Ты уж прости меня, муза, я недоволен собой «ТЫ УЖ ПРОСТИ МЕНЯ, МУЗА, Я НЕДОВОЛЕН СОБОЙ…» Творческий путь Анатолия (Адольфа) Филипповича Чикова насчитывает почти полвека. Первое стихотворение, опубликованное в газете «Вперёд» в июне 1948 г., называлось «Сенокос». За последующие 48 лет в этой газете публиковались его стихи, а после смерти ещё и материалы о нём, воспоминания друзей и знакомых к памятным датам. Его стихи в 90-х годах вошли в сборник «Сергиев Посад», в антологию «Поэты Сергиева Посада. ХХ век». В газете «Вперёд» высокую оценку его творчества* дали замечательный пропагандист поэзии и литературовед А.Горловский и известный московский поэт Н.Дмитриев. В центральных издательствах он публиковался в альманахах «Поэзия» и ежегодниках «День поэзии». Стихи А.Чикова представлены в авторитетных антологиях: в антологию «Строфы века» (составитель — Е.Евтушенко) вошло стихотворение «Смерть пальто», в антологию «Русская поэзия. ХХ век» под редакцией В.Кострова — четыре стихотворения. Вышло 7 прижизненных книг А.Чикова. Первая из них, «Синица» (М., «Советский писатель», 1962) получила несколько кратких положительных отзывов в центральной прессе. Четвёртая, «Сердце камня», изданная «Молодой гвардией» в год 50-летия поэта, была признана издательством лучшей поэтической книгой года. Её редактор Татьяна Чалова, выступая на юбилейном чиковском вечере в Птицеграде в июне 1978 г., отметила, что из множества стихотворцев, чьи рукописи прошли через её руки, только три-четыре — истинные поэты, и Чиков — среди них. Мне думается, что «забытое имя» к А.Чикову несприменимо, — он не забыт, хотя ещё не прочитан, мир его поэзии глубок и многогранен, и хочется надеяться, что он придёт к своим читателям со всей своей многоцветной поэтической палитрой. В раннем детстве остался без отца, умершего в тюрьме от сыпного тифа. Мать вышла замуж, отчим невзлюбил маленького Адольфа и его младшего брата Бориса. — Детдом под Малоярославцем, побеги из него. Потом мать забирает детей домой, сначала — младшего. Смерть матери от тяжёлых родов. Снова детдом, на этот раз под Истрой.. Там Адольф встретил начало Великой Отечественной войны. Детдом эвакуировали в Курганскую область. Многолетнее недоедание, необходимость подворовывать, чтобы не умереть с голоду. Можно только догадываться, сколько неудобств и мучений к выпавшим на его детство и отрочество страданиям добавилось из-за имени Адольф в годы войны… Его пытались усыновить, но воспитатели предостерегали: это безнадёжный хулиган и бродяга. Удивительно, что горнила житейских мытарств не ожесточили его, что сила таланта и духа в маленьком человеке вызревали вопреки обстоятельствам. Так и напрашивается невольно ахматовская фраза: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Стихи он начал писать лет в восемь, и хорошо, что на жизненном пути его встретились люди, захотевшие помочь парню, углядевшие в его несовершенных, малограмотных строках искру Божью; закончил вечернюю школу, литинститут. Много лет поддерживал его Н.Старшинов в части публикаций, издания его книг и даже в лечении, когда требовалась вмешательство со стороны. По его рекомендации А.Чиков стал лауреатом премии им. Преподобного Сергия Радонежского в числе первых четырёх в год учреждения премии, в 1991. В этой книге читатель найдёт темы, знакомые по прижизненным изданиям. Каким нежным и великодушным предстаёт лирический герой Чикова в стихотворении «Преклонение перед любимой»: Есть и новые темы. Есть грустно-юмористические стихи, есть жёстко-оценочные — своему детству, своей судьбе, своим ошибкам: С болью он отзывался на явления разлома, разрушения привыч-ного течения жизни в Отечестве в 90-е годы: В последние годы жизнь поэта осложнялась ещё и последствиями «русской болезни», которая не только здоровье подкашивала, но и творческую аетивность подавляла. И с себя он вины не снимал: Доводилось Анатолию Чикову работать и художником-оформителем, много общался с местными художниками. Осталось несколько его портретов, выполненных друзьями и коллегами. И даже в картине Леонида Дёмина «Пивная», написанной в 1978 г., узнаёшь Чикова (мужичок в оранжевой рубашке и серой куртке на переднем плане). Без стихов сказочника и философа А.Чикова река русской поэзии была бы неполной. Его родничок, его ручеёк питают её. Мне представляется уместным в предисловии к книге поделиться воспоминаниями о личных встречах с поэтом. В Загорске 60-70-х гг. Анатолий Чиков был единственным членом Союза писателей. В сентябре 1975 г. при ДК «Космос» в пос. Новостройка он начал вести литкружок, который пререрос в лито с названием «Загорские узоры». Занятия Чиков вёл четыре сезона (1975-1979 гг). Задумывался кружок для старшеклассников, но на первую же встречу с поэтом пришли дяди и тёти, истосковавшиеся по общению с единоувлечёнными. В комнатке на втором этаже ДК было полно разновозрастного народу. У стола перетаптывался с ноги на ногу невысокий человек с волнистыми волосами и точёным профилем. Впервые я получила возможность показать свои стихи профессио-налу. Люди случайные быстро отсеялись, остались «серьёзно трону-тые вирусом сочинительства». Приезжали пишущие и пробующие перо из Загорска, Краснозаводска, приходили командированные. Его монолог был примерно такой: В феврале 1976 года в газете «Вперёд» появилась первая подборка стихов кружковцев с доброжелательным напутствием А.Ф. Чикова. Думаю, очень многие из пишущих — из тех, кто посещал занятия чиковского лито «Загорские узоры», из тех, кого он консультировал лично, — могут помянуть добром нашего талантливого земляка и скромного наставника. Посмертная книга творений А.Ф.Чикова, выходящая благодаря многолетнему самоотверженному труду В.А.Голубева и собранной им «команды» энтузиастов, станет не только подарком для читателей, но и сюрпризом, причём — для всех. Те, кто не знаком ещё с поэзией Анатолия Филипповича, откроют для себя глубокую самобытность, тонкую лиричнось и философичность его миниатюр, темы добра и беззащитности творца, многое другое. Для тех, кто знает его поэзию, станет сюрпризом книжечка рассказов. Они автобиографичны. Хотя в них смягчены жёсткие детали быта, трагизм судьбы автора, попытки его противостояния житейским обстоятельствам предстают более выпукло. И вместе с тем присущий Чикову юмор не раз заставит читателя улыбнуться. Закончить предисловие можно словами самого А.Ф.Чикова: Вера Евдокимова © Copyright: Лесовик 2, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|