Лимонов

Светлана Водолей: литературный дневник

80 лет со дня рождения Эдуарда Лимонова. Про него написали роман. Выходит второе издание книги Эммануэля Каррера
Выходит второе издание книги Эммануэля Каррера про Эдуарда Лимонова


Обновлено 22 февраля 2023, 20:04


По случаю юбилея Эдуарда Лимонова издательство Ad Marginem выпускает второе издание романа Эммануэля Каррера «Лимонов». Именно это произведение легло в основу фильма о Лимонове с британским актером Беном Уишоу. Над байопиком в настоящее время работает режиссер Кирилл Серебренников.


Роман-биография Эдуарда Лимонова (1943–2020) от французского писателя в год выхода (2011-й) снискал успех в России и Европе, еще при жизни своего героя. Книга получила престижную литературную премию Ренодо.


22 февраля писателю Эдуарду Лимонову могло исполниться 80 лет. РБК Life публикует отрывок из романа — историю про чекиста, журнал Paris Match и Бродского.


По мнению самого Эдуарда, хроника советской жизни в восьмидесятых годах была бы неполной без упоминания о КГБ. Прочтя такое, западный читатель вздрогнет, подумав о ГУЛАГе, карательной психиатрии и прочих ужасах, даже не подозревая, что и этой конторе случалось работать спустя рукава. А если бы харьковские «органы» проявили в отношении нашего героя больше рвения, то его жизнь и творческая судьба могли бы получить совсем другой и, как ни странно, более благоприятный оборот. История была следующая.


Художник из их компании по фамилии Бахчанян, в просторечии Бах, познакомился с проезжим французом, который подарил ему джинсовую куртку и несколько старых номеров журнала Paris Match. А по тем временам, уже после падения Хрущева и прихода к власти тройки Брежнев — Косыгин — Громыко, это считалось преступлением, и довольно серьезным. Любые контакты с иностранцами были запрещены: считалось, что посредством книг, пластинок и даже одежды они насаждают здесь опасную западную заразу, а кроме того, могут вывозить за рубеж диссидентские тексты. Выйдя из гостиницы, где жил француз, в джинсовой куртке и с пластиковым пакетом, где лежали номера Paris Match, Бах заподозрил, что за ним слежка. Он зашел к Анне и Эдуарду и рассказал о своих опасениях. Едва они успели спрятать куртку и журналы в сундук и Анна уселась на него своей монументальной задницей, как к ним постучал чекист.


Эдуард открыл дверь и внимательно оглядел пришедшего: седеющий блондин с фигурой бывшего спортсмена, давно махнувшего на себя рукой. Дома, должно быть, немолодая жена и двое-трое неказистых детей, которым не на что особо рассчитывать в жизни, — одним словом, коллега и товарищ по несчастью бедняги Вениамина. Не они, а, скорее, он при виде книг и картин почувствовал неловкость из-за того, что грубо ворвался к людям искусства. Пришедший догадывается, что хозяева ведут жизнь более увлекательную, чем его собственная, и, возможно, это его раздосадовало, хотя по натуре он человек не злой. Он начинает искать, ведь это его работа, но делает это без особого рвения и, похоже, так и уйдет ни с чем. Вот он уже вышел на лестницу, в последний раз оглянулся, и тут его осенило. Всё время обыска Анна продолжала сидеть на сундуке. Чекист просит его открыть. Он настаивает, Анна отказывается, причем с таким пафосом, как будто гестапо требует от нее выдать партизанскую агентурную сеть. В конце концов она сдается. Тайна раскрыта, сокровища конфискованы.


За эту историю Анна и Эдуард получили суровое предупреждение, а Бах предстал перед «товарищеским судом» завода «Поршень». Товарищи, выступив в роли критиков, объяснили художнику, что такие картины, как у него, мог бы нарисовать и осел, если к его хвосту привязать кисть, и, чтобы вернуть заблудшую душу в лоно фигуративного искусства, отправили подсудимого на месяц на стройку — копать ямы, после чего захолустные, вышедшие из моды абстракции его волновать перестали. Вывод Эдуарда: если бы харьковские власти обошлись с ним покруче, честный художник Бахчанян мог бы стать мировой знаменитостью, как стал ею честный поэт Бродский, на свое счастье оказавшийся в нужное время в нужном месте, в результате чего сорвал банк.


Остановимся на этом умозаключении и подумаем, как оно характеризует нашего героя. А также представим публике того, кого он большую часть жизни считал капитаном Левитиным: молодого поэта Иосифа Бродского, ленинградское чудо шестидесятых годов, помазанника Анны Ахматовой.


Ахматова — это вам не Мотрич. После ухода Цветаевой и Мандельштама все знатоки считают ее крупнейшим русским поэтом из живущих. Правда, есть еще Пастернак, но он богат, удостоен всяческих почестей, непристойно счастлив, и его последняя стычка с властями не выходит за рамки дозволенного, тогда как Ахматова, чьи стихи находятся под запретом с 1946 года, перебивается с хлеба на квас и живет в коммуналке, что добавляет к ее таланту ореол борца и мученика. Как она писала: «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был».


Эдуард в своей неприязни доходит до того, что представляет Бродского вечным паинькой, послушным мальчиком, цепляющимся за юбку своей покровительницы, но правда состоит в том, что по части приключений юность Бродского мало чем отличается от его собственной. Бродский тоже родился в семье офицера в невысоких чинах, рано бросил школу, работал фрезеровщиком на заводе, прозектором в морге, ездил с геологическими экспедициями по Якутии. С одним приятелем, таким же шалопаем, они поехали в Самарканд, откуда попытались, угнав самолет, бежать в Афганистан. Он тоже лежал в психушке, где ему делали уколы серы, вызывающие ужасную боль, а также процедуру под ласковым названием укрутка, заключавшуюся в том, что больного, плотно завернутого в простыню, погружают в ледяную воду, потом вытаскивают и так оставляют сушиться. Когда ему исполнилось двадцать три года, судьба делает резкий поворот: Бродского арестовывают и судят по обвинению в тунеядстве. Процесс над «этим пигмеем еврейской национальности в вельветовых штанах, этим писакой, чьи, с позволения сказать, стихи граничат с порнографией» (так написано в обвинительном заключении) мог бы пройти незамеченным. Но одна журналистка, присутствовавшая в зале суда, застенографировала часть происходившего, расшифровки разошлись в самиздате и потрясли целое поколение такими, например, образчиками дискуссии: «Кто разрешил вам быть поэтом?» — спрашивает судья. Бродский, задумчиво: «Кто разрешил мне быть человеком? Возможно, Господь…» Ахматова прокомментировала происходящее так: «Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он специально кого-то нанял!»


Приговоренный к пяти годам поселения на Севере, рыжий оказывается в маленькой деревушке недалеко от Архангельска, где занят тем, что разгребает лопатой навоз. Промерзшая ледяная земля, необъятный, белый, почти потусторонний пейзаж, грубоватая, но трогательная дружба деревенских жителей — этот новый опыт выливается в стихи, которые окольными путями попадают в Ленинград и становятся культовыми для диссидентствующей публики в СССР. В книжном магазине № 41 говорят только о Бродском, и Эдуарда, тоже пишущего стихи, это крайне раздражает. Его и так уже покоробила волна восхищения, поднявшаяся в стране два года тому назад, когда появился «Иван Денисович». Но Солженицын, по крайней мере, годится ему в отцы, а Бродский всего лишь на три года старше. На ринге они могли бы выступать в одной весовой категории, и еще неизвестно, кто бы одержал верх.


Юный бунтарь Лимонов очень рано усвоил привычку относиться к диссидентству, нарождавшемуся в шестидесятых годах, с насмешливой враждебностью, подчеркнуто ставя на одну доску Солженицына и Брежнева, Бродского и Косыгина: и те и другие — важные персоны, официальные лица, столпы, каждый не говорит, а вещает, но по свою сторону разделительной линии. Опусы первого секретаря «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» ничем не хуже «кирпичей», которые налудил диссидентствующий бородач, изображающий из себя пророка. То ли дело мы, хулиганы, продувные бестии, проворные и смышленые люмпены, прекрасно понимающие, что так называемое тоталитарное советское общество на самом деле представляет собой разваренную кашу, и если у тебя в голове не совсем пусто, то можно прекрасно устроиться и здесь.


Как утверждают серьезные историки (Роберт Конквест, Алек Ноув, моя мать), двадцать миллионов русских были убиты немцами за четыре года войны и еще столько же — собственным правительством за четверть века сталинского режима. Эти цифры приблизительны, поскольку строго отделить первую группу жертв от второй невозможно, но для нашей истории важно вот что: детство и отрочество Эдуарда прошло среди тех, кто воевал, а сидевших по лагерям он ухитрялся игнорировать, потому что, несмотря на склонность к бунтарству и презрение к убогому существованию родителей, он всё же оставался их сыном — сыном кагэбэшника средней руки, выросшим в семье, которую чума тоталитаризма обошла стороной; и поскольку члены его семьи с абсолютным произволом не сталкивались, они жили в убеждении, что как бы там ни было, а у нас ни за что не сажают.


Юный пионер гордился своей страной, ее победой над фрицами, ее территорией, простирающейся на два континента и одиннадцать часовых поясов, и священным ужасом, который она внушала этим мозглякам на Западе. Он плевал на всё, кроме этого. Если разговор заходил о Гулаге, он искренне полагал, что люди преувеличивают, смешивая философию с уголовным правом. Кроме того, в диссидентском ковчеге все места были заняты. Там есть свои звезды, и если он туда попадет, то будет обречен играть роли второго плана, а на это он не согласен. Поэтому Эдуард предпочитает зубоскалить и насмехаться, повторяя, что люди типа Бродского просто умело делают себе рекламу, что его архангельская ссылка — не более чем забава, пять лет пикника на свежем воздухе, которые к тому же сократились до трех, и в конце — даже если сам поэт пока об этом не знает — Нобелевская премия: отлично сработано, капитан Левитин!




Он обещал оттуда возвратиться,
откуда нет возврата.
Даже сниться там не дают пока.
Меняет лица?..
А в поле дым как веером ресницы.


И необъятен, бел, потусторонь
пейзаж Земли промёрзшей.
Какофонь
на фоне грубых лиц и измерений,
ты, "рыжий", сногшибательный как гений.*


И мог бы средь "весёлых" категорий
из весовых, со мной неловко спорить...
Турнир поэтов!
Это ли не Свет
среди оставленных и голубых планет
с планетной пылью Анн, их изобилий
словесной рифмы и словесной пыли?


Неловок, юн, читая Гумилёва,
ты отвлекался чуть ли на полслова,
и снова возвращал водоворот
из образов, свой не щадя "живот".
"Сатир в мундире". Гола ипостась,
в которой днесь и ночь деваться в неуд.


В тебя заброшен был когда-то невод
для ловли образов и мыслей, вседержась
за кованные вечные перила
мостов, взлетающих туда, где был не раз.
Но только в снах возможен, не боясь!


Божествен невод тот и всесторонь.
Так не давай себе греха, и какофонь!


Не разгребал в Архангельске навоз
как "рыжий", не "боялся" не всерьёз
ни грыжи. Мальчик-с-пальчиком ты не был,
за юбку Анны не держась, обедал
всегда, чем бог пошлёт. Но рифмы в рот
летели словно вихрь на эшафот!


В гортань кровавую публично диссидентствуй!
Но то не Путь для душ из революций.
Над шантропой знакомою главенствуй.
Но то не Дар широкий, данный с детства.
Он требует "неправильных" решений,
неординарных с жизнью отношений.
Из НЕОфитов грозный неофит,
ты сам — философ или Эврипид.


И ложью СоЛЖЕницына напоен,-
ты снова своей жизнью не устроен.
Утроен только Троицей, троясь,
и за перила власти вседержась.
Отсюда партия, и гонг младой и правый
на фоне бытия стези кровавой.
"Раз Ленин смог, и я смогу",- внемли!
И в бой идут мечты как корабли.


Скелеты золотых велосипедов
средь женщин, ждущих мачо на обеды,
объединённые из разных душ беседы
и поиски "агентов" средь скинхедов.
До мозга кости был литературен,
и "юбки резал", тоже не халтуря.


"Слуга хозяина" с подвалом в доме, погреб
из винных, вдохновение там огреб
сполна, испив вина, дороже Права.
И в этом для тебя была забава.
Вино и женщины. Крутящийся как шар,
ты выход находил для "бомбы"- Дар
бродил волной по странам, набегая
на берег, его силой познавая.


Изводит дождь, когда ты без зонта.
Но вождь всегда с лицом, педаль влита
в твою ступню упорного партийца,
а между Делом грозен Дух витийства.
Такое сочетание. Когда
стать "генералом" Дух мечтал всегда.
Один, известно, на полях не воин.
Но избежать герой судьбы не в силах.


Литературный дух трудом утроен!
А Троица милует и не милых.


Окутанный туманом Амстердам
даёт пройтись твоей душе мадам.
Не по обочине, а прямо. По углам
не прячется герой на фразу "дам".
К художнику стучится как орлица
в стекло, в постель, Прекрасной дамой мнится.
Или как в снежную пургу средь ночи снится,
когда сам Блок пронизывал страницы.


Мужская сила иссякает после битвы.
Тут не нужны ни плачи, ни молитвы.
Но птица, выклевав мозги, уже двоится,
перенося гнездо, где безопасней.
Я пресных вод пишу не беспрестрастней,
чем их угрюмый пыл балтийско-серый.
С победоносно-сносной древней верой
создатель партии, Иуды не опасней.


Революционный шаг, не дремлет враг.
Под вихрем развевающийся флаг
из самых Красных и опасных. Стяг
держащий — нам товарищ, друг и брат.
Звук колокольный — Вече собирать!
И обсуждать, и ложь-правду выявлять.
И кто есть кто, с кем богу почевать
угодно было бы... с тем и сиять!


Не Солженицын пригодился бы в отцы.
/Там не в чести бывают подлецы./
С насмешливой враждебностью Тельцы
гонялись бы по Кругу Зодиака,
когда бы ложь катилась в темпе рака,
и пятившись назад, гордился браком.
А важные персоны как столпы,
не говорили, а вещали средь толпы.


Не диссидентствующий тенор-бородач,
изображавший из себя пророка,
давно бы выбил глаз, напившись "сока",-
ведь то ли дело мы!
Хулиганьё-пророки, и продувные бестии в потоке,
проворные и смышленые люмпены,
прекрасно понимающие: смена
уже пришла! И общество Советов —
не каша переваренная где-то.
И смета есть, и план, и гон Поэтов!
От тоталетаризма ни приветов,
ни Скорость Световая у советов.
И если в голове совсем НЕ пусто,
ты разберёшься в кап.стране, что ПУСТО
у них в бессмертных быта головах,-
в кармане что-то есть, и то Не Ах!..
"Устроиться и здесь прекрасно можно,
вести себя придётся осторожно!Ё
"Хотел бы я разведчиком не быть,
но и куда ж тогда нам дальше плыть?


Мы развалили лагерь социализма.
Остался в прошлом Призрак коммунизма.
Обули нас по полной кап.цинизмом.
Один карман и рот, чтоб больше жрать.
Но "в долг" потомство хватит одевать!
Изрядна кабала из ипотеки,
когда работы всплыли какой в реках.
Они плывут туда, где "грека в реку
уж никогда не сунет руку"! Стейки


прекрасно в ресторанах навострились
готовить, пармезаном не давились,
и марочным вином не возродились,
когда с "ахматовской строкой" на Запад сбились.
И стаи нет, и голоса в ответ.
Лишь только бледный блендамед-привет.
Каков ответ, таков и спрос и вброс.
Кричит теперь весь мир и фас, и СОС.


Лимонов жил средь тех, кто воевал!
Сидевших в лагерях — не узнавал.
А "ухитрялся игнорировать", хоть знал.
Но это мысль Каррера, для карьеры,
возможно... Потому что всё давно
известно нам как старое кино.
Историк Спицын внятно разъяснил,
что цифры врут, и так, что нету сил
уже доказывать обратное. Кто слил
ИНФО неправильное, пусть ответит сам,
причастный к тараканьим Тем бегам!


К бунтарству склонен Дух его, к презрению
убогого существования тел,
сын кагэбэшника, а служба — не предел,
когда ты делаешь лишь то, что сам хотел!
У нас "сажают ни за что", ну а у вас?!
У вас в квартире газ, а Дух — НИЧТО,
никак, ни с кем делить Идею. Не с чем
есть бутерброд, когда его крыть нечем.

И джинсовая куртка с "Paris Match"
легко сплетут трёхпальцевый "калач",
когда ты сам и пациент, и врач.
А если женщина, то покупаешь клатч,
заначку с кровью в сердце вдруг потратив.
Но замечательно Мечты осуществление,
когда последнее "для радости" потратив,-
использовав возможности Стремления.


Даёшь душе Знак Чуда, с изумлением
заметив, что достойно наше рвение
на пользу Жизни, положительных эмоций.
Ведь рано или поздно озарение
придёт как Фатум от Конца. И лоций
к Началу поведёт на Свет слепящий,
где ты, возможно, будешь НАСТОЯЩИЙ!
Из Духа и прозрачности Мечты,
переходя с Собой уже на Ты!


Да, обещал оттуда возвратиться.
Откуда нет возврата. Даже сниться
там не дают пока, меняя лица...
Ни в поле дым, ни веером ресницы,
а лишь намёк написанной Страницы.
ЧирИк свистящий мартовской синицы.
В нём только Жизнь,
которой смерть не снится!


23 марта 2023 года


*По случаю юбилея Эдуарда Лимонова издательство Ad Marginem выпускает второе издание романа Эммануэля Каррера «Лимонов». Именно это произведение легло в основу фильма о Лимонове с британским актером Беном Уишоу. Над байопиком в настоящее время работает режиссер Кирилл Серебренников.
Роман-биография Эдуарда Лимонова (1943–2020) от французского писателя в год выхода (2011-й) снискал успех в России и Европе, еще при жизни своего героя. Книга получила престижную литературную премию Ренодо.


**



Другие статьи в литературном дневнике: