Весь невидимый нам свет

Надежда Олеговна Цветкова: литературный дневник

Энтони Дорр – «Весь невидимый нам свет». Новый для меня автор. Своеобразный роман. Написан образно, легко. Построен как сценарий к фильму или мини-сериалу. Короткие главы на полторы-две страницы максимум. Каждая глава – отдельный кадр из фильма.
Интересное начало и вроде бы неплохое развитие. Финал разочаровал. Вяло, долго, скучно. Смазано всё впечатление.


…Так бывает достаточно часто, когда захватывает начало, но больше ничего особенно в книге и нет. Пример – «И пели птицы» Себастьяна Фолкса: неплохой язык, читаешь-читаешь, ждёшь – ну вот сейчас что-то должно произойти! – а ничего так и не происходит.


Или роман «Щегол» Донны Тартт: завязка увлекла, защемило сердце – и вот кажется, что наконец-то я нашла ст;ящую книгу! Но затем следуют страниц 400 противной тягомотины, к тому же написанной, в отличие от первой четверти книги, достаточно слабо. Непредсказуемый финал вытягивает общее впечатление, но, в принципе, роман вполне можно было сократить наполовину.


Еще пример: высокие рейтинги, восторженные отзывы – «Атлант расправил плечи» Айн Ренд. С первых строк становится понятно, что автор – теоретик, слабо разбирающийся в том, о чем пишет, особенно в основах архитектуры и бизнес-процессах. И когда на каждой второй странице ты нарываешься на откровенные «производственные» ляпы, связанные с некомпетентностью автора или его консультантов, читать становится неинтересно. Хотя сам по себе сюжет действительно неплох! За несколько заходов я еле-еле дочитала «Атланта» – как говорится, для общего развития, – но первоначального мнения, увы, не поменяла.


Ну как так получается: вроде бы и авторы известны, и книги популярны, а все равно чего-то не хватает в них!


Но есть книги – их по пальцам можно пересчитать! – которые не отпускают, от которых не оторвешься, пока не прочитаешь. А первая мысль, когда закончил, – и что теперь делать, как найти столь же захватывающее чтение? Такие книги потом будешь и перечитывать, и переслушивать. Но после них делаешь паузу, потому что хочется подумать, насладиться послевкусием. А начиная читать что-то новое, понимаешь: все не то!


Задумалась: много ли произведений, которые удерживают внимание с первого до последнего слова? Для меня это, например, «Доктор Живаго» Пастернака и «Волхв» Фаулза. А для вас?



Другие статьи в литературном дневнике: