Уровень литературного мастерства. Публикация

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник



Нулевой уровень: человек осиливает письма в стиле: "Здравствуй, дорогая
бабушка. Я живу нормально. Пришли, пожалуйста, денег".


Первый уровень: человек в состоянии запротоколировать поток мыслей и
озаглавить его "роман".


Второй уровень: у произведения появляется начало, середина и конец. Сюжет и
герои списаны с любимых произведений из детства. Ни одной свежей мысли; зато
несвежих -- полна коробушка.


Третий уровень: автор научился выстраивать более-менее любопытный сюжет, но
докопаться до его сути не в состоянии никто, кроме мамы (которой автор
заранее пересказал все на словах). Теоретически, произведение уже можно
отредактировать -- если убрать все длинноты, несмешной юмор и пространные
диалоги. Наибольший интерес в тексте представляют "перлы": "По
свидетельствам очевидцев, генерал имел сношения с женщинами и имел трех
сыновей".


Четвертый уровень: автор научился писать "легко". Теперь он уже заимствует
не у классиков приключенческой литературы, а у блоггеров и шутников с сайта
anekdot.ru. Выходит довольно мило. На этом уровне автор начинает издаваться.


Пятый уровень: автор научился креативить. У него появляется собственный,
легко узнаваемый стиль. В романе присутствуют две-три оригинальные идеи.
Главные герои выглядят вполне достоверно.


Шестой уровень: автор научился писать красиво. Некоторые его фразы
становятся крылатыми. Он в совершенстве владеет искусством метафоры и умеет
тонко шутить. Его романы -- это реальный, дышащий мир, населенный героями из
плоти и крови.


Седьмой уровень: автор привносит нечто новое в литературу. Прочитав его
книгу, уже невозможно смотреть на мир по-старому. Иногда писатели
перескакивают с пятого сразу на седьмой уровень -- когда их книги посвящены
исключительно злободневным темам. В этом случае их произведения попадают в
школьную программу, но когда уровень злободневности спадает, ради
удовольствия их читают только профессиональные историки. Пример таких
авторов -- Чернышевский, Солженицын и пр.



О ПОЛЬЗЕ ОТЗЫВОВ И РЕВЬЮ


По сравнению с прошлыми годами бумажные СМИ все реже делают обзоры книжных
новинок. И они все меньше влияют на покупку. Степень доверия читателей к
обзорам в бумажных СМИ очень низка. Считается, что это либо заказной
материал, либо размышлизмы высоколобых критиков, чьи вкусы все равно никто
не разделяет. Результаты дают: ТВ, билборды, плакаты, и отзывы в Сети -- в
особенности в блогах и раскрученных интернет-магазинах типа Амазона (в США)
и Озона (в России). Четко срабатывает ассоциация: есть отзывы - значит,
книга нужная; нет - значит, никто эту книгу не читал и не собирается читать.


Хорошая комбинация: это 2/3 восторженных отзывов и 1/3 негативных - причем
лучше, если негативные рецензии будут безграмотными и откровенно хамскими
(то есть умным людям книга нравится, а дуракам - нет). Отзывы не должны быть
длинными - их никто не читает, но все-таки комментатору следует объяснить,
чем именно зацепила его книга.


Так что озаботьте всех своих поклонников, родственников и друзей: пусть
пишут вам отзывы. Чем больше, тем лучше.



Военные хитрости:
1) Не пишите сами более одного отзыва. Во-первых, слог - это как почерк: его
очень сложно подделать. Во-вторых, на Озоне видно, что комментирует тот или
иной человек. И пять хвалебных отзывов от одного "поклонника" скорее
повредят, нежели помогут продажам. Конечно, не все полезут проверять, кто и
что там написал, но некоторые проверяют.


2) Если в самом верху у вас стоит негативный отзыв, лучше его переместить в
конец. Это делается так:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3849659/ -
видите, рядом с каждым отзывом есть рисочка "Полезен ли отзыв"? Наверху
оказываются те отзывы, которые получили наибольшее количество голосов как
"полезные". Попросите своих друзей покликать по кнопке "да" рядом с нужным
ревью - и оно окажется первым.


ИНТЕРВЬЮ ДЖЕЙМСА ПЭТТЕРСОНА


Джеймс Пэттерсон в США - один из известнейших писателей жанровой литературы.
В общей сложности он продал больше 100 миллионов экземпляров своих книг.
Специализируется на детективах и триллерах, но не гнушается и ужастиками, и
историческими романами.


В последнее время Джэймс Пэттерсон пишет книги не сам, а в соавторстве с
кем-нибудь малоизвестным. А его имя на обложке обеспечивает успешные
продажи.


Вот весьма любопытные выдержки из интервью Пэттерсона журналу Writer's
Digest:


"-- Почему вы начали писать книги в соавторстве?


-- У меня накопилось слишком много историй, и я ни при каких условиях не мог
бы написать их все. <...>


-- Как это выглядит на практике?


-- За исключением романа The Quickie, все идеи были моими. Мне что-то
приходит в голову, я набрасываю синопсис и показываю его моим агентам. Потом
кто-то из моих соавторов пишет черновик, а я довожу его до ума. <...>


-- Что бы вы посоветовали начинающим авторам?


-- Самое главное в коммерческой литературе -- это история. История, которую
можно сжать до одного абзаца, пересказать его кому-то, и услышать в ответ:
"А что было дальше?" Если это невозможно, затея провальная изначально.


Но если мы говорим о высокой литературе, то там все устроено по-другому.
Главное -- это необычный ракурс или точка зрения. Зачастую речь идет просто
о красивом слоге. Если книга написана вкусно -- замечательно, но мне
кажется, что этого недостаточно. <...>


Страсть к тому, что вы делаете, -- вот ключевой фактор успеха. <...> Вам
повезло, если вы нашли дело по душе и кто-то еще платит вам за это. Как раз
мой случай. Я думаю, что я понимаю, что я делаю хорошо, а что не очень. Я
хороший рассказчик, но у меня не самый блестящий слог. <...>


Многие спрашивают: что я должен дела после того, как вышла моя книга? Надо
ли мне вкладывать деньги в маркетинг? Надо ли мне раздавать флаеры у входа в
магазин? Принимайтесь за новую книгу! Пока вы писали предыдущий роман, вы
кое-чему научились. Используйте эти навыки в следующей рукописи, питайте
свою страсть, и пусть ежедневная работа превратится для вас в привычку.


С уважением,
Эльвира Барякина




Другие статьи в литературном дневнике: