Анализ причин распада СССР. Часть 1, 2

Павел В.Новиков: литературный дневник

1. Отказ от религии


Из политологии мне известно, что в начале XX века происходили процессы перемещения значительной массы населения из деревни в город. Данный процесс характеризовался тем, что в городах создавалась критическая масса политически податливых людей (маргиналов). В частности таких людей легко подбить на всевозможные объединения, кружки (т.к. городская межличностная изоляция им совсем не свойственна, наоборот - открытость, коллективизм), они более восприимчивы к всевозможным эмблемам символам (чем объясняется не знаю) и т.д. и т.п. Всё это активно использовалось революционерами. Получалась некая коммуна внутри Города (города как явления).
Ещё один интересный факт - отрицание бога. Религия сподвигала людей к определённым действиям. Её (религию) убрали, а говоря точнее - заменили на революционные идеалы, и рвение благих порывов было направлено на ком.стройки и прочее.
В итоге начало СССР - это голый энтузиазм, не нуждающийся в каких либо дополнительных стимулах. Здесь конечно можно поспорить... только мы о другом сейчас говорим :)


С момента введения материализма народ, от поколения к поколению (а прошло уже лет 50-60) стал терять многие нравственные принципы. Причём внешне всё выглядело успокаивающе - в школах, детсадах реализовывались программы воспитательной работы, направленные на поднятия нравственности. Но вот незадача, программы говорили о нравственных принципах открытым текстом. Они были моралистичны. Ну кто будет послушно-исполнительно следовать логике-команде учителя? Разве что дурак. Человеческая психология строится на управлении сознанием через подсознание. А когда тебе говорят открытым текстом - уступай место старшим в автобусе - ни в какое подсознание это не попадёт. Поэтому в реальной ситуации человек будет выбирать из множества увиденных (услышанных, прочитанных и т.п.) моделей поведения. И нет никаких механизмов чтобы (не ломая личность) увеличить предпочтение той или иной модели поведения выбираемых сознательно. А вот религия все те же модели поведения скрывала в притчах, аллегориях и т.п. В результате воздействие шло уже не на сознание а на подсознание.
В общем постепенно стал сказываться недостаток коммунистической мотивации. Вообще, идея социальной справедливости (по своей логике) должна идти рука об руку с религией. Материализм же в чистом виде - готовый плацдарм для развитого капитализма.


Но и это ещё не всё. С уходом Вождя произошел процесс паразитации в органах власти. Если раньше всё решал Вождь - и думать было не нужно, то теперь, когда идейно решения перемещались на места, идеологически чиновники продолжали равняться на позицию лидера. Пошли перекосы - кукуруза в тундре и прочее.


2. Ошибки Управления
2.1 Монополия власти
2.2 Отсутствие обратной связи


Выглядело это примерно так: есть проблема, которую надо решить. Определяется ответственный за решение и он, немного подумав, предлагает единственный пришедший ему в голову вариант. Остальные - единогласно поддерживают, т.к. ответственности не несут и им - вообще всё равно (главное удержаться за место, а для этого нужно гладить исключительно по шерсти). Оппозиции нет, поэтому альтернативных вариантов никто не предлагает, критики по-вертикали-вверх - нет. Решение воплощается в жизнь и тут же обрастает всевозможными отчётами, цель которых - анализ эффективности решения. Но в виду того, что на низах -- однопартийцы, давать плохую статистику никто не хочет. Как следствие отчёты превращаются в глухой телефон, а само решение мешает работе, необходимостью его исполнять при весьма слабой эффективности.


Пример:
Почему развалились заводы?
Предпосылки: Экономика - плановая. Т.е. по плану ты что-то там производишь и получаешь гарантированную з/п. Если ты ничего не производишь - з/п ты всё равно получаешь. Ну это рабочий - соц.защищенность - хорошая штука. А вот руководитель такого завода... Увы, но он тоже оказывался соц.защищенным. Работай/не работай -- з/п та же (грамот разве что меньше). И в этих условиях руководителям стало выгодно сбывать что-то налево, т.к. это доп.доход. Пошло сознательное разрушение всего того что создало первое поколение социалистов.
Следствие: небольшой просчёт в МОТИВАЦИИ привёл к тому, что - никто не работал и все получали з/п.


Человеку как известно ошибаться свойственно, но ошибки необходимо своевременно выявлять и устранять. Ошибка в данном случае затаилась в выкладках из марксистских постулатов. Указать на ошибку - значить покуситься на идеологию. Сделать такое мог только Вождь, но до него информации не доходила или доходила искажённо (см. выше пример со статистикой). Кто же виноват?
Как это не парадоксально - Сталин. Именно он, усиливая Власть-Вождя, построил модель управления базирующуюся на страхе. Сам он весьма эффективно использовал данную модель - обратная связь была, а в оппозиции он не нуждался, т.к. она бы тормозила принятие решений. Но вот все последующие Вожди, получившие модель по наследству не сумели её перестроить на более демократический лад, одновременно с этим утрачивая преимущества существующей модели.


Идем далее. Рвачи


Постепенно Власть стала терять авторитет в глазах обычных обывателей. В немалой степени этому способствовало и постоянное желание отбелить себя перед общественностью. По аналогии с непогрешимостью папы социалисты выдвинули утверждение о непогрешимости Власти.
----


Для чего я залез в такие дебри рассуждений? Да для того чтобы сказать - ПЕРВОПРИЧИНЫ РАЗВАЛА СССР не устранены до сих пор. Даже есть конкретные примеры - Зурабов с его реформами здравоохранения. ВСЕ кто сталкивался с результатами реформ (простые люди) хорошо знали о перекосах и их масштабах. Но т.к. обратной связи не было (и нет до сих пор) - ничего не исправлялось.
Кроме того - у нас есть ОДНА партия - партия Власти. Что бы не задумали единороссы - это будет одновариантное решение, т.к. нет оппозиции способной предлагать решения альтернативные.


Впрочем есть и другие версии:
Кармическая


Мысли других авторов:
Евгений Гусаченко
Роги Кинбезал
Виталий Ш
Евгений Ванюков
Оксинский


Анализ причин распада СССР. Часть 3
ЖЖ
ОБСУДИТЬ
E-MAIL



Другие статьи в литературном дневнике: