Курой. Пояснения. Страница 2

Батраков Александр: литературный дневник

...В классической истории нет столь прозрачно мистических элементов, предписаных в поэме к выполнению основной смысловой функции - я имею в виду тех самых Дев Моря, появившихся в начале и конце. Однако это и не спонтанная выдумка, ибо такие персонажи действительно существуют в ирланской кельтской мифологии, а роль и сущность их весьма расплывчаты даже для специалистов.
Не в пример предыдущим, эта работа куда-более следует классическому ходу текста, однако, подобный стиль сюжетного и во многом странного, а временами даже несколько занудного повествования прототипа конечно не может быть использован для тонкого и воздушного жанра поэзии. И здесь точное следование тексту приходит в чувствительное столкновение с применением художественных приемов. Эта самая проблема, обыкновенно, и порождает необходимость введения дополнительных элементов повествования, которые бы нужным образом собрали воедино и установили иерархию всех сюжетных событий.
Вариант архетипичного мифа тоже предполагает столкновение двух могущественных персонажей: непобедимого молодого воина-человека Кухулина и загадочного Курои, названного в поэме для ясности магом совершенно не правильно - ибо понятие о магах и магии более характерны для позднейших и весьма романтизированных, упрощенных представлений эпохи рыцарства. Для кельтской же культуры, тем более - островной, тем более - специфически Ирландской характерен скорее образ диковатого юродивого, нежели пожилого воплощения Высшего благородства и стати.
Как бы то ни было, Курои - это, вероятно, единственный противник, которому Кухулин очевидно и позорно проиграл.
Трагедия поэмы раскрывает проблематику такого столкновения намного шире, как неизбежность, с одной стороны, роковой Судьбы, а с другой - по отсутствии самого такого концепта для Ирландии, времен мифа - инициацию трагических следствий через трагические но, в общем-то, вполне добровольные поступки самих героев.
Курой - одинокий странник, уставший от своего одиночества. Дыхание расцветающей весны на контрасте с холодным, неприютным домом будят горячее желание найти себе подругу сердца. Однако Курой уже немолод и порядком навиделся, чтобы уже не питать иллюзий на этот счет. "Отличный день для смерти" - сказал бы индеец. Вот и наш герой думал точно также. Все нужно делать вовремя, чтобы потом не сожалеть об упущенной возможности. И умирать - в том числе.
Однако, решающий шаг был остановлен. Богини показывают, что вовсе не обязательно сводить счеты с жизнью - когда есть ее счастливый вариант. Главное - избегать неприятных обстоятельств на пути. Таковые, в образе "косматого пса", легко были узнаны мудрым странником. Конечно же! Кухулин. Или "Пес Куллана" - того самого кузнеца, чья собака была убита этим, еще совсем юным воителем. Тогда его звали Сетантой и мальчик обещал хозяину, что будет служить у Куллана вместо убитого им животного до тех пор, пока не отыщется тому добрая замена.
Сетанта! Курои ли не знать о его подвигах... Такой противник на пути, да еще в роли предателя, сулит большие проблемы и совсем не легкую смерть... Впрочем, наш странник достаточно пожил, чтобы не бояться всерьез каких-то заносчивых юнцов. Тем более, Кухулин никогда не проявлял бесчестия настолько позорного, чтобы таковое называлось предательством. Во всяком случае, молва о том надежно молчала.
Раздумье на весеннем берегу можно смело назвать первой причиной, запустившей весь трагический принцип истории поэмы. Да, Курои пока не пренебрегает Кухулиным открыто, но он уже весьма опрометчиво решил для себя, что Сетанта, в любом случае, не соперник его интересам.
Такое отношение, твердая устремленность к цели, а совсем не столько желание исполнения обещанного предсказания ввергает волшебника в авантюру с походом. Не испугавшись обилия той самой "соленой воды", Курой считает себя куда как могущественнее всех остальных участников, чтобы рискнуть, особо не оглядываясь. И вновь, скорее вызов, нежели стремление к любви и покою движет им и на этот раз.
Но не нужно понимать основную мысль драммы, как череду нравственных ошибок, симфонию пороков. Скорее, это тот случай, когда "гора с горой" действительно - не сходятся. Ибо Курой, хоть мудр и очень могущественен, вместе с тем великодушен и прост. А Кухулин, будучи юным и малоопытным в жизни, имея в характере надменность, вспыльчивость и желание побеждать - в общем, являлся действительно выдающимся воином с благородным и мужественным сердцем.
Их захват одинокого дуна, проще говоря - крепости, вероятно, дает нашим героям первый шанс обратить внимание на достоинства друг-друга. Кухулин, терпя поражение за поражением от защитников, не сваливает вину на обстоятельства и никого, кроме себя, не винит. Непривычная тактика боя связывает его возможности, в чем он честно и прямо признается Курои. Для героя, никогда доселе не испытывавшего поражение, сказать прямо, качество выдающееся. Скажу более: он не избегает признать и того, что нуждается в волшебной помощи, объективно признавая бесполезность всех остальных способов, ему доступных.
Предчувствуя дыхание Провидения, Курой понимает, что все правильно рассчитал. Там, за неприступными стенами, должно быть, скрыта его счастливая судьба.
Конечно, пока он еще не уверен, но смеет надеяться. Отсюда, волшебник сразу объявляет, что слова, произнесенные так легко героем, он воспринял крайне серьезно.
Это было честно. Как честным было и то, что пообещал Курой выполнить в самом лучшем виде. Заметил это Кухулин со своей стороны? Вряд ли.
Курой для Кухулина, покамест, все еще незнакомый старик - ну да сложно было бы рассчитывать, что, не изменив свой облик, один из князей Мунстера получил бы хоть какое-то доверие мужей Улада.
Клятва Кухулина, как, в общем, и их договор - предмет особого внимания. Это не просто легкомысленное пустословие, типа "да, да, только отстань!" - их разговор слышат волны, море, камни и прибрежные скалы. Сама Грайне - солнечный диск - благоволит сему, посылая на отряд теплые лучи. Нет! Обмани Кухулин, ляпнув хоть что-то, предварительно хорошенько не подумав - немедленно поставило бы его не просто против закона чести, но против благоволения самой Стихии.
Как легко при этом обещает он выполнить условие! Оценил ли это Курой, в свою очередь? Маловероятно...



Другие статьи в литературном дневнике: