О лермонтове, о марине.

Сан-Торас: литературный дневник

САНТО:
Нет Виктор, я видел этот Ваш пост - не хотел отвечать! Но Вы скопировали его и снова поставили.
Хорошо отвечу.
Вы пишите о безвременно погибших поэтах, писателях:
“сделал вывод, что не нам судить современников тех времён. Время другое, нравы... взаимоотношения в обществе...”
Да еще в пример приводите дуэль Лермонтова? – “Не могу я осуждать Мартынова, за его роковой выстрел, ведь высмеивал его прилюдно Михаил Юрьевич, жестоко высмеивал.. И не мог дворянин и офицер, тогда поступить иначе, тем более, что Лермонтов фактически настоял на дуэли.”
– Оправдываете?! - Да?!!
Я бы сам Вас убил за это! Так и знайте!
- Мы уже говорим перед барьером!
Может Вы полагаете, что Ваша позиция толерантна?
А сами Вы представляете себя демократично-объективным? – НЕТ! - Не доставлю Вам этого удовольствия!
Такая позиция, прежде всего, безнравственна - и она никогда не может пренадлежать поэту – никогда!
Вы не осуждаете Мартынова? - А он себя осудил! Он до конца жизни, каждый год, в день дуэли, смертельно напивался до бесчувствия - совесть гложила.
Ни нам судить современников тех времен, а кому?! - Ну вот, Вы же судите!!!
Только не Мартынова, значит Лермонтова?!
- Ну и читайте, в таком случае, своего избранника Колю! Что же Вы не читаете его опусы, не услаждаетесь ими?!
Ведь Мартынов писал стихи, считал себя поэтом, дружил с Лермонтовым еще с Петербургской школы юнкеров, вот его стишки:


"Глухая исповедь, причастье,
Потом отходную прочли:
И вот оно земное счастье…
Осталось много ль? Горсть земли!
Я отвернулся, было больно
На эту драму мне смотреть;
И я спросил себя невольно:
Ужель и мне так умереть...


Не плохо правда?
Конечно, ведь это слизано у Лермонтова! - из стихотворении «Валерик».
Все обвиняли Мартынова в плагиате! И в попытке состязания с Лермонтовым, и в прямом подражании ему!
Просто у нас уже есть один Сальери, за чем нам два?! Здесь не надо продираться через столетия, достаточно просто текст сравнить.
Вывод: Графоман и Педофил низкий!
Еще и служил в одном полку с Дантесом, мразь!
А какую гадкую прозу он писал! - “Гуаша” называется, как сладострастно описывал похотливую любовь офицера с 11 летней девочке “как трогательна ее плоская грудь.” Но времена другие, да Виктор? - можно детей вожделеть?
Или в этом вопросе Вы тоже толерантны?!
Знаете что скажу Вам? - Хоть Кавказ хоть Африка - ребенок есть ребенок!
И девочка от женщины отличается в любой нации, в любую эпоху!
А Коля Мартынов - ничтожество!
А как он попал на Кавказ? - этот друг Лермонтова.
И почему Лермонтов смеялся над ним?
И как грязно он убил его, Вы хоть раз вникли?
Мартынов был амбициозная бездарь, мечтал о наградах и генеральском звании - это все его современники отмечают! ( об этом говорят его произведения)
Но он влип в гадкую историю - был обвинен в нечестности, точнее в карточном шулерстве, у него была кличка в полку - Шулерхоф!
Что ж он там не обижался, не дрался – это не позор среди офицеров подобное прозвище получить?!
За эту низость он был вынужден подать в отставку!
И после этого поперся в Пятигорск, а там стал щеголять в черкеске и каракулевой папахе, да еще украшался длиннющим чеченским кинжалом.
Конечно, Лермонтов находил этот "экстравагантный наряд", этот новый имидж, своего старого друга, по меньшей мере, смешным. Пришел на чужую землю и чеченца из себя корчит! Не только смешон, а еще и нелеп, просто глуп. Вы пишите мне: "ведь высмеивал его прилюдно Михаил Юрьевич, жестоко высмеивал."
- типа заслужил Лермонтов пулю, да? - А если б мы пошли в Самали воевать и там бы наш Иван папуасом рядился, я бы тоже высмеивал! Потому что это выглядит ка-ри-ка-тур-но.
Да, он рисовал на Мартышу карикатуры! ( Между прочим для этого еще и рисовать надо уметь!)
и писал эпиграммы:
«Скинь бешмет свой, друг Мартыш»
Но суть ни в этом, понимаете? Суть гораздо глубже. И хотя события происходили в 1841 году но и сегодня они резко актуальны!
И сегодня нам не только есть до этого дело, мы живем в тех же ножницах!
ТЕМА открыта и тема эта - Кавказ! - ничего не покрыто плесенью времени - все свежо и кровоточит!
Суть в том, что у Мартынова и Лермонтова были полярно разные взгляды на эту войну! - Понимаете?!
- Лермонтов воспринимал наше вторжение на Кавказ как трагедию! - мучился вопросом: какое мы имеем право?!
А Мартынов был уверен в нашем превосходстве и праве применять против них тактику выжженной земли!
В то время общество распалось на два лагеря: за и против, так же как сегодня - это узурпация, а не война!
И в своей тупой поэме ( не помню название) Мартынов издевался над Лермонтовым он шаржировал его, помню на память:


"Вот офицер прилег на бурке
С ученой книгою в руках,
А сам мечтает о мазурке,
О Пятигорске, о балах.
Ему все грезится блондинка,
В нее он по уши влюблен."


А дуэль как прошла?!
Вы секундант Мартынова! - Вы же его не осуждаете? А я за Лермонтова!!!
Так вот дуэль была с пятнадцати шагов - кто выстрелит первым.
И Лермонтов мой, не стал стрелять в Вашего Мартынова! - Не стал!!! - Он выстрелил в воздух! - Он разрядил свой пистолет! Это благородство, великодушие!
А Мартынов Ваш... его секундант друг царя, или родственник ( не помню) крикнул:
- Ну, кончится это?!
И тут же выстрел! Подлый - прямо в грудь! - пуля навылет и Лермонтов, Мишенька упал.
Убит, убииит - в 26 лет!
Жизнь мальчика забрал, поэзу зачеркнул - сволочь!
А вы…. Эх люди…
Может и не вынашивал он изначально замысла убить, но все они создавали атмосферу выталкивающую поэта.
Конечно, лучше Лермонтову погибнуть, ведь он считал преступлением дела на Кавказе - Мцыри читайте!
А Мартынову лучше жить, ему же нравилось на чужой земле стрелять, и девочек чеченских иметь в чеченской папахе!
Вот он и остался и властям хорошо... а что создал, что написал?


...А Лермонтов, рос сиротой с трех лет, его мать умерла в 20 с небольшим, от чахотки. Растила его бабушка...


" Я никому не мог сказать
Священных слов отец и мать".... Это он о себе, не о Мцыри....


Ее Елизаветой звали, крутого нрава была, она внука выкупила у отца, заплатила за него. Это ее дочь погибла, его мать.
Она крепостных порола на конюшне. Но они к трехлетнему Мишеньке бежали за защитой!
- Спаси, барин от наказания!
И он ложился на пол, бил ножками, протестовал и бабушка отменяли порки!
Вот так, с младенчества - личность, защитник!
Она любила его без памяти, ездила за его полком, тосковала, в окошко платком махала, когда полк на лошадях шел - офицеры останавливались и отдавали ей честь! Такой авторитет был у Лермонтова.
И он мог убить этого шулера, как плюнуть, его смелость уважали, но он был Поэт - это другой состав крови!
И убили его... в 26 лет, а за спиной Демон, Печорин, Парус, Мцыри, Бородино... - Боже мой... и остались нетронутыми белые листы... и ни детей, ни семьи, ни жизни...
Сан-Торас 30.07.2013 14:21


САНТО:
Блинн, еслиб я преподавал в школе, меня б выгнали в первый день.
Погорячился, простите ВиктОр.
Ну и буквы мимо, в машине писал, в слепую, тороплюсь очень, у меня се-дня пациенты тяжелые и лекции весь день.
До встречи.
Сан-Торас 30.07.2013 14:42


ВИКТОР:
Санто, я все понимаю (знаю Вашу боль и любовь), так, что все нормально, это дискуссия. Постараюсь вечером ответить, сегодня тоже конец месяца везде аврал...убегаю, на вторую работу
Пока, если будет время:
"Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard» («горец с большим кинжалом».— Ред.). (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову... Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора»."
Подробнее здесь:
http://www.ruslibrary.ru/default.asp?trID=311
А вот еще:
http://lermontov.info/remember/vasil2.shtml
Это конечно тоже версии и я не считаю их абсолютно истинными.. Я же писал, что версий любого конфликта может быть много. И Барант, мог Лермонтова убить шпагой, но оступился и только слегка ранил..
Я не защищаю Мартынова, написал, что осуждать его не могу... тем более он сам себя осудил...
Виктор Вороненко 30.07.2013 15:30


САНТО:
У меня лекции о бактериях... а в голове :


Пустыня внемлет богу…
Спит земля в сиянье голубом…
Белеет парус одинокий…
Выхожу один я на дорогу…
Что ищет он в стране далекой?...
Скажи-ка дядя ведь не даром…
Я никому не мог сказать
Священных слов …
Пал оклеветанный молвой
С свинцом в груди и жаждой мести
Поникнул гордой головой…


Это он о Пушкине, точно о себе самом…
Свою Смерть видел - Пушкина в живот убили, Лермонтова свинцом в грудь…
А земля…? Ведь правда в сиянье голубом!
Как мог он прозреть это, еще до космической эры?... Какая душа….
Эта душа – Вселенная... - эта душа – бессмертна!
Знаете, я не хочу быть ни толерантным, ни объективным, ни прощающим.
Пускай я буду каким угодно…
Но…
Эта боль пусть не переболит
За непокоренных, за утрату,
В куполе небесном Пантократор
Грозно как возмездие глядит…


Остается в некий час без слов
Молча преклонить колена
Проклята народная измена,
Проклято усердие рабов!


Никому, никогда не прощу: ни Сашу, ни Мишу, ни Марину… ни те сотни… что были убиты… со времен древнего Рима, ни те что будут…


А я всю жизнь плету кольчужку
Для всероссийского поэта,
Но не наденет ее Пушкин
Дуэль и дуло пистолета,
Дорога… скользкий поворот…
Россия спит, она не знает,
Что Пушкин раненный в живот
Морозным утром умирает… ( школьные мои стихи)


Вот сейчас вспомнил своего трехлетнего сына! Это сцена чудом записана прямо на камеру!
Он читал про дуб зеленый.. кот ученый... и вдруг сказал дословно:
- Пушшкина убил Дантес! Но эслип я там был, я бы Пушшкина спас!
- И я спросил тихонько:
- Как бы ты спас его, сынок?!
- Я бы выбежал и крикнул Пушкину - ПРИИГНИИСЬ!!!!
Пригнулся бы, прогнулся б перед ними и был бы жив...
Но нет! НЕТ!


Знаете, справедливость ни в том, кто виноват и за что?
Справедливость - в расскаянье,
справедливость - в сострадании,
в беззаветной любви - высшая справедливость.
Над этим не властно время.
И суть не в том, кто виноват.
Суть в памяти, в благодарности, в человечности.


... в перерыве пишу Вам, опять мимо букоф)))
Но править некогда...
ВиктОр, друг мой, не морочьтесь ссылками, я сам могу написать, много лучше и дать на это ссыль. Неужели Вы ни видите, не понимаете, что я сам делаю выводы, а не со слов современников?
- мне не нужны чьи-то мнения! У меня есть свои!
Есть я и Мартынов. Я открыл его повесть, то что он написал своей рукой и прочел как он описывает похотливое вожделение к ребенку. И не надо мне рассказывать, что это нормально! Не надо мне втирать! - я врач, доктор медицины, профессор, говорю Вам - это педофилия.
И если Робиндранат Тагор философ, поэт, политик, композитор, да кто угодно заманивал в постель 9 летнюю девочку конфетами и говорил что в Индии это норма - то он преступник и подлец!!!
Это грязно, низко, подло - в любой нации, девочки в таком возрасте ДЕТИ. Что такое мужик и ребенок Вам объяснить?!
НЕ надо мне трактовать как мне понимать! Не надо общих слов про другие времена! Есть анатомия, физиология и мораль, есть ответственность мужчины перед ребенком - во все века, от мамонтов! Детей защищать надо и беречь, а не растлевать и калечить, что тут понимать? - одного этого достаточно для презрения.
Перед авторитетами склоняются люди, пропускают такие вещи мимо себя - Бог им судья! Но я знаю, то что знаю. Все.
Я открыл стихи Мартынова и увидел, что он их украл у Лермонтова! И мне не нужны пояснения современников! Я сам знаю цену этому поступку. И так могу ответить по каждому пункту!
Уже ответил: суть не в событийности, ни в детальном споре... ни в этом!
Суть в другом, она в самом отношении нашем... в человеческом невежестве, в приземленно тусклом, невеликодушии.
Именно в этом у нас с Вами расколотое восприятие.
И никакие цитаты, мелкие подробности, осколочной истории их не склеят.
Потому что сущность полярных разногласий, не в факте, а в отношении к факту.
Сан-Торас 30.07.2013 15:44


ВИКТОР:
Ах, Санто! Какое же бесконечное наслаждение Вас читать! Вы были правы насчет нынешней литературы, где сейчас больше, холодной аналитики и философии, чем экспрессии и темперамента. Пламенности вот только нет. Из чистого эгоизма, согласен Вас, друг мой провоцировать, хоть каждый день, если будут рождаться вот такие пламенные, рвущие душу творения из под Вашего пера! Честно говорю, сечас, многие пишут завлекательно, умно и т.д. Но у Вас каждое слово,кричит как будто из сердца с кровью выдрано!
Но Вы не совсем справедливы ко мне в своей горячей отповеди. Я не меньше Вашего осуждаю педофилию и вообще преступления против детей, если помните, мы об этом уже говорили.. И обман и воровство тоже.
Я лишь пытался, может коряво. донести до Вас мысль, что гении жили не в вакууме, и исполняли все ритуалы повседневной жизни. с ее рутинностью, обычаями и нравами, господствующими на тот момент в обществе, что их окружало. Ведб согласитесь и у Есенина был воз и маленькая тележка шансов погибнуть от ножа в пьяной кабацкой драке.. и Волошин теоретически мог убить Гумилева (или наоборот) если бы всерьез стрелялись.. Кого винить? Вот Вы говорите: "им не прощу". Кому им? А Бродский с Евтушенко? Кто из них более(или менее) велик, независимо от их отношений друг с другом? А Вы когда светиле по морде дали, задумывались ли над тем, что он - величина, в своем направлении и мог в будущем много людей спасти (а ведь тогда случайно и убить могли). Поймите меня правильно, я в данном случае полностью Вашу сторону принял, но терзались же Вы потом вопросом имели ли право? Да и общество у нас разнородно. В армии служил с парнем с Рязанщины, механизатором с деревни, который под баян. удивительно красиво пел "Не жалею, не зову, не плачу...". Как я был поражен, что он не знает, чье это произведение. Да еще он с гордостью мне заявил, что за свои 20 лет, ни одной художественной книги не прочитал. А зачем? Ему и без этого хорошо. Презирать его? А имею ли право? Вот он нас несколько призирал горожан, не знающих как хлеб выращивать и косить не умеющих. Но едящих этот хлеб. И плевать ему, кто там Пушкина убил.. Что, всех презирать, кто не покаялся, не прочувствовал? Нет Санто, не могу. В 20 лет, может быть... сейчас более задумываться стал.. И в Чайковском вижу Великого Композитора а не.... Но узнай, что он детей насиловал, не дрогнула бы рука.
А Вам, Санто завидую (по хорошему) что Вы не растеряли, своей горячности!
Виктор Вороненко 30.07.2013 20:32


ВИКТОР:
Прошу прошения, тоже много ошибок сделал...
Виктор Вороненко 30.07.2013 20:35


САНТО:
Благодарен, друг мой, за Ваше терпение!
ВиктОр, на счет спела, я меркантильно забил стрелку на правку текста у чудесного учителя словесника! Там, рецку протите))))
В остальном ответить немогу сейчас - совсем нет времени. Но быстро скажу: Не опримитивливайте мои слова, я не испытываю презрения к людям за их незнание - никогда! Я говорил о качествах, о порядочности! - Есенина не знает, Пушкина?
Ну и что?! - Это не подлость!
Я живу в мире, друг мой, где никто не знает Есенина! И когда я читаю Пушкина, естественно, на английском, то вокруг говорят:
- Шат ап! - Тихо, лысын ту Санто! - Пушкин! Это у них лучший черный Репер!!! И я репаю Пушина, понимаете?!
В мире есть другие культуры, есть гениальные поэты, о которых наши люди не имеют понятия, так что?
Разве об этом речь?
К тому же Пушкин, в большей степени, именно, национальный гений, а не мировой.
Это связано не с объемом его великолепного дара, а с тематикой его произведений: Пугачев, Годунов, Разин, Онегин ... национальные вещи!
Заметьте, Пушкин "Капитанскую дочку" написал,
А Лермонтов тоже про гарнизон "Максим Максимыч" - и ничего общего!
Онегин и Печорин - это название рек - но совершенно самостоятельные, самобытные произведения.
А Мартынов - вор, и мысли его крал, и духовность, и жизнь!
И это не имеет никакого отношения к Вашим примерам.
Мне не важно сколько человек книжек прочел - плевал я на это! Мне человек важен - сущность, дух, отношение к миру, к жизни - вот это...
Убежал репать про желудочно кишечный тракт!
Знаете, благодаря общению с Вами, совсем не заметил как отработал с докторами се-дня и не устал ни капли!
Сан-Торас 30.07.2013 21:59


Рецензия на «Спор о Лермонтове» (Сан-Торас)


Интересная картина получается: жили и служили Родине два друга, поэт и непоэт. Любили одних и тех же женщин, возможно тех самых, 11-ти летних, как тогда и было принято. Замуж выдавали в таком же возрасте, как крестьяне, так и дворяне своих дочерей. Поругались друзья, стрелялись, один попал, другой нет. И вдруг, почему-то, один - подлец, а другой - молодец. Думаю они бы Вас не поняли. А Михаил Юрьевич был офицер внутренних войск дай боже каждому: чеченцев стрелял и резал без интеллигентских сомнений.
Владимир Прокофьев 65 31.07.2013 22:09


САНТО:
Послушайте, Вы! - господин не знаю звания.
Лермонтов "резал без интеллигентских сомнений"?! Что Вы знаете о чужих сомнениях?! На основании чего Вы сейчас это заявили?
Я огрументы привожу, а вы тут размахиваете знаменем своего грязного воображения и больше ничего! - Этот вывод потому что они оба на войне были?!
С таким же успехом могу сказать, что Вы воруете в супермаркетах, Вы же там тоже бываете?!
Что интересного я прочел?
Думаете, меня бы не поняли, что особенного?
Вы тоже не поняли.
Не понимают чаще чем наоборот - обычное дело.
Удачи Вам! - в супермаркете.
Сан-Торас 31.07.2013 22:26


ВИКТОР:
Спасибо Санто. Рад общению с Вами.
Виктор Вороненко 30.07.2013 22:20


САНТО:
Золото Вы человек!
А то могли и подраццо)))
А про Мандельштама исчо поговорим.
Скоро уже заканчиваю работу.
А Лермонтова, бабушка пережила - какая смертельная горечь... убили и род оборвался...
А Мартынов 11 детей наделал, сладко жил гад, наслаждался.... Еще и с Дантесом в одном полку служил, с ума сойти, какая ядовитая насмешка судьбы...
Я бы его вызвал, клянусь! И того тоже!
Вот такой у Вас кровожадный собеседник))))
Бедный Вы мой ВиктОр!!!


Сан-Торас 30.07.2013 22:33
Рецензия на «Спор о Лермонтове» (Сан-Торас)


Если возможно научиться самостоятельности мышления,
то ей нужно учиться у Вас, Санто.
Трудно себе даже представить, что такое Ваши лекции...
существуют ли их записи?
Я-Евка 30.07.2013 22:44


- Мне кажется, это лучший портрет Лермонтова,
какой мне приходилось видеть.
Я-Евка 30.07.2013 22:45


САНТО:
Правда?! Правда получился?!!!
Знали б Вы как я благодарен Виктору за этот разговор!
Потому что сегодня я написал этот портрет! Дадада сегодня, правда сказать у меня было несколько попыток - и все неудачно!
И прямо на лекции мне смертельно захотелось
его написать, я почувствовал что поймаю в эту минуту, ту пронзительную глубину взгляда, благородство, которое прозрело Мцыри, Печорина...
я сейчас читаю докторам и мне было неловко сказать - это не студенты, но я попросил, чтобы съездили и привезли мой этюдник ( Так и таскаю за собой с того Парижского периода)
И прямо на лекции говорил и рисовал и тут же на телефон щелк и поставил!
А сам в живую любуюсь, его глаза... это мерцание охры, ком искажает эффект, гасит.
А лекции по медицине, да есть! Их пишут на камеру.
Но Вы кажеццо читали, например: "Береги точку ДЖИ с молоду" Это и есть одна из моих лекций))) только в сокращении.
Хотите дам Вам ссыль про лишний вес, а то зря на диетах сидите.
Если надо поисчу))))
А доктора тож смотрели, знаете, им понравился мой Лермонтов!
Доктор Вершинин сказал:
Владимир Иванович, ( я сейчас в России так обращаются) как нам жаль, что Вы уедите!
И я сказал эту мерзость - про незаменимых которых нет.
А Вершинин ответил: Сегодня я понял - да! - незаменимых людей нет, но есть неповторимые!
И обнял меня))) хирург - золото голова, руки золото!
А ссыль найду если нужно)))


Сан-Торас 30.07.2013 23:20


Рецензия на «Поэтам серебряного века» (Сан-Торас)
ВИКТОР%
Какая Марина у Вас здесь светлая...
Виктор Вороненко 31.07.2013 13:45


САНТО:
Не знаю ВиктОр, ничо спецом для этого не делаю, но серебряные из-под моей кисти выходят - пре-светлыми!
А когда писал черных страшилок и меня тут пытались воспитывать - "ой, ай" - просто слал нах!
Потому что творчество - неуправляемый волей процесс.
Он выходит из-под сознания, типо собираешь велосипед а получаиццо автомат!
Знаете, почему столь нетерпимо отношусь к
любой грубости в адрес серебра гениев?
Не потому что думаю, будто они святые - НЕТ! - А потому что знаю, что они великомученики.
И любая оценка их личностей, с моей точки прозрения, должна кагбэ просачиваться через кровь их стигматов.
К мученикам не подходят с бытовой меркой.
Это люди особой судьбы - к трагедии иное отношение.
Ибн Трагедия - это выброс сгустка боли, а не обывательское нытье.
Поэтому даже ленивосвойский тон в их адрес мне кажется оскорбительным
Да... грешили, но в результате - петля и пуля, а не пляж на Канарах!
А это уже другой оттенок разговора.
И потом, меня страшно мучит то, что почти все они бедствовали и голодали - трудясь всю жизнь и обогащая человечество.



Роковая отрада.
И была роковая отрада
В попиранье заветных святынь.
А.Блок.


В этом критическом обзоре хотел бы предложить рассмотреть современные
тенденции, формирующие нравственные ориентиры в русской литературе и
поэзии.
И так как мы славимся загадочной душой, то думаю, что развитие русской темы логично начать с китайской поговорки. Когда китайцы хотят пожелать в судьбе самых тяжких испытаний, они говорят: "Чтоб вам жить в эпоху перемен!"
Что такое «эпохи перемен», которых в качестве проклятия желают в китайской поговорке?
Это революция, война, репрессии, перестройка, эмиграция, экономический кризис и прочее.
Не уходя далеко в историю, скажу, что вся моя жизнь и жизнь моего поколения – это сплошная эпоха перемен!
Ибо наши бабушки и дедушки пережили революцию и разруху, мамы и папы - войну и репрессии, сами мы пережили перестройку, многие наши дети - эмиграцию, а теперь мы все вместе проходим через экономических кризис.
Живя среди вечных перемен, никогда не знаешь, с какой амплитудой маятник качнется влево, чтобы затем качнуться вправо.
Именно эту английскую идиому приводит в своем "Рождесвенском романсе" И. Бродский, считавший этот романс не только знаковым, но и одним из лучших своих произведений:
Как будто будут свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
Качнувшись влево.
Стихи написаны в эпоху стагнации, называемую «Застоем», такой период мы тоже пережили, ибо стагнация - это стоячая вода.
Что означает «маятник, качнувшийся влево, чтобы качнуться вправо»?
Означает то, что до перестройки и русская литература, и биографии ее создателей - поэтов, писателей - ангельски полировались. Цезура их старательно отбеливала, подгоняя под нужный политический фасон, отжимая через свой дуршлаг факты, мысли, литературные образы, оставляя только то, что может служить примером.
Все жили в ложном пафосе, за неосторожное слово, анекдот любой мог лишиться свободы.
Миллионы людей были репрессированы, а из репродуктора звучали песни:
«Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.»
Мы прошли этот период, и маятник качнулся в другую сторону.
С экранов ТВ и страниц газет потекли тонны «словесной руды» , негативной информации, новостей, построенных таким образом, что возникает впечатление, будто кроме катастроф и скандалов ничего не происходит.
А личная жизнь актеров, певцов демонстрируется и смакуется «с изнанки», причем с самыми «демоническими» подробностями, по принципу: чем хуже, тем лучше.
Маятник порядочности качнулся в обратную сторону.
Понятия «стыд», «честь», «достоинство» упразднились и заменены новым термином – «черный пиар».
Пиариться - означает рекламировать себя, пусть через грязь, скандал, позор – главное – это привлечь внимание, чтоб о тебе говорили.
Будут судачить, значит купят билет на концерт, скандальную книжку или майку с портретом эпатажного героя - все делается ради денег.
И в силу этих новых тенденций по- новому пересматриваются биографии наших гениев, выдающихся людей, но теперь стараются не просто открыть новые стороны их судеб, а ,напротив, вывернуть, вытряхнуть, осмеять, осудить, заклеймить.
Маятник качнулся так, что все белое вызывает недоверие, подозрительность и воспринимается как ложь или приукрашивание.
Для правдоподобия надо добавить нефть в «ложку меда», замарать чистое и значимое и упиваться этим, как новой правдой.
В качестве примера приведу произведение Сорокина “Голубое сало”, где речь идет о русских классиках, над которыми автор надругался в самых изощренных формах.
Достоевский, Толстой, Пушкин, а также поэты серебряного века в этом творении представлены как каннибалы, поедающие людей, как педофилы, насилующие детей, как некрофилы и зоофилы, вступающие в соитие с животными и покойниками.
А на сцене Большого театра разливается амбре фекалий, и читатель купается в этом тексте с каждым новым изданием.
Результат: автор разбогател, обрел популярность, а мир познакомился с нашим отношением к наших писателям и поэтам, т.к. «Голубое сало» переведено на 30 языков.
Казалось бы, те , кто имеет вкус к подобным текстам, могли бы уже насытиться - но нет!
Нас так долго потчевали героическими доярками, что маятник качнулся, как гиря на цепи, ломающая стены, и поскольку гертруды* мало кому интересны, то энергия низвержения перешла на великих людей, а в этом случае жажда мести , так же как жажда разрушений, неутолима,
поэтому стихи Волошина, написанные почти целый век назад, и сегодня звучат актуально:
С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.



Благодаря низким авторам, алкающим славы, руксская литература теперь выглядит, как королева в парчовом платье, которую вывели на заплеванную панель, и всем интересно наблюдать, как с ней будет происходить то, что происходит на панели.
В такой теме, как судьба русского поэта, можно опереться на статистику :
цифры, констатирующие убийство и самоубийство гениев во всем мире за последние 200 лет, показывают, что русские имена лидируют с большим отрывом - вот где мы воистину “впереди планеты всей”.
Первым русским писателем «новой породы» был Александр Радищев, уязвленный в самую душу тем, что никого прежде в России не уязвляло, - попиранием человеческого достоинства, - заплатил за это сумой, тюрьмой и самоубийством.
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я то же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах…
В статье “Искаженная действительность” говорится о том, что Пастернака хотя и травили, но недолго, а после смерти даже издавали.
А Ахматову хоть и изгнали из Союза писателей, но ничего, потом восстановили и даже дали 3000 рублей.
Именно таким оценками мы, как старшее поколение , формируем ту мерку, по которой “племя молодое, незнакомое” будет иметь выбор: сначала в репу нам дать боксерской перчаткой, а потом шапочку подарить...
Или не дарить, а подойти к нам, сегодняшним авторам, с тем же мерилом, с каким подходим мы к своим «серебряным» предшественникам.
Например, старшеклассник получат тему реферата: “Жизнь и творчество Марины Цветаевой”
Технически подкованный школяр тут же юркнет на Яндекс «домашку исполнять».
- ОДОБРЯМС!...
А там на самом крупном поэтическом портале -
стихи о Цветаевой, о гибели ее младшей дочери.


“Спрошу её, так много лет спустя:
Писательница, где твоё дитя,
Мычащее в загаженной кроватке…”


Автор возмущен, как это поэт
“ не ведала ни духом,
ни сном, что дочь – не просто вонь мочи.”


А под этим текстом сотни «одобрямс» , и ученик думает: вот она, истина!
Этому можно верить! Ведь и другие поэты одобряют!
Исходя из этого, наш школяр в рванных джинсах стоит у доски, недоумевая, почему он должен изучать творчество какой-то злобной детоубийцы?!
Учитель прочтет Марину Цветаеву:
Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
"Моя маленькая!"...
А ученик, вооруженный знаниями , ответит :
«Дочка - “мычащая, загаженная, вонь мочи”,
а она ерунду строчит, лучше б кашу в микроволновке сварила!
Сама небось колбасу уплетает, хоть бы памперс дитю сменила!
Та ползет к маме: дай кусочек хлебца!
А она – хрясь, кроссовкой... и дальше … «ландыш ландыш»…


МЕРТВЫЕ ДУШИ
Выводы, опираются на мнение большинства.
Но на самом деле та же неумолимая статистика говорит, что сотни хвалебных рецензий под произведением на поэтическом сайте - фальшивка!
Потому что критические отзывы автор стирает, а хвалу себе оставляет.
При этом цифра, отмечающая количество отзывов, остается даже когда отзыв стерт.
И выходит, что цифра эта показывает только согласных, притом преувеличивает их число за счет несогласных!
Те, кто выразил протест, превратились в мертвые души! Их мнения стерты!
А цифра посещения стоит, и под ней одни хвалы.
Такие маневры – не что иное как фальсификация единодушия и однобокость.
Ибо критика стирается - остаются только положительные отзывы!
Если вырвать из дневника все «двойки», можно вполне предстать круглым отличником!
Сам этот факт уже говорит о фальши, а фальшь говорит о непорядочности, а непорядочность говорит о том, что нельзя доверять и тем более уважать подобных авторов .
От этих фактов никуда не денешься, ибо факты – вещь упрямая.


Бездарность ненавидит гения,
Глядят зверушки сквозь людей.
Нет ни ума, ни вдохновения,
Ни чувств, ни мыслей, ни идей!
В капканах лучшие писатели,
Те, кто живут на небесах,
Те, кто намыли, как старатели,
Крупицы золота в песках.
Леса уйдут, под корень срублены,
В машинописные листы.
Мне жаль деревьев, зря загубленных,
Мне жаль прекрасной бересты.


Снова подполье – явки те же!


В силу сложившихся законов тот, кто имеет иное мнение, даже на своей странице не может ответить несогласием.
Ибн автор на пути самовосхваления, манипулируя законами, строчит жалобы, и модераторы критику убирают, оберегая недовольного.
И поскольку наступила эпоха таких перемен, то хочется сказать:
«Дорогие научные работники , снова переходим в кочегарки!
Дорогие талантливые поэты , снова уходим в подполье!
И, наконец , дорогие умные читатели! Опять читаем между строк!»
Эту практику мы уже проходили.
Итак… расцениваю не чей-то опус о Марине Цветаевой,
а саму тенденцию чернить тех, кем мы по праву должны гордиться.
А умный читатель выудит смысл сказанного, откидывая частицу НЕ
И таким образом, не преступая законов РФ и правил лит портала, мы обменяемся мнениями, в которых не все единогласны.
ЯЗЫК ЭЗОПА
Рассматривая некие стихи о гибели младшей дочери Марины Цветаевой, мы видим, что это
НЕ то, что какая-то Фемида выскочила из очереди за сосисками и навела порядок в истории.
НЕ то, что кто-то напялил на себя мантию правосудия!
НЕ то, что некто пляшет чечетку на костях.
Это
НЕ вульгарный интерес к чужой трагедии.
НЕ гнусный самопиар на известном имени ( бурные и продолжительные аплодисменты?)
НЕ мелкая душа объемом с наперсток!
Видим, что это
НЕ высказывание «святой ангелицы».
НЕ лилипутские мысли, а Гуливерский дух!
Такая смелость заслуживает ордена.
НЕ надо нам библейского « не суди, да не судим будешь»!
Мы видим, что автор
НЕ хватается грязной рукой желтой прессы за Цветаевскую боль.
НЕ мусолит сукровь незаживающей раны своим беспардонным любопытством.
НЕТ!
Лит герой
НЕ учит, как надо жить, вроде духовного лилипутика с олигофренной головкой.
А, напротив, гневно спрашивает у Цветаевой:
- Где была твоя голова?!
- В петле! - напрашивается ответ.
(Веревку у Марины с шеи сними! а то сказать не может:
-Ты-то кто ? Что ты из себя представляешь? )
Здесь
НЕ завидуют гению Цветаевой.
НЕ соревнуются с ней: она плохая мама, а я хорошая!
Этот исполинский голос призывает нас пересмотреть и переоценить облик поэта .
Особенно полезно молодому поколению, которое, впервые коснувшись этой темы, вынесет из данного стихотворения : читайте, не Цветаеву а Дуню Зюзюкину.
Цветаева не настоящая! А Зюзюкина - самое то! - недюжинный талант.


ФРАГМЕНТЫ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ.


Чтобы увидеть, понять, почувствовать трагедию гибели младшей дочери Цветаевой, надо прежде всего читать первоисточники, а не трактовки людей, зачастую весьма недалеких, нечестных, и не несущих никакой ответственности за свои слова!
Великий русский поэт Марина Цветаева оставила целые тома стихов и прозы, переводов, дневников - это гораздо более весомый аргумент, чем чьи-то домыслы.
Произведения Цветаевой – это огромный труд, за который она не получала ни денег, ни наград, ни почестей, здесь нет корысти, есть только мощь ее таланта .
Тем, кто хочет познать глубину ее души и ее страданий, следует открывать первоисточники, а не чьи-то перепевы, являющиеся всего- навсего суррогатами.
Вторсырье далеко от первичного продукта!
Перед тем как обратиться к записям Марины Цветаевой, хочу обрисовать время, в которое произошли трагические события с ее младшей дочерью.
«Продуктов, кроме гнилой картошки, не осталось, а двери и лестницу квартире разобрали на дрова. Детей не вытянуть», - пишет она.
Добрые люди посоветовали образцовый детский приют в Кунцево, где кормят американскими продуктами, присылаемыми в Россию в качестве помощи. Цветаева согласилась.
Оказалось, что возглавлял приют недочеловек, набивавший свои карманы за счёт детей. Малышей в «образцовом приюте» не кормили.
Там многие дети умерли от голода, и среди них младшая дочь Марины Ивановны Ирина.


Это была та эпоха перемен, когда пришедшая на смену царизму новая власть ещё не успела выработать законы и свой кодекс чести.
Поэтому низкие души ради сиюминутной выгоды бесстыдно наживались на людском горе.
Все было безнаказанно, ибо взять под контроль такие вещи, как разбой, насилие, грабеж может только развитое общество, где работает общий для всех закон и существует понятие социального стыда внутри каждого.
Но революция, гражданская война с лозунгами « Грабь награбленное!» « Террор и только террор !» - мгновенно сметает культурные и нравственные ценности, нажитые столетиями, и вместо общества возникает первобытная саванна, где каждый выживает, как может.
Подобная картина, но в нравственном смысле, наблюдается и сегодня, когда через скандал, используя великое имя, можно «прилипнуть» к нему, как ракушка к днищу корабля, и, выкинув нечто эпатажное, всплыть на поверхность из своей пресной безликости.
Как, например Сорокин или никому не известная дама-дефектолог, которая написала 666 страниц “Антибиографии Ахматовой”.
Спекулируя на имени Ахматовой, она нажилась.
Взяла на себя роль прокурора :


“Не надо осужать мои грехи
За то, что непохожи на твои!”
Ведь суть осуждения не в том что ты лучше, а в том, что твои грехи отличаются от грехов того, кого судишь.


В 1921 году
в письме к мужу М.Ц. пишет: «…чтобы Вы не слышали горестной вести из равнодушных уст, — Сереженька, в прошлом году, в Сретение, умерла Ирина».


Она говорит а равнодушных устах - именно том источнике, из которого вы черпаете искаженные истины!
Но вот живое.
Письмо М.И. к дочери после первого посещения детей в приюте: «Алечка!
Это письмо ты прочтешь уже в Борисоглебском.
Будет топиться печечка, я буду подкладывать дрова, может быть, удастся истопить плиту — дай Бог, чтобы она не дымила! —
Будет вариться еда — наполню все кастрюльки.
Ты будешь есть — есть — есть!
— Будет тепло, завесим окна коврами.
— Аля, уходя, я перекрестила красные столбы твоего приюта.
Аля! Ангел, мне Богом данный!
У меня глаза горят от слез. Дай Бог — Бог, на коленях прошу Тебя! —чтобы всё это скорей прошло, чтобы мы опять были вместе.


Слова «есть, есть, есть» говорят о голоде . Какой-то автор может лгать, придумать, заблуждаться - он там не был, не пережил, не знает.
Но Цветаева не может заблуждаться, обращаясь к своей дочери.
И строки эти без комментариев говорят о страшной нищете, голоде, нужде.


Как сама Марина Цветаева чувствовала себя?
"Меня презирают — все.
Служащие за то, что не служу, писатели за то, что не печатаю, прислуги за то, что не барыня, барыни за то, что в мужицких сапогах
Кроме того — все — за безденежье."
«6-го дeк 1919 г., ст. ст.
Я так мало женщина, что ни разу, ни разу мне в голову не пришло, что от голода и холода зимы 19 года есть иное средство, чем продажа на рынке».



Фрагментарно цитирую ее письмо:
«Друзья мои!
Спасибо за любовь.
Пишу в постели, ночью. У Али— было 40,7. — Малярия. Третий приступ. —
Живу, окруженная равнодушием, мы с Алей совсем одни на свете.
Нет таких в Москве!
С другими детьми сидят, не отходя, а я — у Али 40,7 — должна оставлять ее совсем одну, идти долой за дровами.
У нее нет никого, кроме меня, у меня — никого, кроме нее.
Вам будет холодно от этого письма, но поймите меня: я одинокий человек — одна под небом — (Никто мне не помогает жить, у меня нет ни отца, ни матери, ни бабушек, ни дедушек, ни друзей. Я — вопиюще одна…. с рождения вытолкнута из круга людей, общества.
За мной нет живой стены, — есть скала: Судьба….! — У меня нет возраста и нет лица. Может быть — я — сама Жизнь. Я не боюсь старости, не боюсь быть смешной, не боюсь нищеты — вражды — злословия.
— Вот только Аля. Сережа. — Пусть я завтра проснусь с седой головой и морщинами — что ж! — я буду творить свою Старость — меня все равно так мало любили!

Второе письмо:


«Москва, 7/20-го февраля 1920 г., пятница
Друзья мои!
У меня большое горе: умерла в приюте Ирина — 3-го февраля, четыре дня назад. И в этом виновата я. Я так была занята Алиной болезнью— и так боялась ехать в приют (боялась того, что сейчас случилось), что понадеялась на судьбу…
Умерла без болезни, от слабости.
Ах, Господа!. Скажу только, что это дурной сон, я все думаю, что проснусь.
— Я просто еще не верю! — Живу с сжатым горлом, на краю пропасти.
— О!
— Господа! Скажите мне что-нибудь, объясните.
И — самый мой ужас! — что я ее не забыла, не забывала, все время терзалась…: — “Ну, Аля выздоровеет, займусь Ириной!” — А теперь поздно.
Господа…, я приду жить к Вам, буду спать хотя бы в коридоре или на кухне — ради Бога! — я не могу в Борисоглебском, я там удавлюсь.
На похороны Марина Цветаева не поехала, но в записной книжке она пишет:
«“Чудовищно? — Да, со стороны.
Но Бог, видящий мое сердце, знает, что я не от равнодушия не поехала тогда в приют проститься с ней, а от того, что большими буквами: НЕ МОГЛА.


Из письма к мужу
в 1921 году:


Алю я смогла спасти, Ирину — нет.
Конечно, не будь Революции —
Я одеревенела, стараюсь одеревенеть. Но — самое ужасное — сны. Когда я вижу ее во сне — кудрявую голову ….— о, тогда , Сереженька, — нет утешения, кроме смерти”
Сереженька, если Вы живы, мы встретимся, у нас будет сын.
.. не вините в бессердечии, я просто не хочу Вашей боли, — всю беру на себя!
У нас будет сын, я знаю, что это будет, — чудесный героический сын…


____________


14-ГО ИЮНЯ 1940
НАРОДНОМУ
КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТОВ‹АРЩУ› Л. П. БЕРИЯ. МОСКВА,
Г. Уважаемый товарищ, Обращаюсь к вам со следующей просьбой. С 27-го
августа 1939 г. находится в заключении моя дочь, Ариадна Сергеевна
Эфрон, и с 10-го октября того же года — мой муж, Сергей Яковлевич Эфрон
(Андреев). После ареста Сергей Эфрон находился сначала во Внутренней
тюрьме, потом в Бутырской, потом в Лефортовской, и ныне опять переведен
во Внутреннюю. Моя дочь, Ариадна Эфрон, все это время была во
Внутренней.
… меня очень тревожила судьба моих близких
Напомню вам только, что я после двухлетней разлуки успела побыть со своими
совсем мало: с дочерью — 2 месяца, с мужем — три с половиной, что он
тяжело болен, что я прожила с ним 30 лет жизни и лучшего человека не
встретила. Сердечно прошу вас, уважаемый товарищ Берия, если есть
малейшая возможность, разрешить мне просимое свидание.
Сейчас я временно проживаю по следующему адр‹есу›: Москва Улица Герцена,
д‹ом› 6, кв‹артира› 20 Телеф‹он› К-0-40-13 Марина Ивановна Цветаева"


"27 августа 1940 года сын Цветаевой Мур записал в дневнике, что у матери состояние
самоубийцы. В этот день и была послана телеграмма в Кремль. От полной
безнадежности.
«Помогите мне, в отчаянном положении. Писательница Цветаева».
«Помогите…» - таков текст, приведенный в дневнике.
Она едет в тюрьму с передачей для мужа, о котором полтора года не знает ничего. Единственный способ узнать, жив ли он, —
передача: приняли — значит, жив Когда в окошке приняли — дали жетон (№ 24) — слезы покатились, точно только того и ждали.
Запись Цветаевой: «— Дети, дети, жить для детей, — …какой у меня сын, какой он способный, одаренный юноша! Но я ничем не могу ему помочь. Со мною ему только хуже. Я еще беспомощнее, чем он.
Денег у меня осталось — предпоследняя сотня.
... Если бы меня приняли в судомойки, было бы чудесно. Мыть посуду — это я еще могу.
…не умею, работать в колхозе не умею, ничего не умею. Вы не можете себе представить, до какой степени я беспомощна. Я раньше умела писать стихи, но теперь разучилась.»



Чтобы понять всю степень и глубину этого отчаянья, надо помнить, что Марина Цветаева - дворянка по происхождению, дочь профессора Ивана Цветаева и выдающейся пианстки Марии Алексанровны Мейн. Ее родители внесли огромный вклад в мировую культуру, создав в столице нашей родины музей изобразительных искусств им. Пушкина.
На свои средства семья Цветаевой строила школы для детей во Владимире.
И вот их дочь, выдающийся поэт 20 столетия, человек высочайшей культуры, в совершенстве владеющий русским, немецким и французским языками, пишет просьбу: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».
Но не приняли.
31 августа, в воскресенье, когда в доме, где Цветаева с сыном снимала угол за занавеской, никого не было, в возрасти 48 лет Марина Ивановна покончила с собой.
Она повесилась в сенях избы.
Те, кто так легко судят о Марине Цветаевой со своей позиции, представьте то чувство, что испытывает человек, когда петля затягивается, перекрывая воздух, и с хрустом ломаются ваши шейные позвонки.


Предсмертная записка сыну:
«Мурлыга!
Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я.
Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але
— если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что
попала в тупик.


Ни один достойный человек, способный понять эту боль, не возьмет на себя роль судьи. Потому что в такой роли нет сострадания к несчастному ребенку, а есть низкое желание бичевать его мать!!!
НО примерять на себя рясу священника или мантию судьи - это не платьице из гардероба достать – на такую одежду прежде всего, прАво надо иметь.
И коль начали мы с китайской поговорки, то закончим все же латинской пословицей:
«О мертвых - хорошо или никак» (De mortius aut bene, aut nihil).
Остальное пусть остается на совести тех, кто… совести не имеет.
И последнее… уже упоминал в других статьях, но повторю еще раз.
Не так давно я был приглашен во Флоренцию на литературную конференцию.
Она началось с того, что зал встал и минутой молчания просил прощения у своего соотечественника Данте за то, что 500 лет тому он был изгнан с родины.
Через эту память, это покаяние, через отношение к своему прошлому для меня открылась душа итальянского народа.
Ибо с точки зрения нравственности не столь важны прошедшие события, которых уже не изменить, сколь важно наше отношении, к произошедшему!
Потому что именно наше отношние к судьбам, к биографиям наших гениев прежде всего характеризует нас как людей достойных или недостойных, добрых или злых, чутких или черствых, умных или недалеких.
Память о выдающихся людях, составляющая пласт нашей национальной культуры , характеризует нас через наше умение беречь, сострадать уважать. Иначе вырисовывается столь чудовищное общество, что самые талантливые, яркие его представители не могли жить среди людей, говорящих с ними на одном языке.
История показывает: им было столь невыносимо, что они шли на самоубийство - ибо пуля и петля лучше, чем жизнь среди соотечественников.
Но даже мертвых, замученных у нас не оставляют в покое, чтобы снова излить злобу, обличить, осудить.


У Марины Цветаевой отняли дом, родину, расстреляли мужа, держали почти 20 лет в тюрьме ни в чем не повинную дочь Ариадну.
Держали без малого 20 лет провела в неволе ни в чем не повинная ее родная сестра, писательница Анастасия Цветаева.
Революция и голод погубили ее младшую дочь Ирину.
Отечественная война забрала ее сына - погиб совсем мальчиком.
Сама Цветаева, брошенная всеми, покончила собой.
Она оставила России прекрасные стихи, поэмы, прозу, музей мирового значения, созданный ее родителями.
А мы клеймим, продолжаем унижать, издеваться.
Никто не покаялся! НЕТ !
В придачу ко всему, мы, пользуясь ее творчеством, всем, что сделано ее семьей для Отечества, еще и осуждаем!
Те, кто не имеет своего лица, с молчаливого согласия остальных с бесстыдной жадностью пираний набрасываются, оскверняя память русского поэта -великомученика.
Это отношение прежде всего характеризует нас, а не Марину Цветаеву.
Что это за общество?
И как называются эти люди?
На эти вопросы ответьте себе сами.





Другие статьи в литературном дневнике: