Белая Лилия Сталинграда

Татьяна Гордон: литературный дневник

БЕЛАЯ ЛИЛИЯ СТАЛИНГРАДА
(Подвиги и тайны в судьбе знаменитой летчицы Лидии Литвяк)


«Трудно представить себе более мужское дело, чем война. Однако всегда
находятся женщины, способные нарушить запрет, созданный самой природой, и встать на защиту Родины наравне с мужчинами. Лидия Литвяк официально считается самой результативной женщиной-летчиком Второй мировой войны.
В течении всего лишь одного яркого года она была героем, прославляемым советской прессой, а затем на многие десятилетия ее имя было вычеркнуто из истории. Звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда» были присвоены Лидии только в 1990 году.
Лиля Литвяк в детстве, около 1925 года
18 августа 1921 года в семье железнодорожника Владимира Литвяка родилась дочь. Имя Лида девочке почему-то не очень нравилось, и еще с детства она
настаивала, чтобы ее звали не Лидией, а Лилией. Однако с нежным растением ее точно нельзя было равнять. Главным увлечением девочки с раннего детства стала авиация. В четырнадцать лет она записалась в
аэроклуб, а год спустя, обогнав большинство парней, уже совершила первый самостоятельный полёт.
Дальше историки затрудняются точно сказать, почему в судьбе Лидии начинаются крутые «зигзаги». Сначала она записывается на курсы геологов и отправляется в экспедицию на Крайний Север, а затем поступает в авиационную школу лётчиков-инструкторов, но не в Москве, а в далеком Херсоне. По некоторым сообщениям, как раз в это время, в 1937 году, отец Лиды - Владимир Леонтьевич, был репрессирован, но документальных свидетельств этого факта не осталось.
После окончания летной школы Лидия Литвяк переезжает в г. Калинин (сегодня - Тверь) и начинает работать в Калининском аэроклубе. Согласно распространенной версии, она была летчиком-инструктором и за несколько лет до войны успела подготовить 45 курсантов. Однако этот факт плохо «стыкуется» с тем, что потом, чтобы попасть на фронт, она вынуждена была приписать себе 100 летных часов. В любом случае, к 1941 году 22-летняя девушка была опытным летчиком и с первых же дней войны начала проситься на фронт. Однако в первые месяцы сражений женских летных военных частей в нашей стране еще не было.
На самом деле, на тот момент их не было ни в одной армии мира. Кстати, даже к концу войны, когда необходимость заставила всех участников привлекать женщин-пилотов к службе, в Великобритании и США они служили во вспомогательных транспортных частях, а знаменитые «Валькирии Люфтваффе» в основном летали на бомбардировщиках или были испытателями.
Наши женщины-истребители Второй мировой войны, среди которых и оказалась и Лидия Литвяк, до сих пор остаются уникальным фактом настоящего героизма и самоотверженности.
Уже к осени 1941 года советское командование принимает решение о создании женской военной авиации. В основном это было сделано усилиями прославленной женщины-летчицы, первой женщины - Героя Советского Союза Марины Расковой. 10 октября 1941 года Лидия Литвяк зачисляется в 586-й истребительный авиаполк.
Весну и лето 1942 года Лидия Литвяк, служа в составе полка, занимается патрулированием неба над Саратовской областью, но 10 сентября 1942 года восемь летчиц из первой эскадрильи авиаполка переводятся в состав мужской истребительной авиадивизии — в Сталинград. Именно там начинается славный боевой путь крылатой «Белой лилии». Существует легенда, что именно тогда Лидия попросила нарисовать на фюзеляже своего самолета белую лилию («Лилия» был и ее позывной), однако ни на одной фотографии тех лет эта деталь не видна, да и воспоминаний современников об этом факте не сохранилось. Однако в народной памяти белокурая юная летчица действительно осталась под этим красивым прозвищем.
13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом Лидия сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Летчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88.
Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков. Всего за летчицей будет засчитано 11 воздушных побед.
Одним из ярких подвигов Лидии стал сбитый вражеский аэростат. Этот важный корректировщик огня тщательно прикрывался зенитками. Чтобы справиться с ним, Лидия углубилась в тыл противника и, зайдя против солнца, уничтожила воздушное судно. За эту победу она получила орден Красного Знамени. Несколько раз за она была ранена, но всегда возвращалась в строй, едва только встав на ноги.
Досталось Лидии и короткое личное счастье. В марте 1943 года она вышла замуж за однополчанина капитана Алексея Соломатина, с которым воевала в связке (он — ведущий, она — ведомая). Всего лишь через два месяца Алексей погиб, причем не во время боевого вылета, а при тренировочном бое: «В тот день вместе с Лилией Литвяк мы находились на аэродроме. Сидели рядом на плоскости самолета. Наблюдали за учебным воздушным «боем», который Алексей Соломатин вел с молодым летчиком, недавно прибывшим в часть. Над нашими головами выполнялись сложные фигуры. Вдруг один из самолетов вошел в отвесное пике и с каждой секундой стал приближаться к земле. Взрыв! Все бросились к месту падения самолета. Мы с Лилей тут же сели в полуторку, которая мчалась в ту сторону. Были уверены, что разбился молодой летчик. Но оказалось, погиб Алексей Соломатин. Трудно передать, в каком отчаянии находилась Лиля… Командование предлагало ей отпуск, но она отказалась. «Буду воевать!» - повторяла Лиля… После гибели Алексея с еще большим ожесточением стала вылетать на боевые задания». (из воспоминаний Инны Паспортниковой, однополчанки Л. Литвяк) В конце июля 1943 шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Военная авиация поддерживала наземные силы нашей армии. Особенно тяжелым оказался день 1 августа. За одни сутки Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета. Только за этот день она сбила два самолёта противника лично и один – в группе. Последний вылет оказался для нее последним.
Печально, что смерть героической летчицы стала поводом для сплетен и непроверенных обвинений. Так как ее самолет просто не вернулся, появились слухи о том, что Лидия в плену у немцев «разъезжает с фашистами на машине». Из-за этого было отложено представлении Л. Литвяк к званию Героя Советского Союза. На много лет об этом имени просто забыли «до выяснения подробностей дела». Из-за такого стечения обстоятельств в первые послевоенные годы имя «Белой Лилии Сталинграда» не было увековечено. До сих пор в биографии Лидии есть большие пробелы, так как исследованиями ее судьбы историки занялись много позднее.
В 60-е годы силами школьников-поисковиков останки Лидии были найдены в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области.
Таким образом благодаря работе отряда 1-й школы города Красный Луч судьба легендарной летчицы немного прояснилась, хотя о ее последних минутах жизни мы, вероятно, уже никогда не узнаем. В мае 1990 года медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.»


Информация взята из Диалоговской рассылки.


Татьяна Гордон
17 июня 2021 года



Другие статьи в литературном дневнике: