Михаил Анищенко о Евгении Чепурных

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Михаил Анищенко:


«Порой мне кажется, что поэтический мир Евгения Чепурных даже в самые холодные времена обогревает лёгким и чистым дыханием необыкновенная девочка, имени которой он не знает и узнать боится. К тому же, об этой девочке он до сих пор не произнёс ни одного слова. Наверное, он прав: потому что любой человек, посмевший написать о своей сокровенной любви, непременно потеряет её и никогда уже не сможет отыскать её на земле. Написать о своей любви – всё равно, что раньше времени сжечь шкурку Лягушки-Царевны.
Мне кажется, что я знаю имя этой девочки. Иногда она тоже приходит ко мне, и тогда я бываю счастлив.
Светлую необыкновенную девочку зовут Впечатлительность. Именно она живёт в сердце поэта и становится источником истинной поэзии. Пока Впечатлительность жива, пока поэт не убил её, она неустанно комбинирует прекрасные мгновения, обрывки, обломки, запахи, мелочи, случайные обстоятельства, оттенки и поэт сам не понимает, как легко он создаёт те или иные произведения. Это и есть сотворчество. Убивает необыкновенную девочку гордыня и жажда славы. И тогда поэт вынужден имитировать то, что когда-то было истинным, живым и настоящим.
<...>
Стерн говорил, что поэт остаётся поэтом, пока в нем есть две составляющих: впечатлительность и вдохновение. Наверное, так оно и есть. Умер же живописец Франчиа от восхищения, после того, как увидел картину Рафаэля!
Истинный Поэт умирает сразу же после того, как его покидает Впечатлительность. Остальные живут долго, пользуясь услугами проституток.
Я не знаю, каким образом появляются на свет вирши, напоминающие верши, расставляемые в мутной воде для поимки большой и маленькой рыбы, но мне жаль неподготовленного читателя, считающего, что в любом чёрном квадрате и лабиринте скрывается тайна. Гёте считал иначе. "Поэты мутят воду, - говорил он, - чтобы не было видно мелкого дна».



Другие статьи в литературном дневнике: