Нищий был стар, а принц молод.
Нищий был мудр, а принц весел.
Нищий был добр, а принц имел широту душевную и способность гарцевать по просторам.
Встречались. Разговаривали.
Принц любил нищего за то, что тот никогда ничего не просил.
А нищий любил принца просто так.
Беседы их были странными, проходили не во дворце, а на природе. Иногда их палило солнце, порой дождь накрапывал, ветром задувало, да и снег падал хлопьями зимой – по-разному бывало.
Нищий от этого становился белее, а принц – краше.
Говорили про теорию относительности.
Не то, чтобы серьезно или уж как в песне: «вот уж действительно всё относительно, всё-всё. Всё! - Нет. Принц спрашивал, нищий отвечал.
Например:
- Что такое время?
- Некоторые древние считали, что время сотворено богом, а другие древние, что душой. Другие еще думали, что время – это движение – ну, движение и движение, но не вполне самостоятельное. А были мудрецы, которые открыли, что мир устроен как пространство-время. Одно без другого – ни-ни… А еще китайские учителя сказывали про циклы, столпы небесные, Перемены…Да-да… и все общались со звездами…
- Ну, а вот ты знаешь такое: сидишь иногда в вагоне поезда, и вдруг он тронулся, а тебе кажется, что поезд стоит, а это мимо него все двигается… Это как?
- А ты прав. И такая точка зрения есть. Может, и пейзаж двигаться мимо окна. Различные наблюдатели воспринимают все по-разному.
- А с чего тогда отсчитывать?
- У каждого своя точка отсчета, а точнее система отсчета. Важен наблюдатель. А движение и покой для каждого относительны.
- Ну, а есть такое, что … для всех подходит. Для меня и тебя, например?
- Есть. Законы есть разные, которые описывают движение, покой... Это, знаешь, есть такая тонкая штуковина – скорость света. Она ведь, как бы тебе попроще рассказать, постоянная…величина. Потому что быстрее скорости света в физическом мире нет ничего. Хотя, как знать, как знать...И что интересно и даже противоречиво, хоть ты ходишь тут вокруг меня, а я сижу на месте, для нас как зрителей – скорость света постоянна. Лишь события зависят от человека.
- Ну, а если событие так понравилось, что хочется, чтобы оно не кончалось. Один великий даже писал: остановись мгновенье, ты прекрасно. А другой: такую ночь приятно и подзадержать. Это как?
- Все фокусы со временем и происходят из-за того, что оно относительно. Когда ты едешь в поезде, ты неподвижен относительно поезда, но, разговаривая со мной, размахивая руками, ты совершаешь движения, двигаешься в моем поле. Тогда и время разное, как и движение пейзажа за окнами вагона. И событие нашей беседы (а мы ведь сейчас как будто вместе) разделены по времени и мне наш разговор кажется совсем другим разговором, чем тебе.
- Я это совсем не понимаю.
- Это не надо понимать. Одновременность нашей беседы относительна.
- О, нет, это я не могу постигнуть.
- Да мало кто способен, не печалься. Просто смысл лежит за пределом беседы, там где-то...в искривлённом пространстве-времени. Вот и все. А как это применить? Никак не применить. На уровне здравого смысла – это не работает.
- А что работает на уровне здравого смысла?
- Да все, что хочешь. Циклы, например. Перемены. Жить, чтобы жить. Быть, вместо не быть. Один ум хорошо, а два ума – ближе к делу.
- А ты умрешь?
- Да.
- Как же я буду жить без тебя?
- Это очень просто. Все мое останется с тобой. Только оболочка исчезнет.
- Да не хочу я, чтобы оболочка исчезала. Я беседовать с тобой привык.
- Сначала ты научишься беседовать с собой. Потом станешь настолько сильным, что не будешь беседовать с самим собой, а потом мы встретимся.
- Ну, объясни!
- Это тоже просто. Ты станешь таким, как я.
- Но я не хочу быть нищим!
- Ты не понял. Ты станешь самим собой и будешь, кем захочешь. У тебя будет выбор.
Эта сказка не имеет драматического конца, потому что все относительно.
Такова природа добра: нет такой связи во Вселенной, которую люди могли бы разрушить или отменить по своей воле. И все подарки, которые мы получаем от жизни, были когда-то подарены нами, ибо принять мы можем только то, что отдали.