Осколки Серебряного века. Георгий ОболдуевЕлена Благинина, замечательный поэт, на стихах которой выросло несколько поколений советских детей, была, кроме всего прочего, еще и доброй феей и женой для гораздо менее известного, чем она, гениального поэта с княжеской и очень странной фамилией Оболдуев, которая еще недавно мало что кому говорила, даже знатокам. Жена и преданный друг, она прикрывала его и давала возможность писать стихи, просто писать, пусть даже в стол. В одном из последних своих стихотворений, посвященных жене, Георгий Николаевич Оболдуев, напишет: Е. А. Б. Нелюдима радость наша: И когда проходит мимо – Первый сборник стихов поэта вышел через 25 лет после смерти, в 1979 году, да и то не в России, а в Германии. Потом его стихи стали появляться в сборниках и альбомах. Это была дань памяти Елены Благининой мужу. Это ее усилиями вышел и сборник, и воспоминания о поэте, и одиночные стихотворения в разных изданиях. При жизни Георгия Оболдуева было напечатано единственное, и не самое лучшее, стихотворение. Нет, он не был открытым врагом советской власти, не выступал против нее, он просто был не с ней, не вписывался и не хотел вписываться в ту культуру. То было не его время и не та культура, в которой он хотел бы и мог бы существовать. Впрочем, поначалу, он несколько раз пытался отдать свои стихи в печать, но каждый раз какая-то сила его останавливала у самого порога редакций. Одни говорят о его патологической застенчивости, другие – что он был очень требователен к себе и по-дворянски щепетилен, боясь попасть в ряды проныр, всеми правдами и неправдами стремящимися напечататься, засветиться, прославиться. Он хотел оставаться в ряду простаков, не опускаясь до уровня пронырливых пошляков. Он – странен, как старый крестьянин Георгий Оболдуев родился (1898) в семье предводителя дворянства г.Коврова, но рано остался без родителей и его, вместе с сестрой, взяла на воспитание тётка, но и она вскоре умерла и дети оказались на попечении ее дочери. Детство мальчика прошло в Москве и в имении, что недалеко от Палехи и Шуи. В Москве он окончил гимназию и музыкальную школу. Музыкой занимался серьезно, играл на фортепьяно, выступал с концертами в студенческие годы и позднее, зарабатывая музыкой на жизнь. По окончании гимназии, поступил в Московский университет, отказавшись от музыкальной карьеры. В 1918 призван в Красную армию, где, по его словам, «служил на культурно-просветительском фронте» до 1922 года. Двадцатые годы – время экспериментов, время Хлебникова, Хармса, Мандельштама, Маяковского, русского авангарда, поэтов-футуристов, имажинистов, конструктивистов. С последними и сблизился Оболдуев. В начале тридцатых на его квартире собиралась молодежь, любившая стихи и музыку. Здесь они читали свои стихи, дурачились, веселились. И он знал, что когда-нибудь его стихи обязательно дойдут до потомков. Я — не отпетый алфавит А ты, заткнувший гнев и стыд Довольно хитрости и лжи, Посиделки так и назывались «оболдуевками» или «облдуевщиной», а Георгий Николаевич всегда был в центре этих вечеринок. Кто-то в тридцать третьем донёс, что поэт читал запрещенные стихи белоэмигрантки Марины Цветаевой и Георгия Николаевича приговаривают к ссылке по обвинению в контрреволюционной пропаганде по печально известной 58. Приговорён к ссылке, которую отбывал на строительстве Беломорканала и в Карелии, в Медвежьегорске. Обычное дело, учитывая не только «распространение» запрещенных антисоветских стихов, но и дворянское происхождение поэта. В тридцатые годы Оболдуев создает замечательные циклы «Обозрений»: «Живописное», «Людское», «Поэтическое», «Устойчивое неравновесье», которое позднее и было напечатано в Мюнхене в 1979-м. В «Обозрениях» проявилась неистощимая фантазия поэта на метафоры, сравнения, необычные сопоставления и описания, которые выстраиваются в цепочки прилагательных при полном отсутствии глаголов и сюжета. Но, несмотря на это, стихотворения не теряют своей динамики, уподобляясь карнавальному кружению образов. Буйное вундеркиндство тополей; Музыкальность его поэзии поразительна и запоминается скорее, чем сам стих. Особенно это проявилось в его поздней поэме-романе «Я видел», написанной с оглядкой на «Евгения Онегина». Читая поэму, так и хочется начать танцевать, настолько музыка стиха заразительна и стремительна, настолько пронизана ироничностью и гротеском, похожими на музыку любимого им Сергея Прокофьева и на стиль Ницше, о котором сам философ говорил, что он похож на танец. Но это было уже в конце жизни. Меняется легко В ссылке Георгий Оболдуев работает дирижером и концертмейстером в театре, где было много ссыльных артистов-профессионалов из Ленинграда, Москвы и других городов. Возвращение из пятилетней ссылки было безрадостным: в Москву не пускали, работы не было, были мытарства, беззащитность и неустроенность. А вскоре началась война. В 1943-м поэта мобилизуют на фронт, где он воюет в разведке, так как хорошо знал немецкий язык. После контузии находился в запасном полку. Война навсегда оставила отметину не только в памяти, но и на теле: тяжелая контузия привела к сильнейшим головным болям и гипертонии, от которой он и скончался в 1954 году, прямо за шахматной доской. Ему было пятьдесят шесть. Но сороковые годы в поэзии Оболдуева стали лучшими, это была его болдинская осень. Он пишет трагические стихи о войне, заканчивает (в 1952) начатую в сорок первом уже упоминавшуюся поэму «Я видел», рассказывающую о жизни одной дворянской семьи в начале XX века и во времена гражданской войны. Поэма - вершина его поэтического творчества, хотя многие критики считают поэму неудачной. В ней Георгию Оболдуеву удалось достичь гармонии, в которой соединились новаторство с традицией, авангард – с классикой, чему способствовала не в последнюю очередь его врождённая музыкальность и занятия музыкой. На жизнь зарабатывает переводами с туркменского, грузинского, литовского, белорусского, польского, английского, пишет романсы и либретто. Пытается несколько раз напечатать поэму, но безрезультатно. Так и прожил он свою поэтическую жизнь в подполье и безвестности, стоиком и аскетом. Последние стихи Георгия Оболдуева безрадостны, в них много отчаяния и слышны явно загробные интонации. Ништо, мой друг, ништо: мы выпрем, Не зря мы были, есть и будем — Спокойно бодрствуй на причале: Тина Гай
© Copyright: Валерий Новоскольцев, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|