В тантре Мутиг Тренгва говорится
"Трегчод (Трекчо) и Тходгел (Тогал) и есть практики".
Пема Ледрел Цэл описывает их так:
Трегчод это путь, посредством которого медитируют на обнажённой коренной осознанности, не опираясь на проявления видения ясности практики Тходгел, и который освобождает без усилий. Это решающий путь для людей, которые имеют острые умственные способности, но ленятся практиковать для обретения просветления. Тходгел же это путь, посредством которого обретают освобождение, применяя усилия. Опираясь на проявления видения ясности, усердные люди очищают своё плотное тело в этой самой жизни и обретают просветление.
Трегчод является сущностью практики Дзогпа Ченпо (Дзогчен), а Тходгел конкретным образом относится к сокровенной категории Меннгагдэ. Нацог Рангдрол разъясняет, что медитации Дзогпа Ченпо полностью включены в практики Трегчод и Тходгел:
В целом, в Дзогпа Ченпо есть различные непостижимые разделы практики – внешний раздел Семдэ, внутренний – Лонгдэ, тайный – Меннгагдэ и раздел сокровенного Меннгагдэ, а также учения Ати, Чити и Янгти. Но все они включены в Трегчод, практику медитации на единстве коренной осознанности и пустоты, и в Тходгел – практику медитации на единстве видимостей и пустоты.
Корнем и Трегчод, и Тходгел является обнажённое постижение коренной осознанности. Джигмед Лингпа пишет:
Если человек неспособен к обнажённому узнаванию или постижению коренной осознанности, являющейся корнем как "изначальной чистоты", так и "спонтанного совершенства", то простое обретение опыта в проявлении пустотных форм Тходгел не произведёт никаких благ, кроме того, что оно будет способствовать перерождению этого человека в мире форм.
В Дзогчен включены практики, использующие работу с каналами, бинду и т.д.. Нацог Рангдрол пишет по этому поводу:
Мы стараемся делать акцент на практике, как это объясняется в циклах учений Дзогпа Ченпо, объединяющих все каналы как каналы изначальной мудрости, всеобъемлющей сферы свободы от измышлений; всю прану как энергию изначального состояния, саморожденной ясности коренной осознанности; и тигле, как сущность великой, полной блаженства изначальной мудрости, неизмышлённой и всепроницающей сущности.
Об особенности Ясного Света Ати-йоги Джигмед Тенпей Ньима говорит:
Ясный Свет блаженства, ясности и немышления ясно и отчётливо разъясняется во всех учениях Ануттара-йога-тантры.Однако придавать особое значение обнажённому узнаванию аспекта знания, являющемуся аспектом коренной осознанности или сострадания энергии коренной осознанности, а затем практиковать с таким намерением на пути Ясного Света – это особое искусство ваджрной вершины Дзогпа Ченпо.
Трекчод.
Джигмед Лингпа пишет:
Опираться на изначальную чистоту, то есть пустоту, ради обнажённого узнавания свободной от измышлений коренной осознанности и растворения феноменального бытия в абсолютной природе, то есть пустоте, есть Трегчод.
Лочен Дхармашри разъясняет:
Трегчод представляет собой непоколебимое созерцание воззрения изначальной чистоты... Учитель Гараб Дордже сказал в Ати Забдон Ньингпо:
Природа ума есть Будда с самого начала.
Ум подобен пространству; у него нет ни рождения, ни прекращения.
Постигнув чистый и равностный смысл явлений,
Оставаться в нём, ничего не ища, – это и есть медитация.
Есть четыре стадии постижения благодаря медитации. Как сказано,
"Они суть пребывание, недвижимость, равность и спонтанность".
В Ригпа Кучжуг говорится:
Оставаться в естественном состоянии и есть созерцание.
Мипам резюмирует суть медитации Дзогпа Ченпо в следующих строках:
Постигая воззрение и безусильно созерцая саморожденную сущность изначальной мудрости, не отрицая и не отстаивая, не рассеивая и не поддерживая, непосредственно постигают смысл всеобъемлющей природы того, как оно есть. Хоть обе категории медитации Дзогпа Ченпо одинаковы в том, что касается использования безусильной самовозникающей коренной осознанности как пути в бесформенной "изначальной чистоте" в Трегчод, практикуют, помимо прочего, четыре "естественных созерцания". В "спонтанном совершенстве" с формой, обратив омрачения в основу с помощью такой практики, как "тройственный взгляд", медитируют на совершенствовании "четырёх видений"
Джигмед Лингпа объясняет четыре "естественных созерцания":
О методе вхождения в четыре естественных созерцания сказано в Дронма Нангчед:
Естественное созерцание, подобное горе является совершенством воззрения. Естественное созерцание, подобное океану является совершенством медитации. Естественно созерцая объекты восприятия, достигают совершенства действий. Естественно созерцая коренную осознанность, достигают совершенства плода. Йогин, обретший четыре совершенства, объединился с абсолютным смыслом.
a) Благодаря воззрению естественного созерцания, подобного горе, будучи введённым в свободу от понятий того, как оно есть, практикующий свободно и неизменно созерцает в великой саморожденной ясности коренную осознанность, не подпадая под влияние противоядия медитации умственных усилий и оценок.
b) В практике подобного океану естественного созерцания, придав телу положение со скрещенными ногами и широко раскрыв глаза, глядя прямо в пространство, практикующий очищает ум, подобный спокойному океану, благодаря состоянию неоценивания объектных видимостей шести чувств.
c) Следуя поведению естественного созерцания наставлений, естественно расслабив трое врат, практикующий обнажённо постигает саморожденную ясную коренную осознанность, сбрасывая с неё покровы воззрения и медитации, и естественно продолжает пребывать в этом состоянии.
d) Плодом неисправленного естественного созерцания, когда практикующий естественно выполняет созерцание пяти внешних объектов, как они есть, внутри ярко проявляется обнажённая саморожденная ясность. Таким же образом, когда поддерживают пять пран во всеобъемлющей сфере, вовне возникает ясность саморожденных чистых восприятий в форме дыма, миража, радужных лучей и т.д., относящихся к разряду общих тайн.
Джигмед Лингпа пишет:
Итак, царь колесниц, сущность коренной осознанности, изначально свободен от измышлений. Следовательно, нет ничего, что надлежало бы освобождать, что не было бы свободным. Таким образом, это – изначально чистая коренная осознанность или естественное состояние изначальной чистоты, как оно есть, без исправлений. Оно обладает знаками "трёх врат освобождения":
1. Что касается основы, то коренная осознанность присутствует, не впадая ни в какие ограничения. Поскольку её природа – это свобода от самобытия, она свободна от впадения в любые крайности. Она свободна от интеллектуального понятия "я" и является обнажённой и беспрепятственной коренной осознанностью, непостижимой и невыразимой. Таким образом, она пребывает в "пустотных вратах освобождения".
2. Что касается пути, то коренная осознанность запредельна существованию объекта, который может быть описан с помощью слов и букв, она недостижима умом, который двойственно оценивает субъект и объект. Таким образом, речь идёт о естественном вхождении в "лишённые качеств врата освобождения".
3. Что касается результата, то, поскольку нет ни страха, ни ожидания достижений, речь идёт об обретении всеобъемлющей сферы "врат свободы от устремлений".
Так или иначе, поскольку коренная осознанность является непрерывностью тайного обета, источником ясности ваджрной сущности, представляющей собой полную завершённость благих качеств коренной осознанности, то из неё возникают без усилий все благие качества трёх тел Будды.
Согпо Тентар поясняет:
Поскольку коренная осознанность не присутствует как познаваемый объект, она запредельна обеим самостям – самости личности и самости явлений, то есть восприятию объектов как "я" и "моё". Нет больше никого, кто был бы медитирующим, и ничего, на чём можно было бы медитировать. Если практик остаётся в подлинной природе без исправлений, мудрость коренной осознанности обнажённо возникает из лона восьми сознаний, и практик видит её обнажённо. Когда постижение такой всеобъемлющей природы утверждено и стало устойчивым, никакие вызванные неведением оценки не будут способны втянуть практика в цикл бытия. Это подобно тому, как небо не меняется из-за того, что в нём есть тучи... Когда практик постигает такой смысл, поскольку привязанность к объектам и к самобытию не создаётся каким-то творцом, но утверждается силой умственных понятий, то, хоть какое-то время и кажется, что они возникли из основы и корня, которые на самом деле не существуют даже в размерах атома, они будут освобождены тем, что являются совершенными и нерождёнными в самый момент своего возникновения. И тогда нет нужды в постижении какой-либо иной мудрости. При этом все созданные умом обычные методы, такие как начитывание мантр, запоминание, медитация, умопостроения и размышления, растворяются как рисунок на воде. И, поскольку практик растворяет феноменальное бытие, все три совокупности – внешние видимости, внутреннее тело и тайный ум – становятся свободными от своих плотных аспектов, и практикующий постигает их (как единство) пустоты и ясности, как отражение луны в воде. Для такого человека не существует помех в прохождении сквозь горы и скалы. Поскольку ум пребывает в благородной истине, практикующий обладает такими (качествами), как ясновидение и дар прорицания. Он свободен от перерождений... Если он обретает освобождение в состоянии пустоты, равности и изначальной чистоты, он очищает даже четыре элемента своего смертного тела огнём изначальной мудрости и исчезает в пространстве, являя такие чудеса, как испарение тумана, а его коренная осознанность остаётся во всеобъемлющей сфере. В таком случае речь идёт о состоянии Будды, свободного от стремления к дальнейшим достижениям... Бывает, что, если это может послужить благу других, йогин благословляет растворённые атомы, и они остаются в форме рингсел.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.