И назовут позор победой

Сергей Шрамко: литературный дневник

75 лет назад японские военные самолёты, корабли и подводные лодки напали на базу США в Пёрл-Харборе и устроили разгром, потопив несколько линкоров и уничтожив две сотни самолётов.
Президент США Ф. Д. Рузвельт назвал случившееся днём позора. Америка объявила Японии войну. Сотню тысяч американских граждан японской национальности засадили в лагерные бараки. Началась долгая (и не слишком, кстати, успешная до самой ядерной бомбардировки Хиросимы) война на Тихом океане.
Собственно случившееся (предпосылки, обстоятельства и последствия) требует отдельного исторического экскурса от специалистов. Нас же, уважаемые читатели, больше интересует другой факт.
Сегодня, спустя 75 лет, широкая мировая публика знает данную историю не в той версии, в которой она состоялась. А в куда более позитивной — восходящей, по сути, к художественному фильму с Беном Аффлеком. Фильм вызвал в своё время некоторое удивление критиков, поскольку превращал «день позора» едва ли не в первую победу США во Второй мировой войне (выигранную тоже, естественно, американцами).
Впрочем, сегодня подобное пересочинение реальности задним числом уже по определению никого не удивляет. За последние десятилетия благодаря успехам американского кинематографа мировая публика уже успела ознакомиться с таким перечнем побед США, переделанных из позоров, что самих позоров уже практически не осталось.
И вот об этой практике следует поговорить, пожалуй, подробнее.
Строго говоря, данное явление стоит назвать эффектом Аффлека, потому что этот талантливый деятель масс-культуры не только сыграл главную роль в «Пёрл-Харборе», но и спустя десяток лет довёл тот же приём до совершенства в другой картине — «Арго».
Напомним, «Пёрл-Харбор» получил только одного второстепенного «Оскара». «Арго» получил три, включая главный, — как лучший фильм. Реальные исторические события, на которых базировалась картина, были позором в чём-то покруче пёрл-харборовского. 60 американских дипломатов захватили в Тегеране в 1979-м восставшие исламисты. Американские военные полетели освобождать заложников, но из-за ряда идиотских ошибок поубивали кучу своих и одного случайного иранца, бросили всю технику с секретными документами и сбежали под обидный хохот аятолл. Из-за этого позорища слетел с поста президент Картер, а Штаты еле выпросили своих земляков назад через полтора года.
Но картина «Арго», отбросив скучную и позорную историю шестидесяти человек, рассказала зрителям о том, как шестеро укрывшихся в Тегеране американцев были тайно вывезены под видом канадской кинематографической группы в ходе спецоперации — и тем самым превратила позорище в ещё один триумф.
Свежим примером «эффекта Аффлека» следует считать, например, картину этого года «13 часов: тайные солдаты Бенгази». Собственно история: в 2013 году в разрушенной при деятельном участии американской дипломатии Ливии получившие полную свободу джихадисты взяли штурмом американское посольство, убили посла и целый день таскали его обгорелый труп на верёвке по городу.
Но художественный фильм сообщает нам, как, несмотря на вероломное и внезапное нападение непонятно откуда взявшихся экстремистов, героическим Тайным Солдатам удалось спасти и эвакуировать из Ливии часть американских дипломатов и их семей.
Как легко заметить, «эффект Аффлека» состоит в том, что на нос публике надеваются исторические очки со специальными линзами, одни фрагменты прошлого удаляющие до микроскопической ничтожности, а другие увеличивающие до эпоса. Разумеется, он не ограничивается одним только Голливудом — последний представляет собой лишь авангард масштабной, непрерывной и поставленной на поток переработки истории — от достаточно давней до самой свежей.
Этот эффект вполне качественно действует и за пределами кинематографа, позволяя держателям «пульта от реальности» производить склейки, перемотки и эффект замедленной съёмки практически в режиме реального времени. Сейчас мы можем наблюдать его в полный рост в виде стенаний по жертвам чудовищной сирийской агрессии в отношении «защитников восточного Алеппо» — то есть боевиков множества джихадистских группировок, самым кровавым образом захвативших второй по величине сирийский город четыре года назад и сделавших его своей базой для атак на военных, шиитов, христиан и курдов.


...Кстати. В отличие от США, у нас в течение двух с половиной десятилетий действовал и был принят на уровне хорошего тона эффект обратный, который, видимо, следует назвать эффектом «Девятой роты».
Это когда бралась какая-нибудь вполне славная страница отечественной истории, обычно военной, и превращалась в позор всеми возможными художественными средствами. К наиболее ярким случаям принято относить собственно фильмы «Девятая рота» (которая в реальности никем не была забыта, с честью выполнила боевую задачу и понесла минимальные потери) и сюрреалистическое великое кино о войне, в котором фашистские солдаты-гуманисты бросали советским солдатам-идиотам, тычущим в парусные танки штыками, шоколадки, а взятие фашистских крепостей обеспечивали паучки и сила духа штрафников с палками, марширующих через минные поля.
Впрочем, эта практика у нас, кажется, уже осталась в прошлом.


...К сказанному стоит добавить ещё одно наблюдение. Использование «пульта от реальности», разумеется, приносит массу имиджевых плюсов — так, если в конце 1940-х вся Европа была уверена, что Гитлера победил СССР, то сегодня подавляющее большинство европейцев уже убеждены в решающем вкладе американцев в уничтожение нацизма.
Но злоупотребление этим пультом создаёт вокруг его держателей такой же иллюзорный мир, как и вокруг их аудитории. В результате им начинает казаться, что с реальностью считаться вообще незачем — достаточно просто качественно и своевременно её пересочинять, и это явная ошибка.
К чему приводит такой самообман, неплохо демонстрируют недавние примеры референдума в Великобритании (а теперь уже и в Италии) и президентских выборов в Соединённых Штатах. В обоих случаях, напомним, грубая реальность совершенно беспардонно взломала победы, уже объявленные держателями пульта.
И превратила их в позорище.


Виктор Мараховский


Британский эксперт:
Запад ругает Москву за «Панфиловцев», хотя сам искажает историю
Запад критикует фильм «28 панфиловцев» за несоответствие историческим фактам как пропаганду, но в Голливуде тоже десятилетиями переписывают историю, напоминает Sky News. Россия имеет право на некоторые художественные допущения, тем более что в основе киноленты лежит великий миф о героизме и самопожертвовании, позволяющий провести параллели с самоотверженностью российских военных в Сирии, отметил британский эксперт по России Мартин Макколи.
Давайте обратимся к эксперту по России, доктору Мартину Макколи. Как всегда, рады вас видеть. Прежде всего, стоит ли вообще удивляться? Голливуд десятилетиями переписывает историю. Почему мы вдруг ополчились на Россию?


МАРТИН МАККОЛИ, эксперт по России: Потому что в настоящий момент между Америкой и Россией идет информационная война. И Запад обвиняет Россию в том, что она постоянно лжет. И таким образом, это возможность отплатить им той же монетой, раскритиковать их, заявив: «Вы фальсифицируете историю. Архивные данные показывают, что на самом деле все происходило не так, как вы утверждаете». И так далее. Это своего рода месть.


Нужно помнить, что, с точки зрения русских, эта война священна. Они потеряли больше людей, больше мирного населения (26 миллионов), чем кто-либо еще. И Путин заявил, что Россия, что Советский Союз спас Запад, воюя с нацистской Германией. И это совершенно верно. Потому что обычно, когда принимаешь на веру любые слова Путина, говорят: «О, нет. Это пропаганда, я в это не верю». Но в этот раз он действительно сказал правду. Их вклад в победу над немецким вермахтом был больше, чем вклад Запада.


То есть все это дает им право на художественные допущения, когда дело касается фильма?


МАРТИН МАККОЛИ: Да, почему бы и нет? Запад так делает. Голливуд переписывает историю, представляя американских военнослужащих и американские победы ключевыми в этой войне. При этом они часто игнорируют британцев и русских. И поэтому теперь этим занимаются русские.


Но я бы провел параллели между этим фильмом и Сирией. Потому что в настоящий момент образ российских военных идеализируется. В Сирии их представляют героями, спасающими цивилизованный мир, Европу и весь цивилизованный мир от «Исламского государства»*. И всю эту информацию, завернутую в милитаризм, патриотизм, им подают каждый вечер. И в этом смысле подобные фильмы великолепны, потому что они подчеркивают, что русские воюют за Родину, что они патриоты и спасают мир.


Интересно, что бы ни говорилось в архивах – там Джон узнал, что все это просто легенда, – фильм «28 панфиловцев», определенно, стал настоящим фольклором в России, не так ли? Идея развенчания этой истории была бы очень непопулярна среди российской публики.


МАРТИН МАККОЛИ: Да. Необходимо вернуться к декабрю 1941 года, когда Советский Союз был в шаге от поражения. Немцы побеждали их раз за разом и шли на Москву. Вскоре после начала войны Сталин издал декрет, согласно которому каждый отступивший солдат Красной армии считался предателем и его должны были расстрелять. Он должен пожертвовать собой, должен воевать за Отечество. 28 панфиловцев, эти 28 мужчин – это как раз такой пример. Они держались, они не сдались, они сражались не на жизнь, а на смерть и разбили немецкие танки. Это великий героизм, и это великий фильм и великая пропаганда.
То, что на самом деле все было не так, – некоторые из них сдались, их было больше 28 – не имеет значения. Создан миф – миф о героизме и самопожертвовании, который потом продолжил развиваться. Потому что Битва за Москву была первой, в которой Красная армия одержала победу. Георгий Жуков был главнокомандующим. Это стало началом отступления немцев. Они должны были взять Москву, но не взяли, и вы знаете, к чему это привело. Так что, с советской, с российской точки зрения, это героизм и великая история. Всем детям рассказывали об этом, и они хотели быть в числе 28 панфиловцев.


Вот что интересно, просто чтобы подвести итог: с учетом всех доводов, включая в данный момент и Сирию, у нас есть все законные основания считать это своего рода пропагандой – если мы рассматриваем ситуацию с худшей стороны. Но в западных фильмах о войне тоже много пропаганды. Мы судим о России по другим меркам?


МАРТИН МАККОЛИ: Да. Потому что в настоящее время все, что имеет отношение к России, большинство людей на Западе считают ложью. «Это пропаганда, мы этому не верим. Сегодня они говорят одно, а завтра противоречат сами себе, мы не можем этому верить». Новая российская военная доктрина называется "Холодная война-2016". Так что, с их точки зрения, мы находимся в состоянии информационной войны и потенциальной холодной войны с Западом. Поэтому, что касается российской позиции, они хотят милитаризм, чтобы защищать страну. Разумеется, американцы и британцы – но американцы в особенности – обороняются. Они скажут: нет, вы лжете – или что-то в этом роде, – это мы говорим правду. И так далее. И информационная война будет продолжаться. Кто победит? Сейчас побеждают русские, потому что в пропаганде они лучше, чем Запад.
Дата выхода в эфир 11 декабря 2016 года.
https://russian.rt.com/inotv/2016-12-11/Britanskij-ekspert-Zapad-rugaet-Moskvu



Другие статьи в литературном дневнике: