Осенняя мелодия. НоябрьСреди поэтов, родившихся в ноябре, есть такие, которые пересекаются не только календарно, но и тематически, продолжая один другого. В ноябре родился гениальный Александр Блок и поэт, которого называли лучшим в русской эмиграции, Георгий Иванов. В ноябре родились Достоевский, Хлебников, Апухтин, Симонов, Багрицкий, Маршак… О некоторых писала, о других - еще предстоит написать. Сегодня же - только о Блоке и Георгии Иванове, потому что оба сошлись в одной точке – в любви к России, к России не как к географическому месту, а как к надмирной метафизической идее. Россия счастие. Россия свет. И над Невой закат не догорал. И нет ни Петербурга, ни Кремля — Россия тишина. Россия прах. Веревка, пуля, ледяная тьма Веревка, пуля, каторжный рассвет Георгий Иванов прошел сложный путь трансформации. Доэмигрантский и эмигрантский - это два разных поэта. То был путь от, пусть и хорошо написанных, но «стеклянных», бесчувственных и бессодержательных стихов к глубоким, философским стихам последних лет жизни. Преображение поэта поражало всех знавших его по Петербургу: щёголя, как бабочка порхавшего между великими событиями и великими людьми и писавшего, по словам Александра Блока, стихи, не обделённые ни умом, талантом, ни вкусом, и вместе с тем обделённые всем. Георгий Иванов моложе Александра Блока всего на шестнадцать лет, но их относят к разным поэтическим течениям: Александра Блока – к символистам, Георгия Иванова – к акмеистам. Но сказать, что Иванов далеко ушёл от Блока, значит погрешить против правды. Иванов начал входить в литературную жизнь Петербурга в шестнадцать лет: первое стихотворение напечатали в 1910-м, когда поэзия Серебряного века вошла в русло, ограниченное, с одной стороны, поэтикой Иннокентия Анненского, с другой – Михаила Кузмина и всё замкнулось на Блоке. Русь моя! Жена моя! До боли Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, Георгий Иванов в ранний поэтический период подражал всем: Северянину, Гумилёву, Кузмину, но и у всех учился. Замешанный на такой закваске, его собственный голос прорезался много позднее, в эмиграции, после октябрьской катастрофы, перевернувшей прежний мир. И дело даже не в том, что он и его жена Ирина Одоевцева оказались нищими, вовсе нет. Отец Ирины, банкир, живший в Риге, постоянно высылал им деньги и оставил богатое наследство. Так что пока Латвия не стала советской, они жили вполне безбедно, особенно на фоне эмигрантской нищеты. Но эта материально благополучная жизнь не могла заменить Россию, с утратой которой Георгий Иванов так и не смог смириться. Здесь вспоминается пророчество Ходасевича, который терпеть не мог Иванова, но предсказал, еще за год до революции, что Жоржик станет настоящим поэтом, только если переживёт большое и настоящее горе. Иначе он вряд ли станет вообще поэтом. Житейское горе настигло Георгия Иванова в 23 года и уже не отпускало, и не заживало. Хорошо - что никого, Что мертвее быть не может **** Несколько поэтов, Достоевский, Потеряв Россию, Георгий Иванов обрёл в себе настоящего поэта, то, что ему так не хватало в Петербурге. Но прежде чем музыка новой жизни перетечет в поэзию, пройдет еще восемь лет. Эта пауза была необходима для понимания, что всё произошедшее столь же внезапно, сколь и закономерно, что революция - это их позорное поражение, что отчаянию можно противопоставить только мужество принять случившееся. Пауза нужна была для накопления нового опыта, для вслушивания в новую реальность, в себя, в чужую страну. Ощущение потерянного рая Георгий Иванов пронесёт через все тридцать лет, прожитые в эмиграции. Миф саморазрушения, созданный им, по словам Берберовой, в эмигрантских стихах, всегда рифмовался у него с мифом разрушения России, рухнувшей во тьму в три дня. Нет в России даже дорогих могил, ********** Мне больше не страшно. Мне томно. И не отзываются дрожью В Россию Георгий Иванов вернулся стихами спустя 65 лет, но и сегодня не во всяком сборнике найдешь его стихи. Вот перед мной сборник 1988 года о русской поэзии двадцатых-тридцатых годов. Есть Корнилов, Смеляков, Мартынов, Уткин, Шершеневич и другие, а Георгия Иванова нет. Накануне смерти, в августе 1958, уже на смертном одре, он напишет: Отчаянье я превратил в игру - Умру, - хотя ещё прожить я мог Никто не пожалел. И не помог. Тина Гай © Copyright: Валерий Новоскольцев, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|