Нечаянная память об отцеОтца нет уже давно, больше 20 лет. При его жизни наши отношения были неровными, иногда плохими, иногда хорошими. Но я помню отца, и вспоминаю его часто. Последние годы моей семейной обязанностью является лепка пельменей и вареников, ну, и еще кое-какая готовка. Лепить приходится много, особенно зимой. В семье все любят и пельмени, и вареники, правда, из вареников кое-кто не очень любит с картошкой и луком, но с творогом, с вишней любят все. Вот при лепке вареников (пельмени леплю немножко иначе, они с торцов открытые) я и обратил внимание, что защепляю вареник не большим и указательным пальцами, а большим и средним. Удивился. Стал работать указательным пальцем. Получалось вполне нормально. Но как только задумывался и начинал действовать автоматически, снова использовал средний палец вместо указательного. Единственное объяснение, которое я нашел этому, это пример моего отца. Отец был дитя войны. В 44-м, когда освободили Минск ему шел десятый год. Старшие его братья партизанили последний год. А ему боев не досталось. Но достались осколки. С десяток осколков от зенитного снаряда достали, но несколько он так и носил в себе всю жизнь. И самая большая травма – осколок выбил ему нижнюю фалангу указательного пальца на правой руке. В госпитале в Минске ему пришили две верхние фаланги к кисти. Получился короткий палец, который практически не гнулся. Отец, хороший стрелок, в армии пользовался средним пальцем, стреляя на полигоне. И, естественно, для всего остального, что он делал правой рукой, он использовал большой и средний палец. Вот эта особенность, для точной работы использовать эти два пальца, была усвоена мной в детстве. Но до сих пор я ее не замечал. Хотя, повспоминав, я припомнил, что так вкручиваю болты, когда нужно что-то придерживать и еще кое что. В детской педагогике и психологии обучения давно замечена такая особенность – объяснение воспринимается не всеми и не всегда хорошо. А вот показ, дает гораздо более весомые результаты. Лучше всего дети усваивают не столько объяснения, сколько примеры поведения взрослых в определенных ситуациях. Конфуцию приписывается максима - Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. Правда, дети, усваивая абстрактные понятия – плохо-хорошо, правильно-неправильно, должно-нельзя, красиво-некрасиво и т.д., и одновременно усваивая образцы поведения взрослых, сталкиваются с первым мировоззренческим кризисом, видя, что в реальности взрослые действуют вразрез их же поучениями о правильном и должном. Сопоставлять и видеть противоречия, между правилами поведения и образцами поведения взрослых, ребенок может уже примерно в три года. Ну, вот, а у меня, усвоенный от отца образец работы пальцами правой руки, не вступая ни в какие противоречия с моими идеалами и убеждениями, просуществовал до моего полностью и совершенно зрелого возраста. Впрочем, и сейчас, я иногда продолжаю пользоваться в мелких работах такой комбинацией пальцев.
© Copyright: Валентин Мацкевич, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|