Сборная страны

Плутонный Трактор: литературный дневник

(Прошу прощения за размещение здесь в нарушение собственных договорённостей с собой. Просто потому что остальные страницы забиты. Да, не о литературе, но немного о жизни.)



Всё закончилось до жути скучно: мы поссорились. Смотрели, разговаривали, обсуждали, спорили и в конце концов поссорились, хотя речь шла не о политике, а о футболе. В котором сегодня достаточно политики, но речь шла просто о людях. О мире, в котором эти люди так или иначе пребывают.


Для многих футбольных «специалистов» всех калибров матч сборной Франции против сборной Мексики, закончившийся победой последних, стал финальной точкой. То есть начальной в некотором роде. Точкой начала самого паршивого спектакля из серии «бей своих…», но в отвратной постановке. Поймала себя на мысли: это же цивилизованная Франция… Даёшь каждой стране Пабло Эскобара, что ли???


Не могу сказать, что сейчас я большой фанат футбола, тем более чужих сборных – так, интересуюсь, слежу, смотрю, когда удаётся. Но я ни слова не скажу против сборной Франции (я подчёркиваю это словосочетание, потому что на то есть основания), как не сделает этого ни один настоящий болельщик, поклонник футбол, просто нормальный человек. Мне очень нравится Франк Рибери, мне безумно симпатичны такие железные с виду люди, внутри которых живут вулканы. Ещё больше мне стал симпатичен Патрис Эвра (закралось подозрение, что кого-то он действительно хотел лично отколотить, но ему, к сожалению, помешали). Сдержаннейший, интеллигентный, он перебивал репортёров на пресс-конференции, пытаясь им напомнить, благодаря кому, собственно, сборная вообще попала на этот чемпионат. Мне всегда нравился Николя Анелька, больше, чем два других, более звёздных форварда, может, своей выбранной прямой линией, которая мешает ему быть как все. Неожиданно проявил себя Раймон Доменек, если честно, я в какой-то момент подумала, что ему совсем-совсем всё параллельно. Оказалось, это не так, и он вышел к этим чёртовым репортёрам читать письмо игроков «турецкому султану». Руководство сборной тем временем разбегалось в стороны, давая себе самоотвод, вообще не желая ничего общего иметь с «этой» сборной.


Я многое могу понять: всеобщая скука и тоска, проспоренное пиво, просчитанные до миллиметров ходы, шатающиеся экономики, разрушительные наводнения – возможно, люди хотели именно праздника, отдохновения, пинка к дальнейшей собственной деятельности, но очевидно, что, когда люди не получают желаемого, они тут же перестают быть людьми. Простите, а футболисты случайно не люди?..


Что касается ссоры… Аргументы вроде «я за эту сборную с 98-го года болею!» для меня не представляют особой ценности. 98-й год, кто забыл, это год, когда Франция впервые стала чемпионом мира по футболу. Было не очень сложно болеть за сборную, в которой играли Дидье Дешам, Лоран Блан, Фабьен Бартез, Зинендин Зидан, Лилиан Тюрам, Патрик Виера, Биксан Лизаразю, Кристиан Карамбё, Юрий Джоркаефф, Эммануэль Пети, Марсель Десайи, Венсан Кандела, Кристоф Дюгари, Давид Трезеге и совсем зелёный Тьери Анри. Почти все они, а также Сильвен Вильтор и Николя Анелька, через два года стали чемпионами Европы. Я тоже болею за них с 98-го года, правда, в том году я и начала смотреть большой футбол. Да и постарше меня некоторые будут, хотя и не выбрали тогда безнадёжно-красивую сборную Нидерландов. Её выбрала я, это между прочим.


Так вот тот выдающийся 98-й год продемонстрировал всему миру, как действенны в футболе принципы глобализации и повсеместной интеграции всего во всё: как потрясающе сложились африканские деньги и европейские технологии, обернувшиеся истинным французским триумфом. Простите мне мою застаревшую неполиткорректность: в нынешней сборной Франции в разы меньше лиц европейской наружности, чем в любой другой европейской сборной. А можно ли хоть раз просто сказать спасибо людям за то, что они, как все воины прошлых столетий, готовы ломать свои ноги и руки вот за эти «знамёна»? Я уже говорила о футбольном апатриизме, хотя смотреть уже можно шире, глубже и дальше футбола, и тенденции сегодняшние таковы, что мало кто может более-менее внятно объяснить: про флаг, гимн, страну… Человеку лет двадцати-двадцати пяти, который зарабатывает по несколько миллионов в месяц там, где хочет. Простите, извините, но если сегодня у тебя тренер из Гондураса, массажист из Японии, врач из Швейцарии, а твой папа – потомок мексиканских индейцев, мама – наполовину датчанка, а у тебя французский, английский или германский паспорт, то что тогда? Плоды глобализации, блин!.. У тебя есть паспорт с правильными буквами и право заворачиваться в флаг определённых цветов. И что? Что с этим делать-то? Хорошо, если вспомнил, или кто-то напомнил, что здесь прошли лучшие годы твоей жизни. Отец нашёл здесь работу, и так появилась возможность учиться и заниматься футболом. Если здесь живёт любимая женщина, которая будет гордиться тобой, если ты будешь сражаться так, как все воины прошлых столетий… Если… Вспомнил. Если это что-то значит.


Двенадцать лет на высочайшем футбольном уровне находится сборная страны со слабейшим внутренним чемпионатом из всех значительных европейских. Двенадцать лет игроки выступают за величайшие футбольные клубы Англии, Испании, Италии. Это какое национальное достоинство надо иметь, чтобы вот так взять и смахнуть всё в пыль, обозвать последними словами и при этом – ни за что не поверю, что это не так! – в глубине души, тихонько так понадеяться: а вдруг ещё??? Не пора ли обратиться взорами к сборной Гондураса? Золотую звёздочку, которую вы рисуете на синих майках, отправьте туда же! Какие коммерческие или политические цели преследовали выносившие сор из «трёхцветной» раздевалки – не очень-то важно, потому что важно лишь то, как и какими способами всё это делалось. Как я уже говорила, крайне мерзкими, такими же цивилизованными, как все действия Полиграфа Полиграфовича. Шарикова. Перевирание информации, предположения вместо фактов, массовая истерия разнокалиберных кликуш, подхваченная и преподнесённая всем остальным как основная новость. Я уверена, последствий наводнений и прочих неприятностей в эти две недели просто никто не заметил. Уже не кощунством кажется сто раз подумать, прежде чем согласиться представлять именно эту страну...

Но хотелось бы мне, чтобы некоторые «футбольные державы» в целом и всех их составляющие в частности, привыкшие смотреть «на запад» и ещё хрен знает куда, посмотрели очень внимательно. И не только на дымовую завесу, а на то, что она весьма успешно заслонила. Мужественных людей. То, как игроки и тренеры приходили и приходят на пресс-конференции. То, как Биксан Лизаразю, бессменный номер третий той самой сборной, уже лет десять как не имеющий к ней никакого отношения, глядя в камеру и сдерживая эмоции, произносил: да, мы играли отвратительно, но у нас ещё есть время, мы должны собраться с силами… То, как блистательный Зинедин Зидан, в своё время испивший полную чашу «национальной славы», не задумываясь, выдавал: мы, болельщики, конечно, очень разочарованы, но у нас есть ещё одна игра, есть надежда, что мы сможем собраться... Обратите внимание: не «они», «игроки», «ребята», и даже не «наши игроки», «наши ребята», а коротко и ясно – «мы» – сборная, страна, футбол.


Не понимаю ещё одного: почему в этой республике республик не нашлось ни одного твёрдого голоса, способного остановить этот водоворот фуфлогонства, демагогии, истерии не по делу, раздуваемых до национальных, до всеевропейских масштабов? Зато остальное очень даже ясно. Ничего не изменилось и никогда не изменится во взаимоотношениях человеческих. Согласно моему любимому Артуро Пересу-Реверте и многочисленным примерам, встречающимся на каждом шагу: крысы по-прежнему бегут именно в тот самый, важный и решающий момент, а все остальные остаются сражаться. Когда кончаются патроны и ломаются клинки, остаётся лишь сдаться на милость или немилость победителя, но до этого момента нужно сначала выйти на поле боя. Я поболею за них завтра. Не за результат или выход из группы и даже не за красивую игру. Просто за их игру. Просто за эту сборную этой страны.



Другие статьи в литературном дневнике: