Страстной цикл А. С. Пушкина. Великий постВ понедельник начался Великий пост. Первая и последняя недели – самые тяжелые. Не только по церковным канонам - с длительными богослужениями, обилием земных поклонов, воздержанием от пищи и развлечений, но и по народным поверьям. Начинается Великий пост с Чистого понедельника, заканчивается - Чистым четвергом, замыкающим великопостный круг вместе со страстной седмицей. Начинаясь с внешней чистоты - уборки квартиры, стирки и бани, он заканчивается чистотой духовной. В 1836 году, за полгода до своей смерти, Александр Сергеевич написал цикл, непосредственно связанный с Великим постом и страстной неделей, условно названный исследователями «Страстным» или Каменноостровским – по месту его создания. Лето 1836 года поэт проводит с семьей в Петербурге - на даче на Каменном острове. Осенью он планирует уехать в деревню, куда давно рвался и готовил к переезду жену. Не хватало одного – денег. Последние полтора года были для Александра Сергеевича мучительными: его не оставляют дурные предчувствия, он хочет вырваться из прежнего окружения, прежней жизни, порвать со всем прежним. Стихотворение «Странник», написанное в 1835 году, передает это трагическое настроение: Однажды, странствуя среди долины дикой, Духовный кризис, переосмысление жизни, ценностей, отношения с властью, к творчеству, близким – все не нравилось и все тяготило. Тьма сгущалась, по нарастающей слышатся тревога, безнадежность, усталость от попыток вырваться из замкнутого круга. Напрасно я бегу к сионским высотам, Все чаще поэта посещают мысли о смерти, особенно обострившиеся со смертью матери. Она умерла в Петербурге, в Светлый Пасхальный День 1836 года. И волею этих трагических обстоятельств Александр Сергеевич в последний раз побывал в любимом Михайловском. Сюда он перевозит гроб матери и хоронит ее в Успенском монастыре. Здесь же он «бронирует» место для своей могилы, рядом с матерью, предчувствуя свою скорую смерть. Под впечатлением от Страстной недели и поста, смерти матери, грустных мыслей и предчувствий Пушкин пишет летом 1836 знаменитый «Страстной» цикл. В нем эти настроения и мысли переданы так, будто он сам переживает последние страстные дни, тоже распинаемый на кресте. Он готовился умереть и его "Я памятник..." звучит как эпитафия на собственную смерть. И могила готова, и эпитафия - на надгробный памятник… Владимир Соловьев как-то сказал, что если бы поэт остался жив после той трагической дуэли, то с литературой было бы покончено: пережив смертельную рану, он перестал бы быть поэтом и встал бы на путь служения Богу. Основания так говорить у философа были. Кто знает, случилось бы это или нет, но никто не будет отрицать, что с годами творчество Пушкина становилось все более религиозно-насыщенным и философски-настроенным. Стихотворений становилось меньше, но сгусток духовной энергии в них - мощнее, интонация – трагичнее, прежнего молодого, веселого и радостного Пушкина – все меньше. ...Вновь я посетил «Страстной» или Каменноостровский цикл включал, по замыслу поэта, шесть стихотворений, пронумерованных в том порядке, в каком они должны были появиться. Два из них – I и V - обнаружить не удалось. Остальные имели такой порядок: II. Отцы пустынники и жены непорочны…; Этот цикл – жемчужина и вершина поэтического творчества Александра Сергеевича. Простота, глубина, единый стержень с единой символикой страстной седмицы, философское осмысление своей жизни в свете Евангелия делают цикл уникальным, подобного которому в русской поэзии нет. Есть Рождественский цикл Иосифа Бродского, но Страстной – один, вот этот, Пушкинский. Кроме перечисленных, в цикл включаются иногда и другие стихотворения: "Напрасно я бегу к сионским высотам...", цитировавшее выше; "Когда за городом, задумчив, я брожу..." и "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". К этому циклу примыкает также стихотворение «Странник» с трагическим описанием собственного духовного кризиса и мучительным поиском выхода из него. Порядок стихотворений цикла соответствует дням Страстной седмицы, в которые вспоминаются последние дни жизни Иисуса Христа. Первым у Александра Сергеевича стоит стихотворение, посвященное молитве, составленной еще в четвертом веке Ефремом Сириным: Господи и Владыко живота моего, Молитва читается с земными и малыми поклонами каждый день по шесть-семь раз в течение всего великопостного богослужения, исключая субботы и воскресения, которые, по большому счету, постными не являются и при исчислении сорока дней не учитываются. Молитва не только красивая, но и сильная, любимая прихожанами, и мной, в том числе. И хотя с годами все сложнее исполнять ее физически, но это прибавляет сил. Ноги болят, спина ноет, но молитва настраивает тело и душу как настройщик - расстроенное пианино. В молитве перечисляются основные грехи: праздность, уныние, любоначалие, празднословие, а потом следует прошение о даровании самого важного: терпения, смиренномудрия, целомудрия, любви, неосуждения ближнего и видения только своих грехов. Последний раз прихожане слышат молитву Ефрема Сирина в Великую среду и Александр Сергеевич Пушкин передает свое впечатление от молитвы и перекладывает ее на поэтический язык почти дословно. Отцы пустынники и жены непорочны, Владыко дней моих! дух праздности унылой, Стихотворение, открывая "Страстной" цикл, словно камертон, задает общий тон циклу, как задает тон всему Великому посту молитва святого сирийского "пророка". Тина Гай © Copyright: Валерий Новоскольцев, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|