Хармс как прадедушка современного Трэша

Павел В.Новиков: литературный дневник

Откуда взялся трэш как таковой и что это? Официальная предыстория такова: с появлением массового кино индустрия постепенно начала заполнять неосвоенные потребительские ниши. Так кино из искусства перерождалось в кинопроизводство. Естественно, что имеющиеся наработки активно заимствовались режиссерами друг у друга, обесцениваясь. Как только банальщины стало много - она уже мучила искушенный глаз эстета не меньше, чем сегодня какой-нибудь Джигурда раздражает чуткое ухо выпускника Гнесинки. Так конвейерное кино породило кино-мусор.
И всё бы оно было ничего, если бы не одно но: экстремумы встречаются не только на пиках кривой но и в её интервальных спадах. По этой причине среди мусороделов появились свои рекордсмены по шкале бездарности. Wiki даже приводит их перечень, особо выделяя классиков. Удивительно было другое - люди шли и смотрели всё это. Конечно категория зрителя оставляла желать лучшего, но сам факт наличия терзал больные умы кинопродюсеров своей противоречивостью - а что мешает наваять нечто, объединяющее зрителей с разной ментальных консистенцией? Первые наработки в этом направлении принадлежат горячо любимому мной Девиду Линчу ("Шесть блюющих мужчин", "Голова-ластик", "Твин Пикс"), но это ещё небыл трэш в современном понимании. Были ещё конечно же и Питер Джексон и Сэм Рэйми (к слову сказать Сам надумал снять в этом году римейк "Evil Dead"), но и они не тянут на широкомасштабную аудиторию.


Но время не стояло на месте. Вспомните гениальный тарантиновский "Pulp Fiction" - он пришёлся ко двору всем - и эстетам и любителям тупых разборок. Но при этом фильм уже существенно отдалился от банальщины. Здесь скорее были взяты обязательные элементы, характерные для жанра, но ни в коем случае не сюжет. Так Тарантино стал культовым, а слава Криминального чтива не давала спать уже не столько завистливым продюсерам, сколько одарённым, но не столько преуспевшим кинобратьям.


И понеслась - Гай Риччи, Родригес, Майкл Дэвис... Сегодня то, что характеризует Трэш это скорее кич (а то и вовсе – стёб) помноженный кровавые сопли. Стоп. Вот тут то и начинается главное. Отсутствие общего смысла, но внимание к деталям - это же именно то, что было характерно для литературы абсурда начала 20-го века. И в свете прожектора фонаря моего изнурённого разума на сцене появляется непризнанный при жизни гений - Даниил Хармс.


Хармс (настоящяя фамилия - Ювачев) родился в 1905. В период, когда отжившие классики золотого века ещё не окостенели в бронзе, но уже активно слюнявились критиками, певшими им дифирамбы, Хармс выдаёт обывателям (как некогда Маяковский - "нате!") анекдо-истории лишённые смысла, но наполненные жанровым антуражем. Псевдоним Хармс был словом объединяющим Шарм и Harm (т.е. - вред). Это самоопределение проходит через всё его творчество. Даже тогда когда после лагерного заключения (1931) он начинает писать детские стихи, чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь. Вон яркий пример:


Из дома вышел человек
С веревкой и мешком
И в дальний путь, и в дальний путь,
Отправился пешком,
Он шел, и все глядел вперед,
И все глядел вперед,
Не спал, не пил,
Не спал, не пил,
Не спал, не пил, не ел,
И вот однажды, по утру,
Вошел он в темный лес,
И с той поры, и с той поры,
И с той поры исчез...


Но современности Хармс известен прежде всего своими СЛУЧАЯМИ, для заманухи приведу один:


11 ИСТОРИЯ ДЕРУЩИХСЯ


Алексей Алексеевич подмял под себя Анд-
рея Карловича и, набив ему морду, отпустил
его.
Андрей Карлович, бледный от бешенства,
кинулся на Алексея Алексеевича и ударил его
по зубам.
Алексей Алексеевич, не ожидая такого бы-
строго нападения, повалился на пол, а Андрей
Карлович сел на него верхом, вынул у себя
изо рта вставную челюсть и так обработал ею
Алексея Алексеевича, что Алексей Алексеевич
поднялся с полу с совершенно искалеченным
лицом и рваной ноздрей. Держась руками за
лицо, Алексей Алексеевич убежал.
А Андрей Карлович протер свою вставную
челюсть, вставил ее себе в рот и, убедившись,
что челюсть пришлась на место, осмотрелся
вокруг и, не видя Алексея Алексеевича, пошел
его разыскивать.
<1936>


Конечно, читать надо пачками, т.к. смешно становиться где-нить с третьего-четвертого - это уже кто насколько способен отстраниться он окружающей действительности и перенестись в запредельный мир абсурда. Поэтому вот ссылка: http://lib.ru/HARMS/harms.txt


Самое главное то, что Даниил опередил своё время, создав то, что сейчас ещё только культивируются как с самостоятельное искусство т.к. современный трэш идейно рознится с трэшем классическим (wiki: направление в современном кинематографе, характеризующееся низкобюджетностью, вторичностью и вульгарностью. Какая вульгарность, wiki, опять ты буровишь что не поподя!). Так что если вы хотите от души смеяться над человеком-морковкой Клайвом Оуэном, то скорее берём в руки классику, обогащаясь щедро даруемыми ей настроеньями.


ЖЖ
ОБСУДИТЬ
E-MAIL



Другие статьи в литературном дневнике: