Эрнст Неизвестный

Валерий Шувалов: литературный дневник

В среду утром 10 августа из Нью-Йорка пришла печальная новость о кончине на 92-м году жизни выдающегося российского скульптора Эрнста Неизвестного. В понедельник он почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу, где спустя несколько часов скончался. Пока ещё неизвестно, где и когда он будет похоронен.


Эрнст Неизвестный родился в 1925 году в Свердловске, воевал и за две недели до окончания войны получил тяжелое ранение. Его родители получили тогда похоронку, а сам он "посмертно" был награждён орденом Красной Звезды. В своём творчестве он не придерживался закостенелых канонов соцреализма, а скорее тяготел к авангардизму, за что был подвергнут суровой критике со стороны тогдашнего главы КПСС и премьера Никиты Хрущёва, который не скрывал своей ярости, увидев работы Неизвестного и других модернистов на выставке современного искусства в Манеже в 1962 году.


Горькая ирония заключается в том, что после смерти Хрущёва в 1971 году его родственники попросили именно Эрнста Неизвестного сделать надгробный памятник Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве. Эта скульптурная композиция, выдержанная в чёрных и белых тонах, до сих пор вызывает нескрываемый интерес и многочисленные споры у посетителей.


В одном из своих интервью Эрнст Неизвестный признался, что никогда не испытывал к Хрущёву личной неприязни. По его словам, "художник не может быть злее политика". Я уважаю Хрущёва за то, что он выпустил миллионы людей из тюрем, и перед этим подвигом наши эстетические разногласия я считаю несущественными. В принципе, продолжал он, деятелей политики, как и личных моих врагов, я не рассматриваю никогда л и ч н о с т н о, я их рассматриваю как некую функцию.


Сам Неизвестный не раз подчёркивал, что не считает себя диссидентом. Однако в 1976 году, после того как он отказался делать бюст Брежнева и потерял практически все заказы, он вынужден был эмигрировать - сначала в Швейцарию, а затем в США, где и жил до последнего времени. Он был лично знаком с Ландау, Капицей, Туполевым, Королёвым; в его московской студии на Сретенке бывали, и не раз, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина. Живя в Нью-Йорке, он встречался, среди прочих, с Мстиславом Ростроповичем и Генри Киссинджером.


С 1989 года Неизвестный довольно часто приезжал в Советский Союз, а затем в Россию. Среди его работ - статуэтка "Тэфи" и "Маска скорби" в Магадане, посвящённая памяти жертв сталинских репрессий. Он автор памятника погибшим шахтёрам в Кемерове, памятника Сергею Дягилеву в Перми и мн. др.


"Моя жизнь, - сказал он как-то, - написана очень бездарным писателем, по первым правилам Литературного института: сюжет, завязка и неожиданная развязка, как у О'Генри"...


Говоря об Эрнсте Неизвестном, известный историк и журналист Николай Сванидзе назвал его "матёрым человечищем". Сама его внешность была монументальной. Это был человек огромного таланта и старомодной правильности поведения. Он никогда не думал о том, как произвести впечатление своей яркостью, он был просто ярок. Он был фронтовик, и это укрепляло его моральные позиции в глазах власти и общества. Его никто не мог обвинить в непатриотизме и в нелюбви к родине. Его моральные позиции оставались нерушимы, даже когда на него орал Никита Хрущёв в Манеже. Однако, в отличие от многих советских творцов, он никогда не играл в политику, а самовыражался в творчестве.



Другие статьи в литературном дневнике: