гроза и Антон Павлович

Галина Ястребова: литературный дневник

всю ночь, с вечера, гроза. кричали серебристые чайки.
было страшно: молнии.
спасалась чаем со вкусненьким и книжкой.
перечитывала Чехова "Скучная история"
как обычно, нашла для себя, незамеченное ранее. маленькое открытие.
слова, над которыми стоит подумать.


"... Как бы то ни было, полтора-два года, по-видимому, все обстояло
благополучно: Катя любила, верила в свое дело и была счастлива; но потом в
письмах я стал замечать явные признаки упадка. Началось с того, что Катя
пожаловалась мне на своих товарищей -- это первый и самый зловещий симптом;
если молодой ученый или литератор начинает свою деятельность с того, что
горько жалуется на ученых или литераторов, то это значит, что он уже
утомился и не годен для дела. Катя писала мне, что ее товарищи не посещают
репетиций и никогда не знают ролей; в постановке нелепых пьес и в манере
держать себя на сцене видно у каждого из них полное неуважение к публике; в
интересах сбора, о котором только и говорят, драматические актрисы унижаются
до пения шансонеток, а трагики поют куплеты, в которых смеются над рогатыми
мужьями и над беременностью неверных жен и т. д. В общем надо изумляться,
как это до сих пор не погибло еще провинциальное дело и как оно может
держаться на такой тонкой и гнилой жилочке.
В ответ я послал Кате длинное и, признаться, очень скучное письмо.
Между прочим я писал ей: "Мне нередко приходилось беседовать со стариками
актерами, благороднейшими людьми, дарившими меня своим расположением; из
разговоров с ними я мог понять, что их деятельностью руководят не столько их
собственный разум и свобода, сколько мода и настроение общества; лучшим из
них приходилось на своем веку играть и в трагедии, и в оперетке, и в
парижских фарсах, и в феериях, и всегда одинаково им казалось, что они шли
по прямому пути и приносили пользу. Значит, как видишь, причину зла нужно
искать не в актерах, а глубже, в самом искусстве и в отношениях к нему всего
общества"."



Другие статьи в литературном дневнике: