О балете Красная Жизель

Акламэна: литературный дневник


28 января 1997 года в Российском государственном академическом театре драмы имени А.С. Пушкина состоялась премьера балета Б.Я. Эйфмана "Красная Жизель" на музыку П. Чайковского, Ж. Бизе и А. Шнитке. Балет посвящен великой русской балерине О. Спесивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную и яркую, как ослепительная вспышка, жизнь. Передавая судьбу великой балерины, автор приоткрывает историю танцевального искусства ХХ века: от классического экзерсиса до авангарда, от бытового танца до высокого психологизма. Гениальная, хрупкая, трепетная душа, как душа самого балетного искусства, воплощенная в человеческом облике, - противостоит не просто окружающему миру, но миру в момент катастрофы, раскола и смуты.


http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/eyfman/


================


Ольга Спесивцева (1895 - 1991)
Балерина


В истории русского балетного театра имя Ольги Спесивцевой занимает место не менее значительное, чем имена Анны Павловой и Тамары Карсавиной.


...


С 1919 года Ольга Спесивцева начала заниматься у Вагановой. Занятия оказались очень полезными для молодой балерины. Именно с ней она подготовила свои знаменитые партии в балетах "Жизель" и "Лебединое озеро". Девятнадцатый год — сложнейшее время в русской истории, а потому неудивительно, что эти занятия проходили в тяжелых условиях. Все вокруг рушилось, но артисты продолжали танцевать. Именно в это время Ольга Спесивцева дебютировала в своей коронной роли — роли Жизели.


...


В 1921 году учавствовала в лондонской постановке "Спящая красавица" Сергея Дягилева.


...


В 1924 году, попросив отпуск для лечения в Италии, Спесивцева вместе с матерью, Устиньей Марковной, уезжает из России. Директор Гранд Опера предложил балерине контракт. Согласившись, Ольга Спесивцева стала первой русской звездой в первом театре Франции. Выступления Спесивцевой в "Жизели" на сцене Гранд Опера сопровождались огромным успехом. Но в 1926 году она принимает приглашение Сергея Дягилева, который ориентирует репертуар своей труппы на классику специально для редкостного дарования Спесивцевой. На гастролях 1927 года в Италии она танцует "Жар-птицу", "Лебединое озеро", "Свадьбу Авроры". В том же году Жорж Баланчин специально для нее поставил балет "Кошка" на музыку А. Соге. Спектакль имел успех.


...


Угроза войны, надвигающейся на Европу, заставляет Спесивцеву вместе с ее спутником, мистером Брауном, уехать в Америку, хотя самым большим ее желанием в то время было вернуться в Россию. Однако он отказывается вернуть ей советский паспорт, и после тяжелой сцены объяснения с ним Ольга Спесивцева оказывается в стенах платной психиатрической больницы. Спустя месяц мистер Браун умирает, и оставшуюся без средств Спесивцеву переводят в бесплатную психиатрическую клинику, где она провела долгих двадцать два года. Из клиники ее забрал бывший партнер Антон Долин, поместив в дом для престарелых. Путь в Россию был для нее заказан.


...


Драматический и прекрасный облик балерины вошел в историю русского балета как пример беззащитности и трагической незащищенности таланта перед обстоятельствами.


Умерла Ольга Александровна Спесивцева 16 сентября 1991 года под Нью-Йорком.




Другие статьи в литературном дневнике: