Кое-что о Лилит.

Владимир Байбиков: литературный дневник

Меня миф (насколько о нём можно судить по апокрифам, другим источникам) заинтересовал возникающими вопросами: какова была первоначальная идея Всевышнего их бытия вместе (ясно, что не такого, как с Евой)? была ли у них встреча и как произошла (если была)? почему не состоялось? или оно и должно было так случиться, чтобы потом настал час Евы? что несла в себе Лилит, отличное от Евиного? что было бы, если бы...? какова роль Лилит в жизни Человека теперь?


Я попытался найти свои ответы, для этого пришлось отойти от традиционной мифологии, где часто Лилит - демон, воплощение обмана и искушения, чья любовь бесплодна и разрушительна, а страсть сродни извращению. Такая трактовка мне не нравится - вот я и создаю понемногу свою мифологию Лилит. Сейчас, когде мышление людей, их вИдение себя и действительности, общества, мироздания в целом меняется, движется в неопределённом направлении (а кто, роме нас, его определит?) образ Лилит может нести совсем другое содержание. Поэтому идеи, заложенные в мини-поэме, например, могут показаться необычными, не вполне понятными.


Мне думается, Лилит и Ева - две ипостаси женские (Но не как Авель и Каин - тут уж никаких аналогий), если вторая - хранит, воспроизводит, бережёт, удерживает как точка опоры, как "стационарный якорь", то первая... открывает новые горизонты, заставляет забыть страх и попрать собственное несовершенство, мечтать о неизведанном, о чуде, влечёт к открытиям и свершениям, непредсказуема и сурово-взыскательна, почти жестока (не поднимая планки, не научишься прыгать выше).


Не исключено, что Всевышний, с присущим только ему своеобразным чувством юмора, решил сперва преподнести Адаму учителя и объект сексуального интереса "в одном флаконе", не надеясь, что тот проявит страсть к познанию и созиданию сам по себе, не имея рядом такого стимула. И посмотреть, что из этого выйдет. И в результиате Адам столкулся с таким внутренним конфликтом, такой "моральной сшибкой", с которой уже нельзя было справиться иначе, чем разделив эти ипостаси (не столько мягкотел уж очень был, сколько молод, глуп и неопытен - необучен).


Всё пошло так, как пошло, но Адам, видимо, не всё забыл, и в желании творить нет-нет да и вспомнит смутно женский, не похожий на Евин, образ. И потому в каждой женщине есть в разной степени что-то от каждой из этих "сторон луны".
Для меня тема не закрыта и требует дальнейшей разработки, хотя я осознаю власть стереотипов и понимаю, что ни актуальной, ни интересной (так, как я её создаю) эта мифология для большинства читателей не станет. Но - охота пуще неволи.



Другие статьи в литературном дневнике: