Гедонизм по-израильски. Публикация

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2010/04/18/gaar/


Израильское общество губит само себя


Яир Шелег, "Гаарец", 18.04.2010


Одним из наиболее болезненных и острых внутренних противоречий израильского общества является непостижимый разрыв между высокой ценой, которую все еще приходится платить гражданам страны за поддержание безопасности государства, и теми вульгарно-гедонистическими установками, которые открыто исповедуют представители руководящих элит, а вместе ними и значительная часть общества. Речь в данном случае идет отнюдь не только о коррумпированности высших чиновников, типичный образчик которой мы наблюдает в истории с возведением квартала "Холиленд".


Речь идет не об одних лишь политических элитах страны. Мы говорим о гедонистических установках, ставших нормой общественного поведения. Не просто присущее многим стремление к удовольствиям - а открыто декларируемый стиль жизнь, высшая цель, идеал, легитимное стремление увеличить свои доходы любыми средствами, ненасытное корыстолюбие, единственным ограничителем которого – в лучшем случае – является страх перед законом.
Существует прямая связь между ситуацией в сфере безопасности и общественными нормами. Возможно, стремительный переход - подобного которому не знал западный мир - от коллективистской общественной модели (следует признать, что она все же не была реализована до конца) к капиталистической (здесь уместно напомнить, что уровень социального разрыва между бедными и богатыми в сегодняшнем Израиле один из самых высоких в индустриальном мире) оказал решающее влияние на состояние национальной безопасности и повысил уровень угрозы существованию государства. Все это в дополнение к общепринятым нормам западного общества.


Я вот, что хочу сказать: то, что Израиль является единственным государством, существование которого находится под постоянной угрозой – военной, политической, интеллектуальной, чьи города и граждане в последние 20 лет живут под реальной угрозой ракетных обстрелов (ничего подобного нет ни в одной стране мира), могло стать причиной серьезной коррозии норм социального поведения. Жизнь проходит под девизом: "Ешь, пей, гуляй, веселись, ибо завтра умрешь!" Последние дни Помпеи.


С другой стороны, гедонистические установки подобного рода ("живи только для себя") не могут на протяжении длительного времени сочетаться с рутиной жизни "на краю пропасти" и с требованием жертвовать своей жизнью во имя государства и его безопасности.
День памяти павших в войнах Израиля (Йом-ха-зикарон) – единственный день в году, когда, казалось бы, стираются все социальные различия. Политики и общественные деятели, представляющие всех слои израильского общества, все партии и движения, клянутся в этот день "быть достойными тех жертв, которые были принесены в борьбе за независимость государства". Эта клятва не выдерживает экзамен на прочность в первые же минуты после того, как участники церемонии поминовения покидают военные кладбища. В первые же минуты после траурной церемонии политики получают телефонные звонки от лоббистов, партийных деляг и прочих интересантов, от которых зависит их продвижения по иерархической лестнице.


Для того, чтобы попытаться преодолеть, хотя бы на символическом уровне, этот разрыв, следовало бы ввести такую практику (разумеется, это невозможно закрепить на законодательном уровне): в каждом министерстве, в каждом правительственном учреждении рядом с портретом премьер-министра и президента должен висеть портрет одного из погибших военнослужащих ЦАХАЛа – члена семьи, друга или даже воина, который не был связан с тем или иным политиком, государственным деятелем.


Может быть это станет для наших политиков постоянным укором. Может быть они задумаются, прежде чем станут принимать очередное решение.



Другие статьи в литературном дневнике: