Пройти ль пути исповедимы?Встреча с писателем Николаем Ивановичем Дорошенко Желание искать успеха, писательского признания — качество молодости, с возрастом приходит остепененность, стремление поработать в тишине и покое для души. «Писательство для меня — просто уютное занятие, как вязание», — улыбаясь, делится с нами Николай Иванович, и просит задавать вопросы, высказываться. «Николай Иванович — прежде всего, многогранная личность, — говорит поэтесса Сэда Константиновна Вермишева, — все эти стороны не всегда коррелируются друг с другом, хотя в целом все переплавляется в его «Я» — видение, его поступки, движения его души и в его реальные действия». Вообще, это свойство лириков — пропускать действительность через себя, но фактически автор предстает перед нами как жесткий реалист. И его реализм заключается в том, что он не дает волю своему лиризму, а поступает с героями, как следует в данной ситуации, в контексте времени, часто свершено безжалостно уничтожая их именно в тот момент, когда человек вдруг открылся для чего-то хорошего. Но само время не разрешает произойти чему-то другому. Мое впечатление от этой повести Николая Дорошенко, а также его повести «Видение о Липенском луге» заключается в том, что автор четко и определенно рисует картину Руси, русского человека, русской женщины. Клубок в две нити — Автор с удивительной ясностью определил, обозначил и расставил по местам все переменные, все составляющие в загадке русской души. И это стало для меня откровением. Она, эта загадка, словно свернутый клубок из двух нитей, рождающая плотную крепкую и любящую ткань родной земли: Нить женская — И также, как и Сэда Константиновна, я отмечаю, что в истинной любви слова любви вычурное, дикое и даже какое-то нескромное излишество. Душа Руси состоит из двух половинок — мужской и женской. И русский человек, как Шевцов из повести «Выстрел», как Тимоха из «Видения…», имеет всегда какую-то внутреннюю самостоятельность, можно даже сказать, — скрытую, но жизненно необходимую поэтическую возвышенную устремленность: Ни слова о любви — Женская природа гармонизирует, поддерживает, приближает к родной земле мужскую, она ласкова, нежна, заботлива, но, увы, не может постичь всей глубины переживания мужчины, и от этого уважение к нему часто переходит в любование, самопредание, служение. Но в тоже время возникает и постоянное беспокойство за него, любимого: В ее — непониманье, Все вместе рождает удивительно устойчивый феномен — русский характер. Очень обнадеживающий вывод раскрывается перед читателем — будущее наше, нашей земли — в гармонии между мужчиной и женщиной, в ней есть все для развития культуры, для продолжения рода, для существования и цельности нации. И я очень признательна Николаю Ивановичу за это открытие, за эту надежду: Вот так — и ввысь, Люди часто просят помочь, — рассказывает далее Николай Иванович, — найти книжку про жизнь, про любовь, как раньше. Раньше можно было прийти в книжный магазин и встретить какую-нибудь жизненную историю. Почему люди вдруг у нас начали смотреть латиноамериканские сериалы? Потому что только там и остались добро, зло, любовь, страсть. Они, быть может, невысокого художественного уровня, но сейчас появляется литература, отстраненная от жизни. ТО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЛО ЧИТАТЕЛЯ НЕ ПЛАКАТЬ, а восхищаться: какой этот писатель умный, — то есть не возникало живого переживания. Конечно же, у читателя тут же появляется предубеждение, что литература — не такое «вкусное» занятие, на которое стоит тратить время. Сейчас с трудом можно найти даже три вот такие жизненные книжки. Молодая поэтесса Марина Шамсутдинова называет повести Николая Ивановича свидетельскими показаниями о нашем времени. «И меня, и всех нас, — говорит Марина, — волнует один и тот же вопрос: какой же выход? Какая последняя страница нашего сегодняшнего существования. Какие следующие страницы, и будет ли следующий том?» «Как раньше создавалась культура народа? — отвечает Николай Дорошенко. — Некрасов писал поэму, а потом вдруг появлялась песня, или же наоборот, чье-то произведение не принималось». Народ участвовал в процессе созидания культуры. Сейчас выбор не делается, он навязывается — фабрика культуры. Родись в наше время Лев Толстой или Пушкин, ему эту фабрику не перекричать. А раньше достаточно было написать хорошую подборку, опубликовать в журнале, и ты уже знаменитый. Искусственно созданное информационное пространство ведет к забвению принципов выживания и деградации нации. Что ждет нас?.. Сложный вопрос. Остается лишь надежда, что истинная поэзия, истинная жизненная проза, законсервированная каким-то образом, дойдет до будущих поколений. Они спросят, имели ли вы вообще право на существование, и тогда ответом на этот вопрос станут книги тех людей, которые неизвестными творят сегодня.
© Copyright: Джан Романов, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|