Национальная идея взгляд на Восток1. Столицы Руси и России: Стратегия Москвы, выступившей с идеей собирания земель для обретения силы в борьбе с врагами, состоялась в формировании государственности по византийскому образцу: царь и церковь. Стратегия Петербурга - построение «окна в Европу». Стратегический «взгляд на Запад», выход к морю, наращивание военной мощи, строительство новых отношений и новых форм государственности, просвещение и культура. Европейская «прививка» длилась более двух веков и была успешной с точки зрения европейского сознания. Громада России приручалась и приручилась. Так было удобно Западу. Ни разу за всю свою историю у России не было стратегического взгляда на Восток. Страна «приросла Сибирью», но не освоила её. Лагеря не в счёт. Страна знала о существовании могущественных соседей, но это знание не переросло в выстраивание взаимовыгодных отношений дальнего порядка. Вопрос возможности переноса столицы в Сибирь может быть поставлен только в том случае, если у нынешнего руководства страны есть стратегическая трассировка освоения Сибири до Дальнего Востока и выстраивание долговременных, равноправных и конструктивных отношений с Китаем. 2. Вопрос столицы как стола-престола, на котором сидит Правитель – это вопрос кон-центрации власти. Рассматривая столицу как центр управления страной, возникает образ центра управления космическими полётами. Это всегда освоение нового, жест в будущее, развитие. Например, Байконур построен в соответствии с требованиями, необходимыми для безопасности полётов, удобным ландшафтом и малооблачностью. Центр управления страной должен находиться в месте наибольшего благоприятствования с точки зрения земного и космического равновесия и выстраивания верных связей и отношений со всеми народами и с каждым в отдельности. И здесь точное осознавание России-как-севера, включение законов природы в циклы времени с учётом пассионарности по Гумилёву. 3. Вопрос местоположения столицы – вопрос не только географии, экономики, политики, климата, а вопрос, насколько это место обладает качествами энергии и сакральности. Оно зависит от воли Неба (священное) и силы Земли (энергии и соки жизни), от их равновесной встречи, дарующей зародыш будущего города и его судьбы. Понимая, что не только человек выбирает место, но и место выбирает человека, можно подивиться, что пассионарность Сибири остаётся втуне. Такие задачи не ставятся. А проблемный вопрос становится вечным: почему в такой богатой стране люди живут скудно. А ведь если страна – живой и гигантский организм, то можно себе представить, какие перегрузки испытывает её «тело», когда кровь приливает к «голове», то есть столице, а всё остальное снабжается кислородом еле-еле. Это ненормально строить жизнь в стране, которая одна сплошная окраина. Исключение – две столицы да десяток городов-миллионников. Тут и вспомнишь стих М.И. Цветаевой: «Эх, проигранное дело, господа! Всё-то пригороды, где же города?» 4. В ситуации всё большего обособления центра от провинций, когда северные, сибирские и дальневосточные окраины выживают сами по себе, ни для кого не секрет, что Москва – не Россия. Но она никогда не сдаст своих европейских позиций и не повернёт голову за Урал. Только под влиянием какой-то угрозы, может случиться чудо. Какого рода опасность заставит взяться за освоение сибирской земли – трудно представить. Размышление на эту тему представляется печальной констатацией факта обесцениванья этнической самоидентичности. Это касается и столичных, и провинциалов, и сельских, и богатых, и бедных, и интеллигентов, и рабочих, и представителей малых народов…нет сил перечислить тех, с кем случилась главная потеря в жизни. Они ничего не помнят. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...» - уже нет. Уже трудно вообразить это, уже хором не поём, лишку не переработаем, отдыхать толком не умеем. Книг не читаем. И уже не дышится. Значит, надо что-то менять. Пришла пора. Пусть будет такой центр, такая столица, вокруг которой соберутся братья, а не блудные сыны, наёмники и корыстные служки. © Copyright: Татьяна Осинцева, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|