Бабушки-старушки. Православный люд и юмор

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Бабушки-старушки в православных храмах – категория особая. Среди них есть две группы – одна - ничего- или мало - знающая, другая – все знающая, готовая поучать подряд всех прихожан и даже священников.


Эти бабушки-старушки стараются изо всех сил соответствовать всем церковным правилам, и не беда, что часто не так расслышали, не так поняли или поняли, но как-то уж очень по-своему, зато среди них нет злобствующих, и называют их бабулечками-божьими одуванчиками. Их перлы чаще всего и попадают в разряд беззлобного православного юмора.


Рассказывала одна матушка. Стояла она за свечным ящиком. Подходит бабуля-одуванчик заказывать поминовение и спрашивает, какое самое дешевое. Самым дешевым оказалось на проскомидию за рубль. Бабуля радостно закивала, засеменила к столику, долго и старательно писала на листочке. Вернулась, протянула листочек матушке. В листочке значилось: «Просто комедия. 1 руболь».


***


Подходит бабулька к дьякону и говорит: «Милок, ты знаешь, я вот через неделю прийти не смогу, когда кактусы раздавать будут, так ты не мог бы мне кактуса отложить...» Пришлось объяснять бабуле разницу между кактусом и артосом (артос – освященный пасхальный хлеб, который раздают молящимся в первую субботу после Пасхи).


***


Одна бабушка-старушка пела Символ веры так: «... чаю воскресения мертвых и в жизни буду человеком». («чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»)


***


На одном приходе новоназначенный настоятель обратил внимание на то, что при пении на Литургии Херувимской песни при словах «Всякое ныне отложим попечение» (т.е. «всякие сейчас забудем заботы (мирские)», многие женщины устремляются к кануну (стол, на который кладут продукты на поминание) и кладут на него печенье. Когда он поинтересовался, почему они так делают, те удивились его «неграмотности»: "Так как же – поют-то ведь: «Всякое ныне положим печение!»"


Они – самые дисциплинированные и самые преданные, хотя их преданность не подкрепляется знаниями ни церковно-славянского языка, ни вероучительных истин. В воскресной школе их не встретишь. И хотели бы учиться, но уже возраст не тот, память отказывает и здоровья не хватает.


А молиться хочется, хочется прикоснуться к чему-то, что к житейской суете и здешним заботам не имеет отношения. Они интуитивно тянутся к Богу, чувствуя в Нем защиту и сладость. Вот и приходят в храм, и стоят (а чаще – сидят), но верят, что даже так Божья благодать все равно их коснется.


Но есть другие бабушки-старушки, которых священники не любят, называя за глаза и в глаза православными ведьмами. Они все знают, всех поучают, любят ходить в воскресные школы, показывать свою значимость и рвение.


Как раз такие, ревнующие о Боге, являются рассадниками злобы и фарисейства. Их боятся не только случайные захожане и неофиты, но и некоторые молодые батюшки и начинающие дьяконы. Здесь - борьба за значимость и власть, к вере не имеющая никакого отношения. Здесь - кто кого.


На вечернем богослужении диакон выходит читать Евангелие. Делается это в центре храма. Вдруг откуда ни возьмись, как из воздуха, рядом с ним возникла бабка, которая «все знает». Диакон открывает Евангелие и только собрался произнести первую фразу, как бабулька громким шепотом начинает суфлировать:


"Во время оно…". Диакон в смущении повторяет: "Во время оно.." Бабулька: "Прииде Иисус…". Диакон: "Прииде Иисус…". Бабулька: "В Назарет!". Диакон смотрит в книгу, а затем с торжествующим видом, показывая бабке кукиш, говорит: "В Капернаум!!!"


***


Храм. Праздник Крещения Господня. Бабульки беседуют: "Крещение - что это за праздник???" - "А это Иисус Христос крестился и принял нашу веру православную"


Есть еще одна категория, но уже не бабушек, а чаще – женщин и нуворишей, которые ничего не знают, ничего не понимают, а так – мимо проходили и что-то услышали краем уха.


И хотят при этом получить что-то материальное, или гарантии от Господа Бога. Это они по неразумию делают то, что считают нужным, но не со зла, а чтобы как лучше (по их мнению). Их слова и действия попадают в разряд курьезов.


Отпевание. Покойник как покойник. Но... на нем были зачем-то очки и галстук (только шляпы не хватало). Но самое интересное, под сложенными руками была брошюра: «Как вести себя на кладбище», положенная заботливыми родственниками. Они видимо решили, что в книжке этой содержится инструкция для покойников...


***


В храм заходит пожилая женщина с большой сумкой и, устремившись к свечному ящику, строго спрашивает: «А где тут у вас ананасы раздают?» Свечницы ничего не могут понять, начинается выяснение обстоятельств такого странного слуха, и женщина говорит:


- Ну, вот я же вчера шла мимо, а у вас тут народ стоял и кричал: «Ананас! Ананас!» Тут все прояснилось. Вчера в храме был крестный ход, во время которого священник кропил молящихся освященной водой. Те, на кого водичка не попала, начинают просить священника побрызгать и на них, выкрикивая при этом: «А на нас! А на нас!»


***


Отпевание закончилось, родственники начинают прощаться с усопшим. Кто рыдает, кто причитает, кто желает, чтобы земля была пухом... Тут подходит одна особа, наклоняется ко гробу и в лицо усопшему говорит: "Вам - погнить, а нам - пожить!"


***


В храм зашла женщина и спрашивает: "Где можно поставить свечку святому Жезане?" - "?!?!" - "Ну, святой Жезана!" - "Да нет такого святого!" - "Ну как же нет?! Вы же на каждой службе поете "и распятого Жезаны" («и распятого же за ны (за нас) при Понтийстем Пилате»)


***


Приехали как-то в храм конкретные пацаны, машину освящать. Машина, надо понимать, навороченней некуда. Батюшка вышел, начинает святить. «Освящается колесница...» Тут один из пацанов к другому поворачивается и говорит: «Это чё он ее так обозвал? Нормальная же «бэха»...»


Грустно, но пути Господни неисповедимы. Может быть, кто-нибудь из них когда-нибудь придет в храм и не как язычник и мытарь, а хотя бы как те бабушки-старушки с добрым сердцем и без камня за пазухой.


Тина Гай



Другие статьи в литературном дневнике: