Попалась недурная статейка про Гоголя.

Валентин Мацкевич: литературный дневник

«Понять произведения Гоголя вне религиозного контекста вообще невозможно, он грезил не столько о социальной справедливости, сколько о духовном возрождении. Если в молодости писатель увлекался скорее мистицизмом, то со временем его религиозные искания обрели самый серьезный характер. Ведь и в «Мертвых душах» он изобразил не просто ополоумевших от безделья помещиков, а степени нравственной деградации человека. Гоголь мечтал «устремить все общество к прекрасному», считал, что должен сделать нечто большее, великое, собственное мессианство стало его идеей фикс. Нравоучительные и высокопарно-назидательные письма вызывали раздражение у его друзей и спонсоров, за чей счет в основном и жил Гоголь, но те терпели несносный характер писателя, понимая меру его таланта. Однако Гоголю не удалось найти и показать путь возрождения, второй том «Мертвых душ», как известно, был сожжен, писатель погрузился в глубокую депрессию».


«Вий»: чего вы не замечали в самой страшной повести Гоголя? Мария Аль-Сальхани


Нового человека нашли чуть попозже (Рудин, Инсаров, Базаров, Рахметов). Чернышевский, Тургенев, Гончаров. У Гоголя – Чичиков, но не симпатичен Гоголю.


Там в статье есть еще один сюжет про наступление «железного века» (он основной в статье) – про измельчание людей.


«Вий» – это наступление железного века. Его первый признак – оскудение человеческой натуры. Люди становятся мелочными и бесчестными, в мире исчезают истина, верность и стыд. На уровень личности трех семинаристов в повести намекают уже их имена: богослова зовут Халява, ритора – Тиберий Горобец. Тиберий – это имя римского императора, при котором был распят Иисус Христос, горобец – воробей. Главного героя, философа, зовут Хома Брут. Хома – это вариант имени Фома, отсылающий к апостолу Фоме, Брут же – предатель. Все трое, хоть и учатся в семинарии, о высоком не задумываются, их волнуют только мелкобытовые вопросы, в основном, чтобы поесть, выпить и покурить. Они не могут пройти мимо того, что плохо лежит, чтобы не украсть, крадут даже друг у друга. Примерно в том же духе описываются все встречные казаки: «У нас есть на селе казак Шептун. Хороший казак! Он любит иногда украсть и соврать без всякой нужды, но... хороший казак». Там же.


У меня есть своя транскрипция этого процесса. Уходила украинская культура свободных людей, и приходил усредненный вариант имперской русской. Поэтому и происходил слом старых этических норм. Вот в таком превращенном виде этот процесс и представлен у Гоголя от золотого века через серебряный, бронзовый к железному.



Другие статьи в литературном дневнике: