эмир Фейсал ибнХусейн и докторВейцман договорились

Юля Жинь: литературный дневник

Соглашение «Вейцман — Фейсал» — договорённость, которую 3 января 1919 года на Парижской мирной конференции заключили руководители делегаций арабов (Фейсал I) и сионистов (Хаим Вейцман) о политическом будущем Палестины.


Соглашение определило границы арабского королевства, к которому стремился Фейсал, и еврейского государства, к созданию которого, согласно Декларации Бальфура 1917 года, стремился Вейцман. Арабы тем самым дали принципиальное согласие на выделение Палестины из арабского королевства и существование еврейско-сионистского государства.


Соглашение подчеркнуло совместные корни евреев и арабов Палестины и определило свободу религии и свободный доступ мусульман к священным местам ислама в Палестине. Роль судьи в возможных конфликтах должна была играть Великобритания.


Фейсал всё соглашение ставил в зависимость от выполнения Великобританией её обещания о независимости арабов. Это обещание британцы не выполнили. Арабы не получили независимости, а Великобритания и Франция разделили арабскую территорию между собой.


*


"Соглашение между доктором Вейцманом и Амиром Фейсалом


Его королевское Величество эмир Фейсал, представляющий арабское королевство Хиджаза, и доктор Хаим Вейцман, представляющий Сионистскую организацию, сознавая расовую близость и древние связи, существующие между арабским и еврейским народом, исходя из того, что наиболее надежный путь для осуществления их национальных чаяний — тесное сотрудничество в развитии арабского государства и Палестины, надеясь вновь достичь доброго взаимопонимания, пришли к соглашению по следующим параграфам: " и т.д.



*



"Переписка Фейсал — Франкфуртер
Хиджазская делегация
Париж, 3 марта 1919
Дорогой профессор Франкфуртер!
Пользуюсь впервые представившейся возможностью контакта с американскими сионистами, чтобы сообщить Вам то, что уже несколько раз передавал доктору Вейцману в Аравии и в Европе.
Мы сознаем, что арабы и евреи принадлежат к одной расе, что они одинаково страдали от держав, которые были сильнее их, и что они могут в наше время вместе сделать первый шаг по пути осуществления своих национальных идеалов. Мы, арабы, главным образом просвещенные среди нас, относимся к сионистскому движению с глубоким пониманием. Наша делегация здесь, в Париже, тщательно ознакомилась с предложениями, которые были вчера представлены Сионистской организацией мирной конференции, и считаем их справедливыми и умеренными. Мы со своей стороны сделаем все возможное для их успеха. Мы желаем евреям от всего сердца возвращения на родину. С руководителями движения и особенно с доктором Вейцманом нас связывают самые близкие и дружественные отношения. Доктор Вейцман оказал большую помощь нашему делу, и я надеюсь, что в скором времени арабы смогут ответить евреям тем же.
Мы вместе работаем во имя обновленного Ближнего Востока, и наши движения дополняют друг друга." и т.д.


http://gazeta.rjews.net/Lib/Zemlia/zemlia11.html



"Один из важных фактов раскрыл господин Ричард Кроссман, известный в Великобритании левый интеллектуал, член последнего лейбористского правительства (1964-1970), а затем редактор известного социалистического еженедельника "Нью Стейтсмен" в интервью британскому телевидению 12 декабря 1971 года.



Господин Кроссман прямо обвинил покойного лидера лейбористов, бывшего премьер-министра (1945-51) Клемента Эттли и его министра иностранных дел Эрнеста Бевина в попытке "уничтожить евреев ЭрецИсраэль".


Это обвинение, указывающее на крайне агрессивное отношение британцев к евреям подмандатной Палестины, несомненно потрясло людей доброй воли, которые верили легенде, долгие годы распространявшейся машиной британской пропаганды, о конфликте в Эрец-Исраэль как о столкновении арабов и евреев, в котором Британия выступала как добрый посредник, зажатый между двумя враждующими лагерями.
Господин Кроссман привел официальное свидетельство, подтверждающее факт, что Британия была активной стороной в конфликте, инициатором и главной силой, противодействующей возрождению еврейской независимости в Эрец-Исраэль." (с)



Другие статьи в литературном дневнике: