Тайна Животворящего ДреваМИТРОПОЛИТ ИОАНН (СНЫЧЁВ). ТАЙНА ЖИВОТВОРЯЩЕГО ДРЕВА Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы познать великую тайну Честнаго и Животворящего Креста, нам необходимо мысленно перенестись в то время, когда первозданные люди Адам и Ева находились в раю и еще не вкусили запретного плода. Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь. Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама. Так, возлюбленные братья и сестры, совершилось преступление первозданным человеком; так человек, нарушив заповедь, восстал против Бога. Хотя и по внушению искусителя, но он допустил превозношение и тотчас же отпал от Истины. Произошло внутреннее изменение. Если до этого существовала полная гармония душевных сил, ума, воли и чувств человека, то с того момента, как он вкусил плодов от древа познания добра и зла, эта гармония нарушилась. Ничто уже не стало соподчиняться одно другому: ни ум воле, ни воля чувству. Произошла разобщенность. Это и есть та смерть, о которой Господь сказал Своему первозданному человеку: «В тот день, в который ты вкусишь от древа познания добра и зла, смертию умрешь». И действительно, наступила духовная и душевная смерть. А вслед за ней последовала и смерть естественная. Вот какой плод привнесло в человеческое естество древо познания добра и зла! Итак, возлюбленные братья и сестры, древо, стоящее посреди рая, явилось мерилом отношения человека к Богу, выбором между добром и злом. Человек не устоял в добре и допустил зло. Таким образом грех вошел в мир. Надлежало исцелить человека, надлежало вкусить плодов иного древа, которое бы вернуло человека к послушанию Богу, к любви Божественной. Необходимо, чтобы человек склонил свой слух не к льстивым словам лукавого, а к Божественной истине и готовил себя к обожению истинному, а не ложному. Познание древа добра и зла указало на гордость человеческую. Человек допустил гордыню, восхотев стать богом безо всякого труда. Но грех удалил его от обожествления. А вот животворящее древо креста Господня, пред которым мы сейчас встали мысленным своим взором, напротив, вновь открыло человеку врата райские. Это уже иное мерило отношений между человеком и Богом. На этом древе Господь Сам предал Себя смерти телесной, чтобы победить смерть и тем самым даровать падшему человеку возможность вернуть себе жизнь вечную, получить желанное обожествление. Это совершилось, возлюбленные братья и сестры, на самом позорнейшем из орудий смерти — деревянном кресте. К этому кресту был пригвожден Сын Божий, Спаситель мира, и кровь, которая истекла их пречистых ребер Спасителя, сообщила этому позорному орудию смерти Божественную силу, соделав его Честным и Животворящим Крестом Господним. Эта кровь омывает и наши с вами позорные грехи, сообщая нам особые силы для стяжания вечной жизни. Вот, возлюбленные братья и сестры, в чем заключается тайна и сила Креста Господня. Если в раю, в месте святом, человек возымел гордыню, то здесь, на Лобном месте, человек приносит глубочайшее смирение в лице Самого Христа Спасителя, Который смирил Себя, как сказано, до смерти, «тем же и Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних». Видите, какого подвига требует от нас животворящее древо Господне! Требует, чтобы мы (если хотим получить обожествление, стать по благодати Божией богами) смирили себя до смерти. Для этого необходимо убить в себе грех, распять себя со страстьми и похотьми, а распявши, приобрести добродетели, которые станут основой для будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Вот почему, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста призывает всех нас: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству». Зная тайну Креста и слыша голос Матери-Церкви, преклоним свои сердца и главы у подножия Честнаго и Животворящего Древа, поклонимся ему и распнем здесь, у подножия его, свои греховные страсти, чтобы Господь через Крест Свой живоносный сообщил нам живительные благодатные силы к оживотворению нашего грешного естества и сподобил нас вечной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь. Митрополит Иоанн (Снычёв) © Copyright: Валерий Новоскольцев, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|