Птичьи мурмурации

Велисевич Надежда: литературный дневник


*** «Двоим лучше, нежели одному, потому что... если упадет один, то другой поднимет товарища своего». Екклесиаста 4:9-10 ***


Сёрен Солькер многие годы фотографировал скворцов и их мурмурации – захватывающее зрелище, когда сотни тысяч птиц движутся в небе как единое целое, образуя объемные, динамические фигуры. Наблюдать за этим чудом – все равно что сидеть под движущейся волной, постоянно меняющей форму. В Дании это зрелище называют «черное солнце» (так же называется книга потрясающих фотографий Солькера). Особенно удивительно то, как скворцы могут координировать свои движения с рядом летящими птицами. Ведь если хоть один случайно столкнется с другим, вся стая рассыплется. Однако этого никогда не происходит. Скворцы используют мурмурации для защиты. При появлении хищника эти маленькие существа объединяются в одно черное облако и слаженно двигаются, сбивая с толку врага, который легко бы разделался с каждым из них по отдельности.


«Двоим лучше, нежели одному», – говорит Екклесиаст. И поясняет: «Если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также если лежат двое, то тепло им. А одному как согреться?» (Еккл. 4:9-11). Поодиночке мы становимся легкой добычей. Нас некому защитить или просто поддержать.


Зато во взаимодействии мы можем оказывать и получать помощь. «Если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него; и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется», – говорит Екклесиаст (ст. 12). Вместе лучше!


Уинн Кольер




- У земледельцев есть время сеяния и жатвы, и у христиан есть такое время... "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор. 6, 2). Земледельцы разумные и мудрые не пропускают времени, в которое должно сеять, но тогда трудятся и сеют; так разумные и мудрые христиане не пропускают времени настоящей жизни, но трудятся и бросают семена свои, каются, творят дела покаяния, творят дела милости и прочее. Ибо только нынешнее время есть время сеяния, а в Будущем Веке его не будет. Ныне время благоприятное каяться и плакать о грехах, молиться, творить добро всем; но в Будущем Веке все это прекратится. Земледельцы трудятся и сеют с надеждой плода, который родится от семени; так и христиане трудятся и сеют с надеждой духовного плода, милостивого воздаяния от Бога. Земледельцы спелые плоды своих трудов пожинают во время жатвы; так и христиане плоды своих трудов и семян пожнут при кончине века и в воскресении из мертвых.


Если так опасно и бедно в этом мире житие наше, христианин, зачем Нам желать долгой жизни? В этом мире жить - всегда бедствовать и желать долго жить в этом мире - желать долго бедствовать. Лучше день блаженной смерти, нежели рождения. Рождаемся на беды, но блаженная смерть полагает конец всем бедам. Желай же, христианин, не долгого жития, как сыны века сего, но желай блаженной кончины. Тихон Задонский (104, 728).


- Надо и долгой жизни желать, но в каком смысле? Да будет нам примером святой Павел, который пишет, что он весьма бы рад был отрешиться от бремени телесного и быть с Богом, если бы смотрел только на свою пользу. Но, рассуждая о том, что другие от продолжения Жизни его могут получать пользу, он не отказывается желать себе долгой Жизни. О высокая и достойная Апостола мысль! Желает долгой жизни, чтобы прибавление лет к его житию было причиной прибавления и большего успеха в добродетели для других. Это рассуждение, кроме того, что истинно, весьма полезно для нашей жизни. Ибо положив, что жизнь наша есть благодеяние и благословение Создателя, пробудимся этим к благодарности и любви к Нему. Станем щадить время дней наших, сознавая, что праздность некоторым образом ввергает нас в прежнее состояние небытия. Ибо кто ничего не делает, того, можно считать, как бы и не существует. Будем благодушны во всяком случае, то есть трудном, скучном и счастливом, зная, что всем случившимся свято управляет Промысл Божий. Течение этой жизни будем проходить радостно; и спокойно окончим последние часы наших дней, оставаясь в уверенности, что этот предел свят и справедлив.
Платон, митр. Московский (105, 246-247).


- Видимый мир - только подготовительное преддверие Обители, несравненно более великолепной и пространной. Здесь, как в преддверии, образ Божий должен украситься окончательными чертами и красками, чтобы получить совершенное сходство со своим Всесвятейшим, Всесовершеннейшим Подлинником, чтобы... войти в тот чертог, в котором Подлинник присутствует непостижимо...


Для благополучного вступления в мир духов необходимо благовременное образование себя законом Божиим... для этого образования и предоставлено время, определяемое каждому человеку Богом для странствования по земле.



Другие статьи в литературном дневнике: