Печальный тянитолкай истории.Публикация без комментариев. Иреван – столица Западного Азербайджана http://www.islam.ru/pressclub/histori/irewan В последнее время армянские СМИ и экспертное сообщество активизировались в попытках доказать принадлежность азербайджанских земель, в частности Нахчывана, армянской культуре. Идя как бы «навстречу» нашим армянским коллегам, мы решили поднять тему Иреванского ханства и горькой судьбы этих земель, ныне заселенных армянами, изгнавшими отсюда сотни тысяч азербайджанских семей. В работе азербайджанских ученых Вафы Гулиевой и Машадиханум Неймат под названием «Фальсификация истории и геноцид памятников материальной культуры азербайджанцев армянами на территории Западного Азербайджана» собраны некоторые материалы, повествующие о средневековой культуре азербайджанцев Иреванского ханства. Изначально концепция истории, выработанная советскими историками, преследовала цель обосновать автохтонность армян на Южном Кавказе. Необходимость в этом диктовалась тем, что, создав для армян на Южном Кавказе первое в истории государство на исторических азербайджанских землях, надо было подвести под это научную базу. Говоря иными словами, научно доказать, что армяне являются самым древним, цивилизованным народом на Южном Кавказе. Впервые эта концепция получила разработку в трудах Петрушевского. Согласно ей армянская государственность на Южном Кавказе имела глубокие корни и существовала издревле. Фальсифицируя источники, Петрушевский именует территорию Западного Азербайджана Кавказской Арменией и Араратской страной. Хотя и у Искандера Мунши (придворный историк шаха Аббаса), и в многочисленных указах правителей средневековых государств Кара-коюнлу, Ак-коюнлу и Сефевидов, в состав территорий которых входила и территория, занимаемая ныне Арменией, мы с данным наименованием не встречаемся. В многочисленных документах эта территория именуется Чухур-Саад и входит в понятие «Азербайджан». Анализ источников доказывает факт фальсификации истории Азербайджана советскими историками и их попытку выдать историю Азербайджана за историю Армении. История средневековой Армении - это фактически фальсифицированная история средневекового Азербайджана. Детальное ознакомление с указами азербайджанских правителей Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов выявило очень интересные факты, которые проливают свет на историю средневекового Азербайджана и разрушают сложившуюся концепцию истории Южного Кавказа периода средневековья, выработанную советскими историками. В армянской историографии это, прежде всего, проявляется в искажении смысла документов добавлением в текст оригинала при переводах не имеющихся там слов и словосочетаний. Лаконичные наименования указов азербайджанских правителей переводятся весьма пространно с обязательным добавлением слов «армянского духовенства». Ими арменизируются названия населенных пунктов и собственных имен. Так, село Ханага превращается в Ханацах, Мелик Айказ в Мелик Айказяна. Из документов становится ясно, что на территории Западного Азербайджана крупными землевладельцами являлись азербайджанцы и мусульманские религиозные структуры и деятели, причем землевладение было наследственным и передавалось из поколения в поколение на протяжении столетий. Представители местных знатных семейств занимали прочные позиции в Арцахе и Сюнике. В документах мы не встречаем ни одного имени крупного землевладельца - армянина. Имена представителей господствующего класса кызылбашских тюркско-азербайджанских племен Саадлу и Алпавут, живших на территории Западного Азербайджана в XIV-XVII вв., встречаются и в других документах. Более того, в армянской историографии 60-х годов не отрицается тот факт, что с конца XIV века по XVII век, указанной территорией, т.е. Чухур-Саадом, владели представители крупных феодальных родов Азербайджана. Резюмируя все вышеизложенное, можно прийти к заключению, что в период средневековья на территории Южного Кавказа никакого армянского государства (Армении) не существовало. Территория, где сегодня располагается Армянская республика, является исторической территорией Азербайджана, которая в отдельные исторические периоды, в частности, в XIV-XVII вв., была составной частью азербайджанских государств Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов, в XVIII веке – территория азербайджанских ханств.
Именно в этот исторический период на территории Южного Кавказа, на азербайджанских землях, появилось первое армянское государственное образование, большевиками была создана Армянская ССР. Именно поэтому сегодняшние территориальные притязания армян к Азербайджану, со ссылкой на историю, являются совершенно безосновательными и беспочвенными. Следует особо подчеркнуть, что в арабских источниках встречается географическое название «Арминийя», которое в советской, в том числе, и в азербайджанской историографии советского периода интерпретируется, как Армения. В то время как арабский путешественник Ибн Хордадбек пишет: «Кибла жителей Арминийи, Азербайджана, Багдада, Васита, ал-Куфы, ал-Мадаина, ал-Басры, Хулвана, ад-Динавара, Нихаванда, Хамазана, Исбахана, ар-Рейа, Табаристана, всего Хурасана, страны ал-Хазар (хазаров), индийского Кашмира направлена к стене (храма) ал-Каабы – туда, где его ворота». Анализ данного текста доказывает, что жители Арминийи были мусульманами. Это позволяет нам заключить, что нет никакой связи между Арминией, упомянутой в арабских источниках, и Арменией в нынешнем, современном понимании. Ибо армяне никогда не исповедовали Ислам. Таким образом, попытка доказать, что Армения является на Южном Кавказе древним государством, а армяне – автохтонным населением, не имеет под собой научной базы. Как известно, топонимы формируются и складываются на протяжении нескольких столетий и являются прямыми свидетелями расселения и формирования в определенном географическом ареале того или иного этноса. Топонимы являются самыми достоверными источниками принадлежности той или иной территории конкретному этносу. Эти памятники создаются веками не одним поколением этноса, являются его духовным достоянием и материальным доказательством его наличия. Поэтому присвоение чужой территории армяне, в первую очередь, начали с переименования населенных пунктов. Ризван Гусейнов «1News.Az» Zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz Новый “шедевр” азерпропа: - “Иреван” - столица “Западного Азербайджана” http://analitika.at.ua/news/2008-05-29-573 Скоро именно этому будут учить бакинских первоклашек в общеобразовательных школах. Комиссия меджлиса, возглавляемая, кстати говоря, первым заместителем председателя парламента Зияфетом Аскеровым, была создана еще первого февраля. Но повод вспомнить о ее деятельности возник лишь сейчас, когда в Баку отмечают 90-летие “дарения Иревана армянам”. За почти четыре месяца работы комиссия успела исследовать все документы, касающиеся проблемы, и пришла к выводу, что решение, принятое 29-го мая 1918-го года, не может иметь юридической силы. Член упомянутой комиссии, директор института истории Академии наук Азербайджана, депутат меджлиса Ягуб Мамедов установил, что на парламентском заседании во время обсуждения вопроса “передачи Иревана Армении” не было кворума. Стало быть, принятое решение незаконно, что в свою очередь, по мнению депутата, должно означать, что “Иреван” должен считаться неотъемлемой частью Азербайджанской республики. И сейчас усилия официального Баку должны быть направлены лишь на признание этого “факта” со стороны мирового сообщества. Представленная в меджлисе Партия гражданской солидарности еще четыре года назад выступила с инициативой аннулирования решения от 29-го мая 1918-го года. По замыслу авторов идеи, провозгласив документ утратившим силу, меджлис лишил бы Армению правовых оснований считать город Ереван своим. После отчета специальной парламентской комиссии разработанный в июле 2004-го года соответствующий законопроект может стать предметом обсуждения в меджлисе. Все это может показаться бредом тяжелобольного шизофреника. Но об этом на полном серьезе говорят высокопоставленные государственные мужи соседней страны. Логика азербайджанских историков более чем странная. Интересно, что бы было, если в начале прошлого века парламент Азербайджана принял бы решение о признании суверенитета Франции над Корсикой или Италии над Сицилией, а потом вдруг выяснилось бы, что решения эти принимались без кворума? Означало бы это, что Корсика и Сицилия являются азербайджанскими землями?.. Основанием для претензий на Ереван и его окрестности азербайджанцы считают то, что в свое время их соотечественники якобы составляли в этих краях большинство населения. Сейчас бакинские идеологи заняты созданием одновременно нескольких легенд, которые, по их мнению, позволят обосновать притязания. Любопытную легенду на днях высказала член азербайджанской делегации в ПАСЕ Гюльтекин Гаджиева. Она заявила о необходимости формирования в Баку “правительства Армении в изгнании”. Тут опять нужно будет пояснить, о чем речь. Госпожа Гаджиева полагает, что покинувшие “Иреван” азербайджанцы являлись единственными законными хозяевами территории современной Армении и сегодня их потомки имеют полное право на создание легитимного органа управления “своей страной”. Этим органом и должно стать “правительство в изгнании”, которое временно (до освобождения земель от армян) будет располагаться в Баку. Этот сценарий по душе и исполнительному секретарю правящей партии “Ени Азербайджан” Сиявушу Новрузову, который не так давно заявил: “Большая часть нынешней территории Армении является территорией Азербайджана”.
© Copyright: Борис Рубежов Четвёртая Страница, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|