***

Наталия Крышан: литературный дневник

Сегодня первый день первого весеннего месяца – новичок, утро года. Такое название март получил за то, что ломает зиму и расчищает дорожку новому сезону. Однако если с первых дней весна разгульна, не застенчива – значит, верить ей нечего, обманет. «Ведь весна непостоянна, как мачеха: то повеет теплом, то нагонит холодов с севера», – утверждают старожилы.


На Руси весенний месяц известен и как березень (в марте жгли на уголь березу), и как сухы(и)й (мало осадков, высыхает лес), и как протальник (талая вода считалась предками целебной, в ней стирали белье больного человека, и хвороба его оставляла; талой водой мыли полы в доме, поливали цветы – очищался дом, крепли, давали бутоны цветы), дорогорушитель (тает снег, разрушаются зимние дороги), и как солнечник (солнце начинает согревать землю), капельник, каплюжник (за капель, сосульки), и как свистун, ветронос (за свист холодного ветра, который случается не реже, чем в феврале), и как парник (за парок, что поднимается от теплой земли), и как весновей (все-таки этот месяц кличет, начинает весну), пишет Амур.инфо.


По времени весна начинается с 1 марта и длится 92 дня и 21 час, включая подсезоны. Первый носит название «перелом зимы». Его временные рамки – с 1-го по 17 марта. Затем сезон снеготаяния – «Весна сутки мочит, а час сушит» – с 18 марта по 15 апреля. Следующий подсезон называется «оживление» – «Весна да осень – на дню погод восемь» – с 16 апреля по 5 мая. Разгар весны – «Красна весна, да холодна еще» – с 6-го по 21 мая, предлетье – с 22-го по 31 мая.


Первый день весны – это и первый праздник женщин и девушек. Называется он Евдокия Плющиха. А она-то может накудесить: «пройдет у чужого двора – и всякий парень, что хлестнутый огненной плеточкой, обернется на нее; закружит Евдокия – несдобровать мужичьему сердцу».


Беременные женщины в этот день выходили смотреть солнце – Ярилин день. Верили в то, что оно даст силы выносить здорового, крепкого ребенка. Бабки-повитухи вносили полуденный снег, обтирались им, чтобы рукам передалась вешняя чистота.


Если в ночь перед Ярилиным днем выпадал снежок, матери посылали детей размести дорожку к колодцу да мостки на пруду и реке. Верили, что это счастье в дом принесет, а детям здоровье даст. В старину с этого дня начинались девичьи Ярилины хороводы.


Кстати, в средневековой Руси 1 марта встречали Новый год – Новый год Света, или праздник восхода небесного духа. В этот день накрывали столы, не работали, и такая традиция сохранялась до XIX века.


Православная церковь почитает мучеников Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии.


Именины празднуют Валентин, Данила, Илья, Панфил, Порфирий, Федул, Юлиан и Еремей.



Евдокия - Плющиха


Евдокия - Плющиха (Авдокеи, Авдотья Каплюжница, Авдотья Подмочи порог, Авдотья Замочи подол, Авдотья Свистунья, Авдотья Весновка) - народное название дня 1/14 марта, по православному церковному календарю - день памяти святой преподобномученицы Евдокии. Евдокия родилась во 2 в. в городе Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской. Она долгое время вела греховную жизнь, но под влиянием встречи со старцем Германом и бесед с ним о Боге и святых местах Евдокия приняла крещение, раздала свое имущество бедным и ушла в монастырь. Благодаря подвижнической жизни, она получила от Бога дар воскрешения. Ее молитвы воскресили язычника Филострата и сына императора Аврелиана. Во время жестокого гонений на христиан, доставленная на мучения к правителю Диогену, святая Евдокия воскресила внезапно умершую жену военачальника Диодора. Все бывшие свидетелями этого чуда, в том числе и Диоген и Диодор, уверовали во Христа. Святая вернулась в свой монастырь, но позже, через много лет по приказу нового правителя 1 марта была обезглавлена.


До 15 в. церковь отмечала 1 марта начало нового года. Обычай этот пришел на Русь из Византии и восходит к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение. Эта дата стала началом года, во-первых, потому что в этот день, по преданию, Бог сотворил мир, а во-вторых, - вследствии "округления чисел" Пасхи. Так же, как Рождество - 25 декабря - являясь точкой отсчета новой христианской эры, было "округлено" церковью до 1 января, как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, также и переходящие числа Пасхи, были "округлены" до 1 марта (Никольский К. 1885. С. 98).


В старину Евдокию в народе называли "Весенницей"/"Весновкой", так как считали, что она заведовала у Бога весной и хранила ключи от весенних вод, которые по желанию выпускала на землю раньше или позже. Поэтому ее уважали, боялись и в день ее памяти не работали. К 19 в. день Евдокии утерял свое прежнее значение и стал второстепенным церковным праздником, не отмеченным ни торжественной службой, ни запретом на работу. Во многих местах его считали "бабим праздником", в который женщины-хозяйки, у которых были овцы, заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством святой.


И все же в крестьянском хозяйстве сохранялось порубежное значение праздника. Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к весенним полевым работам, поэтому об этом дне говорили: "Пришли Евдокеи, мужику (старику) затеи: соху точить, борону чинить". В этот день также заканчивались сроки зимних наймов на работу, и начинались наймы весенние, договаривались "с Евдокии до Егория", "с Евдокии до Петрова дня". Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты, объясняя это тем, что в этот день "все подземные ключи закипают" и способствуют работе.


Повсеместно праздник был известен под названием "Евдокия Плющиха" потому, что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться. Таяние снега дало повод и к таким народным названиям праздника как "Евдокия Каплюжница", "Подмочи порог / замочи подол". Подмечая эти явления, крестьяне говорили: "Евдокия весну снаряжает". Чтобы приблизить наступление весны, кое-где в этот день женщины и дети начинали кликать весну (см. Кликание весны). Например, в Смоленской губ. они забирались на пригорки или крыши домов и пели заклички. В некоторых местах крестьяне из леса приносили сучья и топили жарко печи, "чтобы весна была теплой". А кое-где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку.


День 1 марта предвещал, какой будет приближающаяся весна. "Евдокия красна - и весна красна". Если было холодно, весну ожидали позднюю: снег долго не сойдет, и скот придется кормить в стойлах на две недели дольше. И наоборот, если "у Евдокии вода", то "у Егория теплого трава". "Если курочка на Евдокию напьется (талой воды), то овечка на Егория наестся". "Ни в марте воды, ни в апреле травы". О времени наступления и о характере весны судили также по направлению ветра: "Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль прейдет и весна". По погоде этого дня предсказывали и погоду на лето: "Если Евдокия с дождем, то быть лету мокрому", "На Плющиху погоже - все лето погоже". Вообще ясная, хорошая погода в этот день предвещала хороший урожай.


Некоторые хозяйки на Евдокию гадали о весенней погоде. В бутылку с водой ставили веточку березы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище.



В старом юлианском календаре этот день приходился на 1 марта. Это было начало весны. В одном древнерусском стихотворном месяцеслове под этим числом читаем:


Ныне март наш начинает, Весну красну возвещает.


Это наступление весны в старое время русские люди праздновали очень весело и торжественно как великий народный праздник, отчего и Евдокия получила прозвание Весновки.


В день Евдокии кликали весну. Женщины, девицы и дети взлезают на кровли амбаров или на пригорки и поют:


Весна красна!
Что ты нам принесла?
Красное летичко.


Весна красна! На чем пришла? На чем приехала? На сошечке, На вороночке.


Образ весны, приезжающей на сошке, конечно, был очень близок представлению русского народа о теплом времени как о земледельческой поре. В этот день надо было уже думать о будущем урожае, нанимать работников.


Именно на Евдокию оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. При новых сроках говорили: «С Евдокей до Егорья» или «С Евдокей по Петров день, по Спасов день».


С Плющихи наступает почин сельскохозяйственного лета: в этот день начинают проращивать семена помидоров и высеивать их в ящики на рассаду.


У русских гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой.


А еще на Евдокию ветры дули и свистели. Тогда говорили: «Вот те на! Приехала Свистунья». Это прозвание Евдокии дало повод некоторым исследователям русской старины считать, что эта угодница заменила нашим предкам древнего языческого Позвизда, бога и распорядителя ветров. По другой версии, Еввдокию прозвали Свистуньей потому, что к этому дни пробуждаются уже ото сна многие животные и своим свистом и криком возвещает о наступлении весны. В России прежде всех возвещает весну сурок, которого на Украине называют байбак.


Этот день называют еще и «Авдотьей Плющихой» — потому, что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Вообще же слово «плющить» на старорусском языке означало «капать», а сосульки, или сосульники, на избе называли «плющинами».


Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для больных собирали снеге пригорков и поили их снеговой водой от разных недугов.


Любили в этот день погадать о лете, ведь Евдокия слыла Летоуказательницей. Вот что говорили:


С Евдокей в стояч собаку заносит снегом.
Откуда на Евдокей повеет ветер, оттоль он подует весной и летом.
На Евдокею теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное лето.
Коли на Евдокей новичок с дождем, то быть лету мокрому.
И март на нос садится, коли на Евдокей мороз прилучится.
Какова Евдокия, таково и лето.
На Евдокию снег — урожай.
Евдокия весну сряжает.
День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай.
С Евдокии Плющихи первые оттепели.
На Евдокею сеют капусту, а на Украине — мак.
Евдокия благоволит, да насорит.
Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает — либо снег, либо дождь.
С Евдокей погоже — все лето пригоже.
Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.
На Евдокию мороз прилучится, так и март на нос садится.
С Евдокей ветры и вихри.
У Евдокей вода, у Егорья трава.
Коли курочка в Евдокей напьется, то и овечка на Егорья (23 апреля) наестся.
Пришли Евдокей — мужику затеи.
На Евдокию сурок просыпается и свищет — это первый признак весны.


С Евдокии запевали веснянки — хороводные песни — и пели их до Троицына дня. Пекли обрядовое печенье — жавороношки. И вот когда тесто раскатывали, надо было заговор сказать:


По белому, по чистому,
По ядомому,
От земли заполечененному,
По зазнобчивому,
Зорями крученному,
Катись бел-крутой,
Бел-золотой.


Верили, что этот обряд принесет в дом достаток и хороший урожай.



Другие статьи в литературном дневнике: