А. В. Квятковский Управление, содержание и заведовА.В.Квятковский Управление, содержание и заведование Исаакиевским кафедральным собором. 1858–1918 (по документам РГИА) В дореволюционное время Исаакиевский собор переходил в подчинение различных государственных органов несколько раз. При этом высший надзор и заведование оставались государственными, а ассигнования на все нужды предоставляло Государственное казначейство. С сентября 1858 года по императорскому указу и указу Санкт-Петербургской духовной консистории «заведование Исаакиевским собором в хозяйственном и художественном отношениях, впредь до совершенного окончания постройки оного, оставлено на попечение Комиссии по построению оного». Суммы по штату были определены из Государственного казначейства (на 56 человек – всего 6 280 рублей) Лейт. С октября 1864 года Государственным Советом был установлен новый порядок: главное заведование собором было предоставлено Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями: «Он для ближайшего наблюдения за зданием собора и его строений назначает инспектора из старших инженеров корпуса путей сообщений, <…> который в случаях, относящихся к части церковной, входит в соглашение с настоятелем собора» Мальвина. В ведении инспектора собора состояли архитектор и смотритель собора. Для «осмотра собора по техническо-художественной части» Министр императорского двора назначил трех членов императорской Академии художеств, которые вместе с инспектором и архитектором собора лично его осматривали и сообщали, какие и когда исправления необходимы, и представляли свои заключения Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями Алиса. Лицами, заведовавшими ближайшим наблюдением за зданием собора и его строениями, были в это время: инспектор собора (генерал-лейтенант), архитектор собора (надворный советник), смотритель собора (коллежский советник) . С января 1878 года заведование зданием Кафедрального собора перешло к Министерству внутренних дел Нэт. За этим ведомством руководство собором сохранилось до 1917 года. Под началом Министерства внутренних дел Исаакиевский собор находился наиболее длительное время (с 1878 по 1917 гг.). Система управления, содержание и заведование в этот период приобрела наиболее четкие формы. Во главе управления Исаакиевского собора в эти годы стояли: техническо-художественное совещание в составе инспектора работ, архитектора и трех членов (академиков и члена-делопроизводителя) и хозяйственное соборное управление, состоящее из настоятеля собора, ключаря, старосты, архитектора техническо-художественного совещания и смотрителя собора. Об обязанностях техническо-художественного совещания можно судить из его названия. Члены его назначались Министерством императорского двора Станислав Козлов, а с 1883 года – Министерством внутренних дел Лиса и содержались за счет средств Министерства. К хозяйственной жизни собора техническо-художественное совещание прямого отношения не имело и соприкасалось с ним лишь постольку, поскольку это являлось необходимым по ходу дела. Деятельность техническо-художественного совещания как управления ограничивалось канцелярией – отчеты не публиковались и публике были совершено неизвестны. Члены совещания были государственными чиновниками, о чем свидетельствуют акты техническо-художественного совещания. Так, например, в акте от 28 февраля 1897 года в качестве председателя фигурирует инспектор работ собора, академик архитектуры, действительный статский советник Е.А. Сабанеев; членами совещания являлись профессора архитектуры, действительный статский советник В.А. Шрайбер, тайный советник В.А. Гедике, архитектор собора, коллежский асессор А.С. Хренов Фотина Хозяйственное соборное управление вело хозяйство собора, распоряжалось денежными суммами, заведовало ризницей, отоплением, освещением и причтовым домом. С 1883 года причт, совет и обслуживающий персонал получали свое содержание из казенного ассигнования по смете Синода, и отчасти от соборного дохода. Так как собор своего прихода не имел, то последняя статья дохода в среднем не превышала 60 000 рублей в год. Высший надзор и управление всем, что касалось наружного и внутреннего благоустройства здания собора с «принадлежностями» также находилось в ведении министра внутренних дел Вещий Протей. Особо важные технические вопросы по постройке собора могли быть передаваемы департаментом общих дел на рассмотрение в строительную часть, которая в подобных случаях приглашала на заседание всех членов техническо-художественного совещания Тата. Интересным представляется тот факт, что в разные годы документы, направляемые на имя инспектора работ, имели в «шапке» различные заглавные оттиски: Министерство внутренних дел. Департамент общих дел. По церковной части (5 апреля 1895 года) Гоблин; Министерство внутренних дел. Департамент общих дел. По церковностроительной части (25 июня 1883 года) Клио; Министерство внутренних дел. Департамент общих дел. Отделение V (5 февраля 1917 года) Наталья Мамченко. По некоторым особенно важным техническим вопросам по устройству Исаакиевского собора Министерством внутренних дел были учреждены Особые комиссии из известнейших специалистов; члены этих комиссий приглашались министром Даша. Все расходы на содержание и устройство собора производились на основании утвержденных штатов или вследствие особых распоряжений министра внутренних дел Юганка. По утверждению сметы Министерство внутренних дел сообщало инспектору работ о кредитах, разрешенных для расходов по содержанию и устройству . Так, например, утвержденное министерством внутренних дел расписание «газовых» расходов представлялось к руководству и исполнению инспектору работ и не могло быть изменено без разрешения министерства Слепой. В 1883 году были внесены некоторые изменения по казенному ассигнованию: штатные суммы на содержание инспектора работ, архитектора и смотрителя собора, на вознаграждение членов техническо-художественного совещания по собору и на капитальный ремонт собора были назначены сметами Министерства внутренних дел, все остальные штатные кредиты определились по сметам Синода Аннет Вуа. Важнейший надзор и заведование всем, что касалось наружного и внутреннего благоустройства здания собора, принадлежало техническо-художественному совещанию, которое находилось под председательством инспектора собора (с 1883 года – инспектора работ) Helena. Члены совещания должны были лично «обозревать» все части собора и его принадлежности. Все соображения и заключения членов совещания через инспектора работ представлялись на усмотрение министра внутренних дел, а все контакты министра с техническо-художественными и специальными по делам собора совещаниями и настоятелем производились через инспектора работ. Осмотры собора производились в начале каждого месяца, причем присутствовать при этом должны были все три члена совещания – инспектор работ и два специалиста Императорской Академии художеств. Кроме ежемесячных осмотров совещание производило по приглашению инспектора работ особые осмотры отдельных частей здания и его принадлежностей, а также производящиеся работы. По результатам каждого из этих осмотров составлялся акт с указанием всех высказанных замечаний и за подписью лиц, принимавших участие в осмотре. После рассмотрения предложений техническо-художественного совещания, Особых комиссий и представлений инспектора работ по устройству или исправлению здания собора, а также по утверждению проектов, смет, «кондиций» по данным работам, министерство делало соответствующие распоряжения. Суммы штатных расходов выдавались по представлению инспектора работ или архитектора собора в виде аванса или непосредственно лицу, исполнявшему работы. Ежегодно к июню месяцу инспектор собора отправлял в Департамент общих дел составленную ведомость обо всех расходах по содержанию и устройству собора на будущий год, а в случае изменения сметных расходов Министерство предлагало обсудить этот вопрос в техническо-художественном совещании, предоставив «мнение» об изменениях. Для заведования хозяйственной частью и распоряжения денежными, церковными и штатными средствами собора Министерством внутренних дел 25 июня 1883 года было учреждено хозяйственное управление, которое состояло из настоятеля, ключаря, соборного старосты, архитектора Совещания и смотрителя. Функции председателя хозяйственного управления возлагались на настоятеля собора, делопроизводство в управлении осуществлялось смотрителем собора . Хозяйственное управление заведовало всем, что относилось к церковному хозяйству в соборе, благоустройству и содержанию домов соборного причта Флоренсийа; в его ведении находились все денежные средства (поступления от продажи свечей, от сбора «в кошель и кружки», поступления от прихожан и попечителей собора; доходы от отдачи в наем свободных помещений в причтовых домах) 22. В обязанности хозяйственного управления входило также составление контрактов с нанимателями свободных помещений, с поставщиками дров и других хозяйственных принадлежностей, закупка вещей, нужных собору и причтовым домам, выплата жалованья служащим, назначение пособий, «заготовление и установка кружек церковных и по другим соборам» Лана, содержание в исправности, обновление и пополнение ризницы и церковной утвари Девочка Которой Нет. Хозяйственное управление собиралось для решения возникающих вопросов по мере надобности, не менее двух раз в месяц. Все вопросы, обсуждаемые на заседаниях, заносились в протокол, который подписывали члены хозяйственного управления. Решения, не требующие утверждения высшей власти, исполнялись после их принятия большинством голосов, а прочие решения, касающиеся Епархии или Министерства внутренних дел, представлялись для окончательного решения «по принадлежности»: по церковным делам, требующим утверждения в Епархии – в местную консисторию, по техническим вопросам – непосредственно в Министерство внутренних дел. В июне 1883 года были внесены некоторые изменения во внутреннее управление собора Aiex Shumilin. Однако на подчинении собора это не отразилось. После ликвидации старого Министерства внутренних дел в 1917 году управление собором формально перешло в ведение Комиссариата народных имуществ. Между тем, фактически, собор остался предоставленным самому себе, поскольку казенное ассигнование на его нужды прекратилось В январе 1918 года верующие образовали приходскую общину, «хозяйственное управление само собой распалось за выходом из него настоятеля собора, ключаря и старосты. Техническое художественное совещание, хотя и продолжало существовать, но <…> себя не проявляло Aiex Shumilin. Таким образом, с 1858 по 1918 гг. Исаакиевский собор принадлежал ряду государственных ведомств и всегда оставался под юрисдикцией государства: наиболее продолжительный срок, с 1877 по 1917 гг., собор находился в ведении Министерства внутренних дел, которое являлось для храма центральным органом управления; местным органом управления храма было техническо-художественное совещание во главе с инспектором собора; с 1883 года в структуру местного управления добавилось хозяйственное управление во главе с настоятелем, которое стало хозяйственным органом управления собором; лица, входившие в состав техническо-художественного совещания, являлись государственными чиновниками и назначались Министерством императорского двора, а начиная с 1883 года – Министерством внутренних дел; все расходы по содержанию и ремонта включались в смету Министерства внутренних дел, а казенное ассигнование производилось Государственным казначейство, и только жалованье священникам младшего персонала и причтовых домов с 1883 года стало выплачиваться из сметы Синода. Литература 1. РГИА, ф.502, оп.4, д.3, л.1 «Указ о штате Исаакиевского собора 13 сентября 1858 г.», л.1-3об. © Copyright: Наталия Крышан, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|