интуиции Бахтина - письмо девятое и последнее

Татьяна Осинцева: литературный дневник

Судьба и Будущее


По мнению М. Бахтина существует нечто, что обезвреживает рок. Он называет Судьбу «рискованным будущим».
Рискованное будущее как некий опасный вираж, угроза, непроявленные обстоятельства. Сравнения обезвреживают рок.
То есть какое-то особое именование угрозы. Какое-то заклинание, отворот или наговор.
Сравнение – многозначное понятие.
Акт сопоставления.
Или фигура речи.
Так или иначе мы «облачаем» словесно перипетии судьбы.
И вот в тот момент, когда «судьба стучится в дверь» и риски становятся опасными для жизни, включается помощь в виде сравнения (или метафоры).
Видится мне здесь именно что переключение внимания (от слова «внимать») от градуса непостижимости в поле переименования обстоятельства из опасного в обратимое.
Бахтин, конечно, знал, что слова обладают энергемностью, а уж фигуры речи и подавно.
И его намёк в том и состоит, что судьбой можно управлять, используя фигуры речи как страховку от смерти.
Лучшие примеры этого всякого рода отчитки по изгнанию бесов, когда сила молитвенного слова в Духе совершает исцеление души.
Но это лишь одна половина дела.
Вторая лежит в будущем, где находится наш центр тяжести.
Это трудно представить, потому что выходит, что мы в настоящем стоим как бы на одной ноге. И это настоящее какое-то ненастоящее.
Казалось бы, что центр тяжести должен находиться в настоящем.
Иначе мы можем вывалиться, не зная, куда.
В прошлое провалиться можем, а в будущее – трудно помыслить.
По Бахтину будущее – желанное и должное.
Центр тяжести – секрет баланса. И он – в будущем.
Эта мысль Бахтина.
Но, если это баланс, то есть работа закона равновесия, то это и работа пространства. Время не нуждается в равновесии. Оно циклично. Зачем ему весы?
Я рискну высказать абсолютный парадокс.
БУДУЩЕЕ - НЕ ВРЕМЯ, А ПРОСТРАНСТВО.
Пространство – как понимание мира, зрение мира (проницаемость и фокусы), система мира и картина мира – это и есть будущее.
Именно потому в нём центр тяжести и наше равновесие.
Наше искомое гармоническое равновесие с миром.
Не надо никуда бежать, чего-то ждать, потому что всё уже здесь.
Здесь и сейчас означает будущее сейчас.
Итак, то, что мы называем «завтра» - это пространство.
И само не придёт. Оно может быть только построено, создано, сотворено, вынянчено, соткано. То есть нынешней сейчасной долей к доле и так к результату.
И только так состоится будущее.
А ожидание…
Придёт то, что было сегодня и вчера. Вот в чём злая шутка.
Думаем, что "завтра будет лучше и тыщу планов отложу на завтра". И второе пришествие и Страшный суд. Ничего подобного. Всё - здесь.


Пространство будущего – всегда сейчас.
В связи с этим меняется подход к пониманию ада и Рая.
Ад и Рай – это не места такие, где грешники и блаженные пребывают.
А… ВРЕМЕНА.
То есть Данте был прав, когда Ад располагал на крутящихся дисках.
Это циклы времени.
Уповать, что за грехи попадёшь или не попадёшь куда надо или не надо - чушь полная.
Ад и Рай - время. ПЕРЕМЕНЫ!
Мусульманская идея не верна. Никаких голых девочек в раю.
И христианская не верна. Никаких постных блаженств.
А вот Тютчев прав: у него блаженство - творчество, а не добродетель.
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые,
Его призвали всеблагие как небожителя на пир». А это Рай…
И Самойлов прав ("Сороковые роковые, а мы такие молодые") - это особое время – ад войны.
В 102 псалме есть строчки:
Человек яко трава,
Дние его яко цвет сельный,
Тако отцвете яко дух пройде в нем,
И не будет,
И не познает ктому МЕСТА своего.
Места – как будущего и судьбы. Всё-таки речь идёт о месте.
Не время надо распознавать, а своё пространство и себя в нём.
Тогда и обретается искомая равновесность, потому что сейчас и здесь центр тяжести, здесь обретаются границы, здесь вершится любовь (не завтра), ответственность за всё, ответность на всякий вопрос.
Обустроенное и населённое нами пространство – это и есть наше будущее.
И это особенно ясно представимо, когда мы касаемся судьбы своей страны и своей земли.
Потому что творимое насилие над ней сейчас – наше будущее.
А душевнобольная власть и обман общества – тоже наше будущее.
И драма культуры, именуемая постмодерном, - будущее.
И потому – надо познать место своё. И это будет будущее.
Благодарно. Верно. Любовно.
И тогда оно станет не рискованным, не адским, а радостным.
Оно станет Встречей Одного с Другим.
И Бахтин говорит так о сущности для будущего: «Другость моя радуется во мне, но не я для себя. И торжествовать может только наивная и пассивная сила бытия, торжество всегда стихийно; в мире и в Боге я могу торжествовать, но не в себе самом. Я могу только отражать радость утвержденного бытия других. Улыбка духа — отраженная улыбка, не из себя улыбка (…).



Другие статьи в литературном дневнике: