Schoenbrunn. Императорский дворец в Вене.

Акламэна: литературный дневник

Дворец Шёнбрунн (Schoenbrunn) - венская резиденция австрийских императоров, одно из важнейших архитектурных сооружений австрийского барокко (архитектор — Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах).


В декабре 1996 Шёнбрунн был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Привлекательность дворца Шёнбрунн заключается как в подлинности обстановки 18в, так и столетиями сохраняющемся в неизменном виде паркe в стиле барокко.


Шенбрунн находится в юго-западной части Вены.



История дворца


Первые упоминания о сооружении на месте нынешнего дворца датируются XIV столетием. Поместье, находившееся тут, называлось Каттенбург (нем. Katternburg) и было собственностью Клостернойбургского (Klosterneuburg) монастыря. На то время Каттенбург представлял собой дом, водяную мельницу, конюшню и сад. В 1569 Каттенбург перешел в габсбургские владения.


Император Маттиас, согласно легенде во время охоты в 1612 натолкнулся на "красивые источники" (Schoene Brunnen), что позже и дало нынешнее название дворцу.


Император Фердинанд II, и его жена, Элеонора Гонзага, любившие охоту, выбрали Шёнбрунн в качестве места для охотничьих вечеринок. После смерти Фердинанда в 1637 его вдова поселилась в замке, переименовав его в Шёнбрунн.


В 1683 замок пострадал во время осады Вены турками. Император Леопольд I решил отстроить разрушенный замок и в 1696 архитектор Йохан Бернард Фишер фон Эрлах начал строительство, взяв за образец Версальский дворец. Большая часть работ была завершена к 1713, однако строительство не было доведено до конца.


Шёнбрунн при Марии Терезии


В 1728 император Карл VI приобрёл Шёнбрунн и позже подарил его своей дочери, Марии Терезии, будущей императрице. Правление Марии Терезии было ключевым в истории дворца. Известно, что она восхищалась дворцом и его садами, превратив Шёнбрун в центр политической и дворцовой жизни.


В 1742 и 1743 строительные работы возобновились, и здание было реконструировано, придав дворцу его теперешний вид. Дворец расширили и покрасили в жёлтый цвет - любимый цвет Марии Терезии. По желанию императрицы в северном крыле дворца был построен театр, который торжественно открылся в 1747. В числе певцов и актёров, выступавших в театре, были многочисленные дети императрицы. Сама Мария Терезия здесь также демонстрировала свой талант певицы.


В 1752 супруг Марии Терезии, император Франц I, основал возле дворца Зоопарк Шёнбрунн, являющийся на сегодняшний день самым старым в мире.


После смерти Марии Терезии, Дворец Шёнбрунн использовался только в качестве летней резиденции императоров.


XIX—XX века


В 1805 и 1809 дворец дважды занимал Наполеон. Французский император располагался в мемориальных комнатах Франца I Стефана, в восточном крыле дворца. В этой же части дворца в 1830 родился Франц Иосиф.


Восхождение на трон Франц Иосифа в 1848 ознаменовало новую замечательную эпоху в истории замка. Император выбрал Шёнбрунн в качестве своей главной резиденции и провёл в нем большую часть своей жизни.


Значительные изменения в замке были произведены во время подготовки к женитьбе императора Франца Йозефа на герцогине Баварской Елизавете.


В 1945 часть замка была повреждена в результате бомбардировок. После войны британское командование выбрало дворец в качестве своего штаба.


Помещения дворца


Сегодня дворец насчитывает 1441 комнату всевозможных размеров. 190 помещений, которые не принадлежат музею, сдаются в аренду частным лицам. Для посетителей открыты только сорок комнат.



Большая галерея


В Большой галерее – центральном зале дворца – императорская семья устраивала шумные балы, торжественные приемы и праздничные банкеты.
Огромный зал длиной более 40 метров и шириной около десяти метров был идеальным местом для аудиенций императоров и проведения придворных празднеств. С 1761 в нём проводились все важные государственные торжества и встречи.
Убранство зала, образующее великолепный ансамбль, – высокие зеркала, золоченый лепной декор и чудесная плафонная живопись – позволяет отнести Большую галерею к числу лучших образцов дворцовых интерьеров в стиле рококо.
Фрески, которыми итальянский живописец Грегорио Гульельми расписал свод зала, призваны, прежде всего, прославлять мудрый стиль правления императрицы Марии Терезии. На фреске в центре свода изображены восседающие на троне Франц I Стефан и Мария Терезия в окружении аллегорических образов, олицетворяющих государевы добродетели и коронные земли габсбургской монархии. В резных золоченых люстрах во времена, предшествовавшие электрификации дворца, проведенной в 1901 году, горело по семьдесят ярких свечей.
После упразднения монархии Большая галерея получила иное назначение и служит теперь концертным залом, а в 1961 году здесь состоялась знаменитая Венская встреча на высшем уровне, в которой приняли участие Джон Ф. Кеннеди и Никита Сергеевич Хрущев.


Малая галерея


В этом помещении организовывались небольшие обеденные приёмы, концерты и другие мероприятия. Выход из галереи ведёт к южной входной лестнице с видом на Глориэтт, фонтан Нептуна (Neptun-Brunnen) и цветочные клумбы. Через арку эта галерея соединена с большой галереей дворца. Украшают галерею бюсты Марии Антуанетты и Марии Каролины из мрамора, а так же две вырезанные из дерева и позолоченные люстры.


Зеркальный зал


В Зеркальном зале Мария Терезия любила устраивать празднества в кругу семьи, в частности, музыкальные вечера. В этом зале принимали присягу министры.
Именно в этом зале в 1762 году впервые выступил перед императрицей шестилетний вундеркинд Моцарт. Отыграв на клавесине, малыш Вольфганг "вскочил на колени к ее величеству и, как подобает, облобызал матушку-императрицу, обхватив августейшую шею ручонками", как писал гордый отец.


Архитектор Шенбрунна - Фишер фон Эрлах - разработал грандиозный проект поставив своей целью превзойти Версаль. Он хотел построить дворец на холме, подчеркнув тем самым исключительное положение монарха. От дворца должны были спускаться лестницы с пандусами. Из-за финансовых сложностей этот проект не удалось реализовать. Вместо парадных сходов разбили парк завершением которого является дворец - императору все же пришлось немного приблизиться к народу. На холме воздвигли Глориетт - триумфальную арку в честь победы над прусским императором Фридрихом II (битва 1757 года при Колине).


---


Внутреннее убранство дворца выдержано в стиле рококо (преимущественно белые поверхности с орнаментами из 14?каратного золота), частью интерьера являются богемские хрустальные люстры и кафельные печи.


Дабы не смущать членов августейшей семьи и не разводить грязи, для обслуживания печей предусматривались скрытые коридоры. Первоначально дворцовые печи топили дровами, но в XIX столетии дворец был оснащен системой воздушного отопления, при помощи которой его помещения отапливались вплоть до 1992 года.


Источники: Wikipedia и музейный-дворцовый путеводитель.



Другие статьи в литературном дневнике: