***
Рецензия на «Люблю Цветаеву» (Просто Соль)
Спасибо тебе за это эссе)))
Помнишь Солька, мне задавал вопросы нейкий Саша, не хотел ему отвечать, тебе отвечу и другим.
Трудно о говорить о судьбе поэта не тронув его жизненного пути.
Пройду по биографическим вехам Марины до периода смерти ее младшей дочери Ирины - для того, что каждая выраженная мной мысль была не голословной.
Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, была одаренной пианисткой.
В раннем детстве она осиротела, ее мама, по происхождению польская дворянка, умерла в 26 лет, воспитывал девочку отец - состоятельный прибалтийский немец.
Отец, Иван Владимирович Цветаев, был сыном священника – прошел через босоногое детство. Во время учебы получил стипендию на поездку в Рим и Афины и т.д..
Увлекался античным искусством. Стал профессором Московского университета, основателем Музея им Пушкина. Первая его жена - Иловайская, любил ее, она родила двоих детей - Валерию и Андрея – умерла молодой.
Он женился второй раз на Марии Мейн.
Она родила Марину, через два года Анастасию.
Мариной гордилась, но любила Асю.
С раннего детства Марина по 4 часа ежедневно занималась музыкой. Стихи - это был ее внутрений мир, полный одиночества.
Они жили в Москве и Тарусе, в доме был обычный для профессорской семьи уклад : кухарка, прислуга, няня, садовник…
Когда Марине исполнилось 10, ее мать заболела туберкулезом.
Умирала два года .
Летним утром, в июле, кажется, 1906 или 1907 года, она позвала дочерей.
Цветаев плакал в ногах ее кровати навзрыд.
Она сказала:
«Живите по правде, дети - по правде…».
Днем ее не стало.
После смерти матери Марина и Ася душевно сблизились.
Марина оставила музыку, ушла в стихи.
Они с Асей читали их в унисон, голоса у них были очень похожи.
Отец занимался музеем, воспитывать детей не мог, они учились в интернате, жили за границей, дома бывали два раза в году, но отца любили.
В 15 лет Марина самостоятельно уехала в Париж, и в Сорбонне прослушала курс старославянской литературы.
Первым увлечением Марины и Аси был поэт, критик, переводчик Бодлера Лев Кобылинский, они назвали его Эллис.
Он бывал у них в доме постоянно.
Эллис написал 15-ти летней Марине письмо с предложением брака и передал его через своего друга, 20- летнего Владимира Нилендера.
Марина восприняла предложение Эллиса как оскорбление, она с ним дружила.
Эллис исчез, но Нилендер - морской офицер, переводчик Гераклита, остался их гостем.
Позднее он тоже сделал предложение Марине, она его отвергла.
Ее стихи к нему горят головокружительной любовью, но Марина была не готова ко взрослым отношениям, не хотела уйти из детства.
Потом отец отвез дочерей в Германию, поселил их в семье пастора, чтобы девочки научились вести хозяйство.
Марина курила, волосы коротко стригла и не умела отличить свеклу от моркови.
Она не училась хозяйству, но написала от руки свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Они с Асей разнесли его по магазинам.
Маленький тираж не затерялся, его отметили Брюсов, Волошин, Гумилев.
Все признали силу и мощь таланта юной Цветаевой.
Волошин посвятил ей стихи и лично принес.
“Ваша книга – это весть оттуда.
Утренняя, благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать – чудо есть”
Гумилев отметил смелость, исповедальность ее поэзии.
Через два года Марина выпустила второй сборник «Волшебный фонарь».
Ее отец ни о чем не знал.
Дружба Марины с Волошиным укрепилась, он был поэтом, критиком, художником, знал французскую литературу.
Макс пригласил Марину в Коктебель, где жил с матерью в доме, похожем на музей.
Там 18- летняя Марина встретила 17- летнего Сергея Эфрона.
Чтобы понять значение этой встречи и то, какое впечатление она произвела на Марину, скажу несколько слов о семье Эфронов.
Сергей родился шестым ребенком. Выжили две сестры и брат.
После родилась еще дочь Вера и сын Константин. Мать Сергея - Елизавета Дурново - была красивой женщиной, принимала участие в народных волнениях. В 1905 ее арестовали.
Год тюрьмы, потом с младшим сыном, Костей, они бежали за границу. Сережа тосковал: это была дружная семья. Когда ему исполнилось 16, умер отец, которого он очень любил.
В 17 лет покончил с собой его 14 летний брат Костя – мать не перенесла этого и повесилась в тот же день.
Сергей в таком состоянии заразился туберкулезом.
И вот он приехал к Волошину в Коктебель и встретил Марину.
Она была потрясена его трагедией и загадала: если он найдет сердолик на берегу моря и подарит ей, они останутся вместе навсегда.
Сережа нашел этот камень - она поклялась, что никогда не оставит его - клятве осталась верна до конца.
(Она любила многих, но осталась до смертной записки с Сергеем – это главное – остальное жизнь.)
Они поженились, родилась Аля. Марина боготворила ее.
Спустя время у Марины начался роман с Парнок, Сергей ушел из дома, но Марина остановила эту связь и осудила себя.
Они помирились. Наступил страшный для нее год.
Он ушел в белую армию. Она осталась, беременная, одна, с маленькой Алей. Беременность была очень тяжелой, она мечтала о сыне.
Сан-Торас 22.09.2013 09:21 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
13 апеля 1917 у Марины родилась вторая дочь, Ирина.
Но не осталось никаких средств к существованию.
Но больше всего ее мучило то, что она ничего не знала о Сереже: жив он, убит?
Она обращалась к нему:
М. Ц.
*
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на морском, и на речном песке,
Коньками пО льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим - любим! –
Расписывалась - радугой небесной.
Это май – 1920.
_________
Ирине:
*
Светлая — на шейке тоненькой
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.
МЦ
Скажу, что меня возмутило в том стишке.
Цветаева вынесла себе смертный приговор! – Им мало?
Им хочется откопать и еще раз повесить?
Независимо от того, кто прав или неправ в полемике о ней - считаю, что нападать на того, кто сам себя бичевал, - без-нрав-стве-нно!
- Это простые, общечеловеческие нормы.
Автор преподносит свой текст так, будто исследовала биографию Цветаевой и узнала нечто досель неведомое!
Спустя 93 года после смерти ее ребенка, когда все сотни раз оплакано, покаянно и самообвиненно, где-то... на пенсии, наверное, образцовая мать и отличница-бабушка очнулась, всполошившись: писательница, где была твоя голова?
- В ПЕТЛЕ!... - отвечаю ей.
- НО этого мало!
- Мало суда над собой самой Марины?!
Она хочет еще! Хочет начать сначала?
Будто открыла какую-то новую, прежде скрываемую правду?!
И пишет, по смыслу надо понимать так: - "мне бы жить и горя не знать, да вот не могу! Хочу выкопать Цветаеву и спросить: где бульон с микстурой?
Разве об этой истории не сказано уже тысячу раз?!
Но, лично мне в прямой переписке она заявила: « Я - первопроходец этой темы»!
Словно скинула валенки, прочла книжку и …батюшки, свят, что я узнала! как возмутилась!
Первопроходец? - Прямо Миклухо-Маклай, какой-то!
- Много самомнение надо иметь, чтобы ходить по проторенным путям с апломбом первопроходца!
- что она добавила строчками" про вонь мочи?
Стишок – перформанс - выражает мнение обывателя, но, если обыватель плюнет на памятник, то он так же обратит на себя внимание...
Перед смертью мать сказала: Марине и Анастасии "Живите по правде, дети, живите по правде"
Вот они и жили ... одна больше 20 лет без вины в тюрьмах - другая повесилась.
Марина жила, по завету матери - по правде!
Именно поэтому мне особенно мерзок в нападках на нее, тот факт, что обвинители воспользовались для удара ее исповедью!
Если говорить по обывательски,то она была одна с детьми - кто бы знал, как и что произошло с Ириной? - если б сама Марина об этом не кричала на каждом шагу!
Если б она сама не винила себя, во всех подробностях!
Кто бы знал, что там было в том приюте,
где дети ее находились всего два зимних месяца, Аля и того меньше!
Но Марина жила с какой-то беззащитной исповедальностью перед миром … выхватывать из ее исповедей смерть ребенка и смаковать как лакомый кусок - вот что коробит!
О чем бы насочиняла благочестивая авторша? - если б Цветаева сама не показала, где ее можно больней ударить, где у нее самое ранимое место?..
Вижу, как общий хор обвинителей Марины не улавливает тона, интонаций ее записей, внутренних смыслов, понятным людям близким, но не сторонним.
Некая Молли носится с цитатой из воспоминаний Анастасии о том, как она приехала и поразилась развалу в доме, запустению, стала убирать, а Марина равнодушно сказала: “Не трать силы, мне это все равно”.
- эти слова не есть неблагодарность!
Они говорят о том, что Марина приняла нищету – смирилась.
Коль с нее сорвали одежду, она скорее рубищем прикроется, чем фартучком.
Даже в обездоленности она создавала свой волшебный мир, ибо мир внутри нас!
МЦ.
*
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг...
Так. – Руку держите направо,
Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина - может без кружев!
Она иронизировала – защищалась - возвышалась - отгораживалась!
*
Вот дети мои -- два чердачных царька,
С веселою музой моею, -- пока
Вам призрачный ужин согрею, --
Покажут мою эмпирею.
А если уж слишком поэта доймет
Московский, чумной, девятнадцатый год, --
Что ж, -- мы проживем и без хлеба!
Недолго ведь с крыши -- на небо.
(Это осень 1919)
Да, Марина не великая хозяйка!
Но надо понимать, что когда у человека дар, он концентрирует силы на его развитии и воплощении - таков закон природы таланта.
За счет этого другие качества бывают не столь успешно реализованы.
*
"Ибо раз голос тебе, поэт, дан
- остальное взято!" М.Ц.
Молли, например, не может писать стихи. Вернее, может и даже пишет.
Ну, примерно как Молли пишет стЕхи - так Марина и убирала)
Сан-Торас 22.09.2013 10:03 Заявить о нарушении правил / Удалить
Некий Саша приводит цитаты из записей Марины, что ребенка она и 10 раз на руки не брала, попробуй, не беря на руки покорми грудью!
филолог-умник, утверждает: Санто - не врач - это такое же попадание в яблочко, как и выводы о Цветаевой
…( статьи мои почитай –подразовьешься - Московкий медин им. Семашко)
Он же приводит в доказательство ее детоубийства -
Стихи из цикла "Две песни":
Это первая - (даю в сокращении)
*
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала
Тоже лето 1920
______
“Детоубийцей на суду
Стою, немилая, несмелая
Я и в аду тебе скажу:
мой милый.....”
Речь идет о прерванной беременности.
Так трактовать “детоубийство” может филолог из лит-ПТУ от большого ума .
Даже, осуждающие Марину дамы, на эту тему не говорят, ибо у каждой в этом вопросе - своя судьба, своя печаль, свой путь, потому и тема - табу.
В эмбриональный период прерывание беременности в качестве детоубийства не рассматривается.
В этот период Марина проводила много времени с художником Мелиотти. (оставлю без комментариев).
Стихи в мае 1920 года одному человеку, а в июле - она писала другому.
Это Сереже:
*
Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, - с утра ни корки черствой -
Мечту такую полюбя,
Что - может - всем своим покорством
- Мой Воин! - выкуплю тебя.
_____
А это - (Н. Н. В.)
Большими тихими дорогами,
Большими тихими шагами...
Душа, как камень, в воду брошенный
Всё расширяющимися кругами...
Это апрель 1920
Ему же:
Глаза участливой соседки
И ровные шаги старушьи.
В руках, свисающих как ветки, -
Божественное равнодушье.....
Слова - тяжелые, как капли.
Луна, как рубище льняное...
Тоже апрель 1920
Этот же период.
*
На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты - каменный, а я пою,
Ты - памятник, а я летаю.
Я знаю, что нежнейший май
Пред оком Вечности - ничтожен.
Но птица я - и не пеняй,
Что легкий мне закон положен.
май 1920
После смерти Ирины они получили продовольственные карточки.
В этом неистовом состоянии она написала множество стихов.
Два сборника - «Версты- 1» и «Версты -2». За одну Весну 1921 года.
Далее, некая Троя доказывает, что Марина была не способна написать о войне. ( а это?)
"О дева всех румянее
среди зеленых гор:
Германия, Германия,
Германия - ПОЗОР!"
"Взяли близи и взяли дали....
Взяли больше чем рай земной,
Битву взяли за край родной!...
Но покуда во рту слюна -
Вся страна вооружена!"
Отвращает тот факт, что "правдолюбцам" не хватает разума и таланта дать, например, критический анализ поэзии, оценку творчеству,( особенно филологу), зато с лихвой хватает азарта, уцепиться за раны и ковырять их!
Фройлен пишет, что я месяц занимаюсь ею - НЕТ! - размечталась!
– я занимаюсь Мариной Цветаевой - и не месяц, а всю жизнь!)
Вижу, что продолжать эту дискуссию - все равно что добивать убитую собаку
Но... подытожу:
В долгом споре "о судьбе Марины" - никто, никого ни в чем не убедил.
Знаете, есть такое изречение: “Не можешь победить противника - стань на его сторону!”
Коль Мудрецы сделали такой вывод, и вывод этот есть Мудрость, значит, сам постулат имеет место быть.
Думал над этим, понял и согласился.
Я не могу их победить! – Значит, должен стать на их сторону?
Хорошо - я становлюсь.
Ну что ж, пусть… приму все обвинения, предъявленные Марине.
Оппоненты ведь этого добивались.
Не стану спорить.
Но скажу ту простую правду, которую понимают все .
Марина Цветаева принесла немало жертв своему таланту, она заплатила высокую цену за бессмертие.
А эти авторы отдали свои силы иным нуждам .
Нина посвятила себя семье - и прекрасно.
Пусть она права. И кончен спор.
Но правда и в том, что Нину никогда не будут всенародно петь,
не будет страна молиться о ее судьбе, и знать, и помнить ее.
Не посвятит ей море стихов и слез.
Она стала тем, кем стала - большего не дано! Может, это поругание Марины Цветаевой и есть ее «звездный час».
А другие оппоненты: Молли, Троя, ну что сказать? - “Будь одна из вас ткачихой, а другая поварихой” - и этого довольно.
Примиримся! - они хозяйки и заботливые мамаши, а Марина Цветаева – великий поэт!
Она оказала влияние на поэзию последователей: Ахмадуллиной, Вознесенского, Евтушенко.... и др.
Марина подняла планку Духа и Свободы, Страсти и Искренности.
О ней созданы фильмы, спектакли, написаны книги, ей посвящены стихи, картины, памятники, открыты музеи.
“Мне нравится, что Вы больны не мной” пел весь народ - Россия!
На рок-фестивалях, на стадионах посвящают ей свои музыкальные вирши .
«Я люблю Вас, Марина Цветаева!» - кричит Земфира, и тысячи людей тянут в небо руки с зажженные огнями!
Имя Цветаевой любимо.
Ею восхищались Волошин, Пастернак, Рильке, Бальмонт…
Бродский после своего Нобелевского лауреатства писал о Марине:
“Поэт умирает – его поэзия остается».
Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам «настанет свой черед». Сейчас они занимают достойное место в истории поэзии.
В наше время ее стихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. Как известно, каждая книга – это учебник жизни.
Так вот, каждый стих Цветаевой по праву может называться учебником жизни.
Каждый, даже самый маленький стишок, может научить многому.
Марина Цветаева была очень сложным человеком. У нее были свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье.
В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов
России ХХ века. Наконец-то сейчас стихи Марины Цветаевой оказались понятыми и признанными. Что вызвало такой интерес?
Несомненно, сила ее поэзии. Сама она подчеркивала, что не принадлежит своему времени, что поэт принадлежит не времени, а временам, не стране, а странам.
Она писала о страсти, любви и тоске по лучшему миру, о судьбе поэта, об отчуждении и одиночестве.
«В русской поэзии ХХ века не звучало более страстного голоса».
И Бродский.
___________
И последний резюм: я вел эту полемику не для того, чтобы переубедить оппонентов, но ради того, чтобы на их примере разбить общие стереотипы и восстановить сбитую с резьбы ось моральных ценностей.
Я рад, что авторы откликнулись стихами в честь Марины Цветаевой, статьями в память о ней.
И благодарен за то, что люди присылают свои посвящения.
Санто.
Сан-Торас 22.09.2013 10:03 Заявить о нарушении правил / Удалить
Здравствуйте, Санто! Выделю фразу в контексте моего эссе: "Она любила многих, но осталась до смертной записки с Сергеем..." Недавно смотрела передачу, где глубоко мной почитаемая ( и, все согласятся, очень умная) Рината Литвинова, среди прочего, утверждала, что "чувство влюблённости необходимо творческому человеку", поэтому он позволяют себе "сверкать глазами да в чью-угодно сторону". Конечно же, это не любовь, не влечение, а просто особая восхищённость, дарящая яркость красок. Так что,оправдывать здесь Марину не в чем - это чувства разного порядка. https://www.youtube.com/watch?v=c7xGgXKl0Eg
Спасибо, Санто!!!
Просто Соль 22.09.2013 10:34 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рецензия на «Люблю Цветаеву» (Просто Соль)
Солюшка, доброго времени суток. Это обращение к детям было в 37 году. М.Цветаева по сравнению с тем 19 годом, о котором шла речь, стала старше на одну жизнь даже по календарному сроку,
а вообще-то на множество жизней после всего того, что ей пришлось пройти. И понимание и милосердие - всё это тоже созревает, и здесь в этом её обращении к детям и зрелые чувства,
и человеческая мудрость. А кто-то топчет-топчет землю и, напротив, с течением времени теряет мудрость где-то по дороге. Вот такие и берутся судить чужой космос с высоты своего овина.
БлагоДарю Вас за эту публикацию, Солюшка. ЯСных Вам дней. Волк Ангел.
Волкъ Ангелъ 18.09.2013 02:13 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Да, во многом с Вами согласна. Но вот в чём парадокс. Перенёсши годы лихолетья, пройдя через испытания, сердце Марины Ивановны должно было ожесточиться, а оно, наоборот, стало ещё более чувствительным к чужим бедам. А наши современники, живущие в почти безоблачное, сытое время, не знающие тех страданий, вопреки предполагаемому, становятся излишне жестоки, раз с такой лёгкостью берутся осуждать, а не понимать?..
Просто Соль 18.09.2013 09:29 Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо за отклик!
Просто Соль 18.09.2013 09:30 Заявить о нарушении правил / Удалить
Солюшка, доброго времени суток. Никакого парадокса в этом нет. Испытания самого разного плана – это та лакмусовая бумажка, которая определяет, кто есть кто. Я сейчас заглянул ненадолго, поэтому просто закину Вам выдержку из одного моего эссе в Лит.Дневнике «Подлость – обратная сторона зависти». Я думаю, это будет ответом на Ваш вопрос о подобном «парадоксе». Итак.
.
Я время от времени в стихах использую некий оксюморон – «падать в небо» – речь о том, что при любом падении (неудаче, беде) надо, если сможешь встать, то вставать не слякотью, озлоблённой и обиженной на весь мир, а человеком, более сильным и чистым, чем до падения, таким, как, если бы он не в грязь носом свалился, а в небо – чистое, мудрое и бескрайнее.
.
В общем, каждому в той или иной степени судьба преподносит крайне неприятные «сюрпризы». Один умный человек как-то сказал ___«Если ты оказался под катком – расслабься и думай, каким ты встанешь, если сможешь встать».___ Так вот, если встаёшь озлоблённым на весь мир потому, что тебе в тот момент по разным причинам не помогли, то и начинаешь видеть во всех одно дерьмо, такое же, каким полон сам. Обычно это случается с людьми, не имеющими внутреннего нравственного стержня, потому что, если он есть, то его никакому «катку» не раздавить. Таких экземпляров и в реале полно и этот сайт не исключение. Это они, видя счастливую пару, начинают сеять сплетни, и только потому, что в их жизни нет ничего подобного. Это они радуются исподтишка, когда у соседа «горит дом», при этом лицемерно соболезнуют. Это они подают руку подлецу ради осуществления своих мелко-шкурных интересов. Это они становятся «кухонными» обличителями всего и всех, если их отлучают по какой-то причине от кормушки. А копнёшь такой экземпляр и оказывается, что это мелкий лизоблюд в прошлом, чаще всего ранее облечённый маленькой «должностью». Такого купить можно за пятак и за «миску похлёбки». В общем – это плесень человеческая. Такие люди обидчивы, завистливы и лицемерны. Они замечают в людях и событиях только отрицательную сторону и этим подпитываются.
.
Ж. Лабрюйер говорил – «Некоторые люди походят на мух, которые ползают по человеческому телу и останавливаются только на его язвах». Это как раз о тех, кто так и не научился падать в небо. И боится учиться, потому что тогда придётся на себя! взять ответственность за собственные неудачи.
Откуда берутся человеческие существа, которых раздражает чужой успех, способности, благополучие, молодость, красота, духовность, да и вообще всё то, чего нет в них самих. Вот это как раз и есть те, кто так или иначе потерпели какую-то неудачу (падение) и упали не в «небо», а в выгребную яму. И вылезли из неё, обляпанные липкой слизью. И ходят такими. Внешне они могут казаться вполне благополучными, как правило, очень вежливы, необыкновенно озабочены тем, как они выглядят в глазах окружающих. Они формалисты и фарисеи. НО! по своей сути – это пустота, застёгнутая на все пуговицы. Подсознательно они чувствуют свою несамодостаточность и в чём-то даже ущербность, поэтому обидчивы, завистливы и лицемерны. Они маниакально считают себя самих чем-то обойдёнными, не понимая, что они сами в собственную жизнь притягивали и притягивают неудачи. Это они путём наветов и подсиживаний пытаются испачкать остальных – тех, кто не похож на них. Зачем? Чтобы не очень выделяться самим. Самые омерзительные из них – непроявленные тени. Их иногда принимают за людей.
.
НО! Есть и те, кто научился и заработал себе право – не лгать, не лицемерить, не пожимать руки подлецам, умеющих любить и быть любимыми, да в конце концов просто видеть жизнь через собственную призму. А жизнь – это яркий калейдоскоп. И вот это умение вызывает в «тенях» скотскую зависть, ведь в их собственных жизнях подобное не присутствует.
.
В. О Ключевский писал – «Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми».
Почему так происходит? Они не выдерживают этого, поскольку человечность отсутствует в них самих, она когда-то была ампутирована, и они считают подобными ампутантами всех прочих и пытаются замазать непохожих на них собственной грязью, таким образом, они сами себе кажутся чуть повыше плинтуса.
.
А самое печальное, что они и своим детям, если таковые имеются, вкладывают собственное мировосприятие. И мы потом удивляемся, что в мире мало милосердия, искреннего сострадания, полно лицемерия и лжи. И эта плесень ещё и возмущается, когда сама не получает сочувствия. А мне хочется сказать – «к зеркалу подойти, и хоть раз загляни себе в глаза». НО! они боятся это сделать и увидеть правду.
И вот ещё для наших современников, с которыми нам тут «посчастливилось» столкнуться.
.
Зависть для ума — что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум.- Джами
.
Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим. Всю жизнь тоской и злобою дыша, затянута узлом его душа.- Джами
.
Зависть - яд для сердца.- Вольтер
.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.- Бенедикт Спиноза
.
Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.- Абу-ль-Фарадж бин Харун
Удачи Вам, Солюшка, и ЯСных дней. Спасибо). Волк Ангел.
Волкъ Ангелъ 18.09.2013 14:54 Заявить о нарушении правил / Удалить
Другие статьи в литературном дневнике: