Её губы пахли малиной, грехом и Парижем...

Татьяна Гордон: литературный дневник

Клуб «Слово»


«ЕЁ ГУБЫ ПАХЛИ МАЛИНОЙ, ГРЕХОМ И ПАРИЖЕМ…»
(Вера Инбер)


Мне было, наверное, лет 11, когда мне мама прочитала это коротенькое,
так поразившее меня печалью одиночества, стихотворение:


Уехал друг. Ещё в окне закат,
Что нам пылал, не потускнел нимало,
А в воздухе пустом уже звенят
Воспоминаний медленные жала.
Уехавшего комната полна
Его движеньями и тишиною,
И кажется, когда взойдёт луна,
Она найдёт его со мною.


Эти стихи написаны Верой Инбер.
Она родилась в Одессе 10 июля 1890 года.
Веру Инбер сравнивали с Анной Ахматовой, противопоставляли другим
поэтам Серебряного века, а она сказала свое слово в литературе — по-девичьи нежное и по-женски сильное.
Вера Михайловна Инбер из еврейской семьи Шпенцер
(именно такой была ее девичья фамилия). Родилась в Одессе. Ее отец
занимался типографским делом, председательствовал в товариществе
научного издательства и был купцом. Мать преподавала русский язык и
литературу и заведовала еврейским училищем для девочек. С самого детства
Вера была окружена книгами, разговорами об издательствах и литераторах .
Юная Вера в доме отца Моисея Липовича Шпенцера зачитывается Чарльзом
Диккенсом и Анатолем Францем. По ее словам, именно эти авторы оказали
самое большое влияние на становление ее как поэта:Один приходил с
радостными слезами, другой — с грустной улыбкой. Один утверждал,
что главное в мире — это сердце, другой утверждал — ум.
Ранняя лирика ею писалась сердцем, поздняя - умом.
В ранних произведениях уплывали в миражи корабли, горели страсти -
в поздней происходило осмысление событий и судеб. Отец Веры не признавал
женской поэзии и хотел для дочери надежного, понятного земного счастья,
а ее влекла романтика мира, звезды и море, мечты и сны! . Она стала
писать стихи вопреки воле отца, который всегда говорил, что из женщин
хорошие поэты не получаются. Он был купцом, умел считать деньги,
высокие материи были ему чужды. А ей так хотелось романтики!
По окончании гимназии она пошла на Высшие женские курсы изучать историю
и филологию. В это же время появилась и ее первая публикация в местной
газете — рассказ «Севильские дамы». Вера много писала, читала, создавала
сценарии для студенческих капустников, Александр Вертинский пел песни
на ее стихи («Джонни»,»Шкатулка»). В семье Веры Михайловны в период
молодости поэтессы воспитывался Лев Троцкий (тогда он еще был Лейбой
Бронштейном, он учился в Одесском реальном училище.). Будущий
революционный деятель приходился двоюродным братом ее отцу
Вера трижды была замужем. Первый муж появился еще во время учебы в
университете. Он был, как Вера, романтичен и как-то сказал о ней
«Её губы пахли малиной, грехом и Парижем…» Вместе с Натаном Инбером
Вера уехала во Францию и Швейцарию и пробыла там вплоть до 1914-го .
Брак был недолгим. От первого мужа у нее появилась дочь Жанна. Рождение
ребенка стало стимулом для юной поэтессы — из-под ее пера начали
появляться детские стихи. Вот один отрывочек из детского стихотворения,
которое я учила с папой , когда ходила в старшую группу в детском садике

СОРОКОНОЖКИ


У сороконожки
Народились крошки.
Что за восхищенье,
Радость без конца!


Дети эти — прямо
Вылитая мама:
То же выраженье
Милого лица.


И стоит пригожий
Дом сороконожий,
Сушатся пеленки,
Жарится пирог,


И стоят в порядке
Тридцать три кроватки,
В каждой по ребенку,
В каждой сорок ног.


Позже детские стихи стали очень популярны, даже в 60-х знали их наизусть.
Многие её стихотворения переросли во взрослые песни .Например,
«Песня о девушке из Нагасаки»
«Девушку из Нагасаки» включают в свой репертуар многие актёры и певцы,
хотя мало кто помнит, что автор стихотворения – Вера Инбер
(музыку предположительно написал Поль Марсель (Павел Рыбаков)).


Он юнга, родина его — Марсель,
Он обожает ссоры, брань и драки,
Он курит трубку, пьет крепчайший эль
И любит девушку из Нагасаки.
У ней такая маленькая грудь,
На ней татуированные знаки…
Но вот уходит юнга в дальний путь,
Расставшись с девушкой из Нагасаки…
Приехал он. Спешит, едва дыша,
И узнаёт, что господин во фраке
Однажды вечером, наевшись гашиша,
Зарезал девушку из Нагасаки…


Второй раз Вера была замужем за электрохимиком, профессором А.Н.Фрумкиным.
Третий брак выпал на начало Великой Отечественной войны — Вера вышла
замуж за историка медицины, академика Илью Давыдовича Страшуна.
С супругом она переехала в Ленинград, а дочь и родившегося к этому
времени внука отправила в эвакуацию.
Вера Инбер пережила всю свою семью. Маленький внук погиб ещё в блокаду. Единственная дочь Веры Инбер Жанна умерла в Ленинграде. От болезни медленно умирал
муж. Сама Вера Инбер в последние годы жизни почти ослепла.


Забыла все: глаза, походку, голос,
Улыбку перед сном;
Но все еще полна любовью, точно колос
Зерном.
Но все еще клонюсь. Идущий мимо,
Пройди, уйди, не возвращайся вновь:
Еще сильна во мне, еще неодолима
Любовь.


С третьим мужем писательница прожила до конца его жизни.
Свой первый сборник «Печальное вино» она издала за свои средства.
Потом появились книги «Горькая услада», «Цель и путь», «Рассказы»
и другие. Есть среди них сборники для детей, для взрослых, о любви,
смелости и дружбе.
Великую Отечественную войну Вера Инбер пережила в Северной столице.
Блокада Ленинграда оставила свой отпечаток в биографии и творчестве
писательницы. Она вела дневник, старалась вносить в него события каждого
дня. За ленинградский дневник Вера Михайловна удостоена Сталинской премии.
Залпы победы Вера услышала тоже в Ленинграде. После войны наступили
трудные времена. Из-за проходившего в то время «дела врачей» ее муж
попал в психиатрическую больницу.
В последние годы жизни писательница занималась переводами, работала
с поэтическим творчеством Тараса Шевченко, Максима Рыльского,
Поля Элюара, Шандора Петёфи и др.
Умерла Вера Инбер 11 ноября 1972 года. Похоронена в Москве,
на Введенском кладбище.


А это – мое любимое стихотворение Веры Инбер.


Моя душа давно была маркизой.
Она любила тонкие духи,
Улыбки, полонезы, менуэты,
Ей доверяли тайны и секреты.
В нее влюблялись принцы и поэты,
Король и паж, философ и игрок.
Она носила бледные атласы,
И в локонах большие жемчуга.
Она любила тайну - словно сказку.
И часто надевала плащ и маску
И в алой туфельке была ее нога.
Она жила в жеманном пышном веке,
Когда был нежно- тонок сам порок.
С нее писали круглые портреты,
В нее влюблялись принцы и поэты,
Король и паж, философ и игрок.
Вот потому теперь, через столетья,
Родившись средь других уже людей.
Я думаю, что я совсем иная,
И суждена мне жизнь совсем другая.
И все стихи я посвящаю ей!
Вот почему люблю я грех и счастье,
Плыву в любви, как в лунной полосе.
Я грезами одета, точно ризой,
Моя душа, давно, была маркизой,
Вот почему я не живу, как все.
***
И вот вам на последок анекдотическая история ко дню 1 апреля:
Ходила такая байка в годы моего студенчества:
Вера Инбер написала историческую поэму про Степана Разина и спросила
мнение о ней у Маяковского.
Верочка читала "по-поэтически" с завываниями:


"Ты шашкой оловянною взмахни и сгоряча,


сруби лихую голову до самого плеча..."


Маяковский, само собой, спрашивает:


- А ты, Верочка, стихи-то свои вслух кому-нибудь читала?
*
Написано по материалам из открытых источников
Эту статью клуба «Слово» вставляю в свою страницу без измерений и правки.



Татьяна Гордон
12 мая 2025 года



Другие статьи в литературном дневнике: