К чему бы это я?..

Плутонный Трактор: литературный дневник

Перечитала «Карамазовых»... Да, к сожалению, у меня есть такая возможность... Ни фига не поняла, как, впрочем, и обычно... То есть понятно, что на один грандиозный роман способен любой талантливый человек, но запихнуть в одну книгу в с ё, совершенно всё, что смог узнать и придумать – тут надо быть кем-то более чем просто талантом. А больше всего мне нравится манера его повествования (не знаю, как это филологически): «увы, так называется наш городок, я долго скрывал его имя...» Ни одного современного романа объёмом в почти восемьсот страниц я что-то не знаю. Но ещё больше меня беспокоит другое: я знаю слишком мало людей, которые прочитают такой роман (при условии его обнаружения, конечно) да ещё и «что-то из него вынесут для себя».
Подчеркну, что речь я веду о банальной беллетристике, читабельной литературе, литературе массового потребления, при том художественной. Ни новые научные теории, ни разросшаяся мемуаристика, ни псевдоисторические изыскания меня сейчас не интересуют, у меня один вопрос: чего читать???


Чтобы не делаю небольшой обзор литературных предпочтений всех близлежащих.. то есть близстоящих и блисидящих читателей. Повторяю, речь ведётся о крупногабаритных вещах, поэтому блоги любимых журналистов, колонки любимых писателей, записки Линор Горалик, весь Эрик-Эммануэл Шмитт и Филипп Делерм – не считаются! Кроме того, автоматически отметается папа, не потому что он не читает художественную литереатуру (сейчас как раз наоборот), а потому что его выбор обуславливается, во-первых, преимущественно моим выбором, во-вторых величиной шрифта и удобством чтения во всевозможных видах транспорта, а также тяготением к классике во всех отношениях.
Итак, мама почти не задумываясь перечислила «Сагу о Форсайтах», «Гордость и предубеждение», Владимира Короткевича и Агату Кристи, а также (понятия не имею, почему) «Мастера и Маргариту».
Бабушку я в последнее время заинтересовала историей царской семьи и в частности книгой воспоминаний великого князя Александра Михайловича, читающейся лучше многих и многих романов, кстати. Из более-менее художественного на неё всегда производил впечатление Солженицын.
Мой брат выдал Дугласа Копланда с его «Поколением икс» и крайне лестной, насколько это возможно услышать от современного парня, характеристикой... Кстати, надо бы ознакомиться...
Далее я смотрю на свои полки и в свой компьютер – из всего обозримого и вспоминаемого наиболее многостраничными навскидку оказываются: «Имя розы», «Игра в классики», «Властелин колец», «Христос приземлился в Гродно», «Сто лет одиночества», Пикуль, Фейхтвангер, Ефремов и... не совсем полное собрание Артуро Переса-Реверте – хотела бы ошибаться, но, кажется, единственного современного (я подчёркиваю это слово сколько угодно раз) писателя, которому повезло у нас и с которым нам повезло во многих отношениях... Вслед за ним – Стивен Фрай…


Ну, короче говоря, отсюда следует только один вывод: романы формата «Братьев Карамазовых» или «Анны Карениной» остались где-то очень далеко позади, нынешнее «чтение» – это двести, ну, триста страниц максимум. Тут уж я не знаю, возможно, «Братья Карамазовы» и не предполагались для чтения. Я ничего не хочу сказать. То есть я могу взять этот роман только в двухдневное пребывание в поезде. На пляж я бы взяла «Марсианские хроники», на дачу – Джерома или поэтов-шотландцев, в парк, наверное, кого-то из латиноамериканцев… И к чему это я?..



Другие статьи в литературном дневнике: