Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте

Наталия Крышан: литературный дневник

Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте


Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте (Мальта) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Туры на майские по всему миру
Горящие туры по всему миру
Добавить отзыв
Следить
Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте — это одна из тех достопримечательностей, которые жалко пропустить, причем сразу по нескольким причинам: собор очень хорошо сохранился, тут много всего причудливого, его не перестраивали с 16 столетия — да и просто потому, что это очень красивое здание.


Владевшие Мальтой рыцари составляли рыцарский орден св. Иоанна, поэтому собор, посвященный своему покровителю, они начали строить почти сразу же после утверждения на острове — он был возведен между 1573 и 1578 гг. Позже интерьеры собора переделали в барочном стиле и мало после этого меняли — только подновляли убранство, да и то очень ограниченно, поэтому это пышное барочное великолепие 17 столетия дошло до нас практически без изменений и потерь. А так как орден это был церковный, могущественный и богатый, то собор получился внушительный, с огромным количеством всего — и все это сейчас можно посмотреть.


Все здание собора Св. Иоанна — как один огромный музей.
Спланировал стройку военный инженер Джироламо Кассар. По его идее, здание должно было снаружи быть похожим на форт, а внутри — на итальянские соборы. Так и сделали: основной фасад действительно похож на форт. Центральная его часть состоит из входа, оформленного колоннами и надстройкой, по бокам расположены две квадратные башни-колокольни, а позади него видны два крыла здания. Украшено это все очень скромными бордюрами, и по этой части здания совсем незаметно, какие богатства таятся внутри.


У здания очень необычная форма: прямоугольник, к которому пристроено 13 почти симметричных часовен, а помещение для основного алтаря соединено с остальным зданием довольно узким коридором. Основных часовен тут восемь — по одной на каждый ланг ордена св. Иоанна (в него принимали рыцарей из разных стран, поэтому их объединяли в отряды-ланги по стране, откуда они происходили), отдельная большая часовня построена была для редкостной иконы — Virgin of Philermos (она сейчас в музее), и еще несколько — для других нужд. Все части оформлены сложнейшим образом — тут можно увидеть все, чем может похвастаться стиль барокко. Делали все это лучшие мастера, поэтому получилось на самом деле ни на что не похоже.


Основной неф 53 м в длину. По сторонам от него отходят арочные входы в часовни. Потолки и частично стены расписаны сценами из жизни св. Иоанна, причем так искусно, что предметы и фигуры кажутся объемными. Это подчеркивается и резными элементами, которые помогают создать такой эффект. Росписи очень сложные. Пол и стены заняты могильными плитами рыцарей ордена. В центре алтаря помещена скульптурная группа «Крещение Христа» 17 века, также в алтаре помещены некоторые подарки собору от Великих магистров ордена, это тонкой работы церковные предметы 15—18 столетий.


Обязательно сходите внутрь!


Первая справа часовня — часовня Германского ланга. В ней помещен алтарь в честь Богоявления с редкостной картиной в центре. Следующая часовня — ланга Италии, она декорирована причудливыми золотыми орнаментами по стенам, редкими картинами и алтарем, посвященным св. Катерине. Третья часовня — ланга Франции, она была богато оформлена сложной резьбой по дереву, но довольно большую ее часть (как и алтарь, исходно посвященный апостолу Павлу) убрали в начале 19 столетия. Сохранившаяся часть все еще очень хороша. Рядом с ней расположена часовня ланга Прованса — самая старая из всех, она украшена необычной резьбой по камню и росписями. Последняя часовня по этой стороне — часовня Англо-Баварского ланга, она когда-то использовалась для хранения ценных религиозных предметов, принадлежавших ордену. Предметы переместили, а вот оформление осталось: и резьба, и росписи, и очень красивые маленькие скульптуры.


Если возвращаться к входу по другой стороне, то первой у алтаря расположена часовня Virgin of Philermos, оформленная, пожалуй, пышнее всех: тут и скульптуры, и золотые узоры, и тонкая мозаика и много что еще. Икона теперь в музее, а та, что помещена в часовне сейчас, — другой образ Мадонны, итальянской работы, авторства знаменитого мастера.


Вторая часовня — ланга Оверна, тут алтарь, посвященный св. Себастьяну, золотые цветочные гирлянды и красивые барельефы. Соседняя часовня ланга Арагона посвящена св. Георгию и оформлена куда пышней — тут очень много всего, в лучших традициях барокко. Последняя часовня ланга Кастилии, Леона и Португалии, она посвящена св. Иоанну, покровителю Испании, и оформлена резьбой, позолотой и полотном работы одного из итальянских мастеров.


С двух сторон от входа пристроены ризница (декорированная росписями в барочном стиле) и оратория. Оратория оформлена сложными росписями и барельефами, тут находятся ценные картины и скульптуры. К оратории пристроены картинная галерея и выставочный зал для постоянной экспозиции (тут хранятся дары ордена собору), здесь можно посмотреть собрания древних книг, гобеленов, церковных предметов и т. д.


В соборе хранится множество редких и драгоценных предметов: картин (в том числе работы Караваджо), скульптур, религиозных реликвий и т. д. Отдельная достопримечательность — захоронения рыцарей.


Все это здание — как один огромный музей. Оформление собора делалось лучшими мастерами, в основном итальянскими. Декор очень причудливый и сложный, с изобилием мелких деталей. Разглядывать можно очень долго, уровень сохранности просто редкостный.




Другие статьи в литературном дневнике: