***

Татьяна Гордон: литературный дневник

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ



Перепечатываю статью нашего клуба «Слово», не изменяя ни одного символа и знака.


«Клуб «Слово»


ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


В 910 году, в Константинополе произошло чудесное событие во время
царствования Льва Vl
Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться
в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей
осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога
спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей
со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как
Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о
спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись,
снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися
в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.
Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом
святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли святой
Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов.
Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания:
"Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?".
"Вижу, святой отче, и ужасаюся", – отвечал ему Епифаний.
Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.


Парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт
существования этого праздника в русском православном календаре
разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая
национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник
этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь.
Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания
о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь
Влахернского дворца . Но нет слов о нападении врагов на
Константинополь. Но какое событие могло так сильно напугать
жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого
времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя
Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий
грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые
ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились
в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы.


В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан.
Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание,
но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила
причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она
предстательствует перед Господом за греческое православное царство.
Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле,
в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят
и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому,
сыну Юрия Долгорукого.
Получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь
празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия,
оружия наших предков силою Божьей и предстательством
Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое
миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит
выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и
антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому
народу впоследствии воспринять этот праздник и сделать его частью
своей православной традиции.
Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?
Потому что все основания для этого почитания изложены
в Священном Писании:
«И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался
дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы
Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне
величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).
Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено
величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами.
В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа,
которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает:
«…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»
Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что
первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали
в Спасителя, Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству
Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы,
ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской
традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны
такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена
пользовались почитанием православных христиан, и не только
православных. Мы знаем, как чтят католики
Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане
принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой.
Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том
Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть
ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом,
христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны
с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо
Ей молившийся.»


http://stihi.ru/2025/10/14/3114



Татьяна Гордон
19 октября 2025 года



Другие статьи в литературном дневнике: