осуществление отсутствия
Размышления об одной строчке второго чжана трактата Лао Цзы ДАО ДЭ ЦЗИН
1.
Кого может интересовать точка зрения ординарного гуманитария по поводу одной строчки из древней книги, языка которой он не знает?
У исследователя есть только одно оправдание.
Это оправдание взаимности.
Автор смеет утверждать, что и строка взаимодействовала с ним, то есть откликалась на вопросы сознания.
Прочитать – это всё равно, что выслушать.
А написать – то же самое, что высказать.
Сделать это можно по-разному.
На самом деле, всегда есть то, что нуждается быть выраженным.
2.
Слова, слова, слова...
Что такое осуществление отсутствия?
Самое простое, что мог совершить исследователь, это проникнуть внутрь смысла и потом уже попытаться обновить понимание.
Для чего?
Это сложный вопрос.
Это вопрос из разряда: зачем я.
И это отклик на древность.
Это инструмент для того, чтобы открыть послание в бутылке с дерзостью, что оно написано и принадлежит мне.
3.
«Человек мудрости пребывает в осуществление отсутствия».
Что это такое?
Отсутствие – несуществование, небытие, небытность. (В. Даль).
Но это не означает «смерть».
Отсутствие – это то, что оторвалось от сути, в отличие от присутствия – того, что находится «при» сути.
А что оторвалось от сути, мы не знаем.
Есть несколько вариантов толкования этой мысли.
1. Дело (деятельность) человека мудрости – отсутствие дела. Недеяние.
2. Место человека мудрости – вненаходимость.
3. Учение человека мудрости – отсутствие именований. Молчание.
4. Время человека мудрости – отсутствие исчезновения (и пребывания).
5. Осуществление человека мудрости – в отсутствии и недвойственности.
4.
Фокусы отсутствия.
Фокус Эйнштейна.
«...один студент поднял руку и сказал «Могу я задать вам вопрос, профессор?». «Конечно», ответил профессор. Студент поднялся и спросил «Профессор, холод существует?» «Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?» Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил, «На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности, является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла». Студент продолжил. «Профессор, темнота существует?» Профессор ответил, «Конечно, существует». Студент ответил, «Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света». В конце концов, молодой человек спросил профессора, «Сэр, зло существует?» На этот раз неуверенно, профессор ответил, «Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла». На это студент ответил, «Зла не существует, сэр, или по крайней мере его не существует для него Самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света». Профессор сел. Имя молодого студента было — Альберт Эйнштейн».
Как это можно прокомментировать, с точки зрения заявленной темы?
Это же сплошная метафизика!
Отсутствие – это реальность.
Но и мнимость – реальность тоже.
Отсутствие Добра – это реальность.
Именуя отсутствие Добра как зло, мы погружаем себя в мир мнимый, который существует только за счёт нас и нашей жизненной силы.
И чем больше мы в него всматриваемся, тем плотнее он становится, наполняясь нашей кровью и нашими страхами.
И этот мнимый мир ставит нас перед проблемой выбора: ты за кого, ты чей?
А выбора-то, на самом деле, нет.
Фокус чань-буддистов.
***-нэну принадлежит одна из первых развернутых формулировок принципа "отсутствия мыслей": "Изначально в этом моем учении, отсутствие мыслей установлено в качестве догмата, его основой является отсутствие свойства, его проявлением является отсутствие приверженности к продуктам ментального конструирования, изначальную чистоту природы человека. Природа мысли состоит в запутывании, в погружении живого существа в приверженность к внешнему (свойствам, санскр. laksana) и, в конечном счёте, лишает возможности увидеть истинную чистоту вещей и, тем самым, спастись. В данном случае отсутствие пребывания означает отсутствие приверженности». (...)Отсутствие есть отсутствие чего? Мысль есть мысль о чём? Отсутствие есть отсутствие признака двойственности, отсутствие сознания пыли (т.е. обыденного сознания-vijnana - К. С.). Мысль есть мысль об изначальной природе истинной реальности, истинная реальность есть основа мысли, мысль есть проявление истинной реальности. Мысль возникает из собственной природы истинной реальности, глаза, уши, нос и язык не могут мыслить. Поскольку есть реальность истинной природы, могут возникнуть мысли".
В данной традиции «отсутствие мыслей» - это всеобъемлющее отсутствие различений, заключённых формулой трёх фраз:
не-запоминание (соответствует буддийской морально-этической практике исполнения заповедей);
не-мыслие (отсутствие мыслей – сосредоточение);
не-забвение (мудрость).
К этой ясности вроде бы добавить нечего. Но речь идёт о сложнейшей внутренней работе, о совершенной работе, в которой «пограничник» под названием «отсутствие мыслей» не даёт переразвиться ситуации совершенствования. И что интересно, чань-буддисты отмечают: как только ситуация достигла чрезмерности, то есть «получилось несовершенство», так сразу и Будда появился.
Фокус Рильке
Мысли о Рильке сопровождают меня неотступно. Здесь важен личный момент. Это момент близости.
Слово «отсутствие» применительно к Рильке придумано не мной, так называет сердце сам Рильке: «Grand–Maitre des absenses». Великий Магистр отсутствий.
И это тоже метафизика, но метафизика стихотворчества.
Размышляя о тайнах стихов поэта, переводчик и поэт В. Микушевич, снабдивший книгу «Сады» редкой по красоте статьёй, касается вещества паузы.
Сочинение стихов связано с дыханием и ритмом сердца. Долгое дыхание или прерывистое, частый пульс или разреженный. Дыхание: вдох-выдох. Сердце: биение-пауза. Пульсации, толчки, кванты и волны.
Это закон присутствия-отсутствия. И это закон творчества.
А истолковать можно так. Творческий акт – присутствие. Опустошение после него или пауза, длящаяся долго, - отсутствие. При этом – произведение творческое – присутствует, но мастер в нём – отсутствует.
В хороших стихах поэт всегда отсутствует. Когда они есть, его нет. Поэт, имеющий дар, безумен. И когда он пишет, не ведает что творит. Другими словами, поэт отсутствует дважды. Это Рильке, конечно.
Отсутствию свойственна ещё одна существенная особенность. Не может отсутствовать то, чего никогда не было.
5.
Осуществление отсутствия – это отдых в присутствии царства двойников: прекрасного и безобразного, совершенного и несовершенного, и где нет тождества. А только различия, выдуманные людьми. Десять тысяч различий.
И вот тогда дело мудреца ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ как держит её гениальный актёр, позволяя всему миру-театру продышаться, наполниться ритмом жизни и природы, магией Земли и высотой Небес, и...тогда он будет услышан.
Другие статьи в литературном дневнике: