Политическая программа патриарха Кириллабыла озвучена им при освящении памятника князю Владимиру. Оба оратора (и Президент и Патриарх) делали вид, что они Это означает, что говоря "князь Владимир", они имеют в виду тот образ этого князя и его правления, который дан в этой летописи. Сначала о президентской речи: Фраза "собиратель русских земель" независимо от времени и личности означает одно - победитель в междоусобных войнах с другими владельцами и собирателями русских же земель. То есть человек, изрядно проливший именно русскую кровь. Подойдя с иностранной армией к Киеву, Владимир подстрекал киевлян на майдан (угрозой мятежа киевлян против Ярополка последнего удалось вынудить бежать из-под защиты киевских стен). Так что все же довольно разным князь Владимир и бывал и вошел в историю, и никогда ранее все его методы и деяния не вызывали тотального одобрения. Вторая значимая фраза президента: "Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие". Ясно-утилитарная система ценностей: ваша нравственность нужна как средство для укрепления нашего величия. Причем уточняется: под нравственностью имеется в виду послушание ("сплоченность и единение"). Но для гослидера этот левиафановский утилитаризм по своему естественен. *** "Относительность истины это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует. Тут два тезиса: Предыдущую четверть века спикеры церкви (в том числе и я) в ответ на критику либералами посещения президентом богослужении говорили, что работа на посту президента не должна поражать человека в его праве на свободу его совести. Мол, это просто его личная жизнь. Теперь интонация сменилась. Президент в проводимой им государственной политике должен действовать, исходя из своей религиозной идентичности. Способ перевода личного убеждения в государственную политику, избранный князем Владимиром, по умолчанию считается патриархом верным: "«Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре»". Понятно, что придворная летопись передает эталонно-желанную властью реакцию на любые ее решения. Также стоит учесть, что элитные слушатели патриарха не слишком хорошо разбираются в древней истории, и потому вероятнее всего считают, что крылатая летописная фраза про крещение новгородцев "огнем и мечом" отражает именно религиозную (а не "анти-сепаратистскую") политику князя Владимира. Так что слово патриарха трудно понять иначе чем как призыв, что пора, мол, и власть употребить - для блага церковного просвещения. Президент любит говорить, что он юрист. А юристы нам четверть века говорили, что всё, что не запрещено законом, разрешено. Теперь ему в уши и глаза сказано, что мнение, будто "всё имеет право на существование", есть ложь. Патриарх же публично высказал несогласие с фундаментальными правами, провозглашенными в Конституции: правом на свободу совести и свободу слова. Причем эту заранее заготовленную и (что редкость) по бумажке зачитанную речь уж точно патриарх произносил ради одного-единственного "тезоименитого" слушателя. Его он шантажировал: "Этот памятник — напоминание всякому, взирающему на него: "А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?"". По сути он понуждает президента согласиться со своим духовным руководством: раз ты назвался православным и носишь имя Владимира, то иди его путем, отвергни все остальные верования и мнения и прикажи стране стать единой, причем на той мировоззренческой и поведенческой платформе, которую укажет Церковь, то есть Патриарх. В чем именно состоит и как именно "незыблемая и вечная истина" должна сказываться в сиюминутных решениях правителя, подскажет ему Святейший Посредник. Причем спорить с Посредником не должно быть позволено даже правителю - ибо не может послушник "незыблемой и вечной истины" спорить с Ее Голосом. И для дискуссий тут не место - ибо "никто не может пересмотреть выбора князя Владимира". Кстати, а какие тогда претензии к Бойко "Великому", который на своем собственном заводе обязывает персонал соблюдать правила православных постов? Какой замечательный путь для любого начальничка уравнять себя с равно-апостольным: приказать подчиненным жить благочестиво. Вариант безпроигрышный: если они примут такое благочестие - приобретешь молитвенников о себе, а коль поднимут на вилы - станешь мучеником. *** 4 ноября раскрытие состоялось: хочу, мол, от имени Истины править тобой, а через тебя всей Россией и немножко - миром. ***
Наталья Солженицына на той же церемонии сказала нечто совсем иное: "Князь Владимир оглянулся на свою жизнь, осудил в ней то, что было неправедно и темно, взял с собой всё доброе, чем был наделён, - и решительно повернулся к свету. Так следовало бы поступать и нам. Это значит - уважать свою историю. Гордиться свершениями народа, его героями и его праведниками. Но это также значит иметь честность и мужество осудить зло, не оправдывать его, и память о нем не заметать под ковер, чтобы не было видно, - таким путем нам не достичь чистоты в нашем Доме". Боюсь, она намекала на то, что князья не всегда бывали правы... ЖЖ о. Андрея Кураева © Copyright: Валерий Новоскольцев, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|