

Но Бог не без милости, и Он дарует нам нового Царя, который подобно святому Иоанну Грозному будет царствовать на страх врагам Веры и Отечества.


Анна Сафронова



Другие статьи в литературном дневнике: