ДАО войны. Человек-армия

Сергей Рикардо: литературный дневник

- Что может один -

Как может один человек заставить мир повиноваться, держать в подчинении военными методами? Какую армию должен иметь он? И той армии достаточно, которую он имеет. Хоть из самого себя. Каждый человек - человек-армия, которая сражается хорошо или плохо. Остальные армии мира - ее враги или союзники. Человек-армия - это полководец и дипломат, офицер и солдат, шпион и местный проводник. Все есть в одном лице. Все эти роли. Но различать эти роли важно с точностью твердого и пустого. Иначе армия будет плохая, неискусная и непослушная. Человек-армия может не победить в том или ином сражении, но может сделать себя непобедимым. Победа зависит от противника, не­победимость только от самого себя. Может ли человек-армия указать противнику путь и сделать своим другом? Может. Может ли он проникнуть в замыслы врага и разбить их? Может. Может ли он разбить союзы врага, а сам заключить свои, вли­ятельные? Может. Может ли он сохранить армию противника в целости, сделав ее применение против себя бессмысленным? Может. Чего не может человек-армия? такого не придумать. Все, что может любая армия, может и один человек. Но любая армия не может того, что может человек-армия. Она не может быть полностью незамеченной. Она не может полностью хранить секреты. Она не может быть полностью дисциплинированной. Она не может постоянно избегать ударов твердое о твердое, сражаться, никогда не проливая крови. Кто видел человека-армию? Никто не видел его. Кто знает его? Никто. Кто знает его путь? Он сам.

- Есть армии, с которыми не сражаются -

Есть армии, с которыми не сражаются. Их пропускают, обходят или избегают. Иначе дорога будет цена сражения. И победа даже не будет радовать из-за этой цены. С ними, если можешь не сражаться - не сражайся. Вот армии, с которыми не сражаются: Это отборные войска, где каждый стоит десяти, где каждый в каж­дую минуту ощущает себя в местности смерти, где воинская смерть почетна и радостна, где воины, как многие пальцы одной руки. Это Войска, спускаются с горы, как горный поток все сметая со своего пути. Поздно двигать препятствие, когда он уже устремился вниз. Сметет и препятствие и строителей. Это войска, возвращающиеся домой. Сверхсильные желания делают людей сверхсильными. Войска, находящиеся в месте смерти. Об этом уж говорилось немало. Это Человек-армия, когда он сражается. Потому, что он обладает всеми этими качествами. Разве не боятся тысячи солдат, ищущие в лесу одного простого злодея, но решившегося дорого продать свою жизнь?! Их много, но каждый из них рискует столкнуться с ним один на один. А человек-армия - это неизмеримо больше, сильнее и искуснее чем отчаявшийся злодей! Много признаков, по которым распознают армию и ее состояние. Если солдаты громко окликают друг друга в лесу - значит, боятся. Если стоят, опираясь на оружие, значит, голодают. Если, чер­пая ведром, сначала пьют сами - значит мучимые жаждой. Увидев одного, узнаешь о всем войске. Если противник говорит храбрые речи, значит, хочет передышку. Если то наступает, то отступает, значит, заманивает в ловушку. Если полон решимости драться, но не наступает, значит, готовит наступление. Знать себя и врага, знать небо и землю, значит, подать победе руку. Причина войны в незнании ее результатов. Причина победы в знании ее законов.


- Боязнь жизни и боязнь смерти -


Боязнь - есть свойство не каждого. Есть люди боязливые, а есть и не очень. Это свойство в не сопротивлении страху, в неспособности противопоставить страху нечто твердое. Сам страх - боль от ожидания боли. Боль от ожидания боли - страх тоже рождает ожидание себя. Цепь эта бесконечна: боль от ожидания боли. Неумение остановить этот поток упреждающей боли и есть боязливость. Хорошо ли себя чувствует человек, думая о смерти? Иной и делать ничего не может, все время думая о неизбежном. А другой даже и не вспоминает: придет тот день, тог­да и будем страдать, а пока недосуг! Боязнь жизни - это страх смерти. Страх смерти - это боязнь жизни. Может ли имеющий Путь бояться жизни? Нет, потому что у не­го нет страха смерти. Его жизнь - это лишь часть его дел, для ведения которых ему требуется тело. Имея большую цель, он постоянно путешествует за пределы жизни, стараясь наилучшим образом использовать свое тело для дел своих. А там, где ему не хватит своего тела, есть возможность использовать тела других людей. Если он умеет управ­лять ими. И не столь уж важно, какую часть дел он свершит при помощи своего тела, а какую - при помощи других. Отец с сыном предпринял далекую прогулку. Устал сын и по­просился на руки. Малый возраст и рост позволяли ему обратиться с такой просьбой. - Потерпи, скоро придем, - сказал отец. Сын вздохнул и терпеливо зашагал дальше. Но скоро и отец почувствовал усталость. И понял, что сын действительно устал. - Ну ладно! - сказал отец и взял ребенка на руки. А через некоторое время спросил: - Ну, как? Пойдешь сам дальше?! - Да, папа! - с готовностью ответил сын и нетерпеливо по­спешил на землю. Отец был отцом, сын - сыном, дорога - дорогой, а усталость - усталостью. Некоторое время сын использовал тело отца, но дальше - свое собственное. Так ли уж важна эта пропорция? Важнее другое: удовольствие от прогулки, готовность потерпеть, гордость за готов­ность идти и удовлетворенность друг другом.

Тот, кто использует других людей, управляя ими, понимает их чувства: помогает им становиться лучше, помогает им найти свой путь - не делает большой разницы между тем, что он сделает лично сам, используя свое тело, а что - руками, головами или те­лами других людей. Его сила - в безразличии к этому. Его часы работают по-другому. Они отсчитывают время не до его смерти, а до достижения большой цели. Имеющему Путь (Дао) его тело интересно в той мере, в какой оно помогает ему в его пути. Его смерть немного мешает ему, если не все возможности были использованы и жалко выбрасывать хорошую еще вещь. Но с другой стороны, принуждает его использовать теперь только других людей, а там можно выбирать. Нет худа без добра. Взвесив все «За» и «Против» имеющий Путь не торопится умереть, но и не цепляется за жизнь. Для него есть более важные вещи, чем собственная жизнь. Поэтому ему нет никакого резона бояться ни Жизни, ни Смерти.


(с) В.Тарасов



Другие статьи в литературном дневнике: