***

Ольга Заря 2: литературный дневник

Восход звезды, предваряющей солнце


Одной из первых святых на Руси считается великая княгиня Ольга. Именно она в Х веке несла евангельский свет древнерусским племенам, которые тогда почти повсеместно пребывали во мраке язычества. Поэтому Церковь канонизировала княгиню не только в качестве святой, но и равноапостольной (апостол -Христов посланник для проповеди Евангелия). Вот уже несколько веков во время церковных служб под сводами храмов звучит молитвенная песнь: «Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей воссиявшую и свет веры православныя народу своему предвестившую».
Любовь с первого взгляда


ОДНАЖДЫ Прекрасна сидела в лодке и любовалась чистыми струями речных вод. Вдруг на берегу она увидела красивого юношу в княжеских одеждах. То был Игорь - второй из князей рода Рюриковичей, царствовавших на Руси. Он попросил дозволения переправиться на другую сторону реки. В предании не сказано, как молодой князь оказался в одиночестве в той местности. Можно лишь предположить, что в азарте охоты он оторвался от своей свиты и загнал коня. Но суть не в этом. Прекрасна усадила незнакомца на корме, погрузила весла в воду и сильными, точными движениями направила ладью к противоположному берегу. Непродолжительная беседа, завязавшаяся в пути, произвела на Игоря неизгладимое впечатление. Князь был поражен красотой и остротой ума юной девицы. Он полюбил ее с первой встречи.


Вскоре опекун Игоря грозный князь Олег приехал в село Выбуты, где жили родители Прекрасны - князья Изборские, и состоялся обряд сватовства. В Киев он привез девушку уже под именем Ольги, что переводится со скандинавского наречия как 'Божественная'. Таков был обычай у варягов Рюриковичей - женить своих князей на девицах только со скандинавскими именами. Ольга (Божественная) поистине проявила себя избранницей Всевышнего. Вознесенная Промыслом Божиим на престол, она, осознав себя госпожой Русской земли, жертвенно служила своему Отечеству. И молодость отнюдь не препятствовала Ольге проявлять высокие державные качества характера. С детства окруженная простым, чуждым прихоти бытом, она привыкла бороться со своими страстями и суетными желаниями, всегда отдавая предпочтение долгу, ответственности, жертвенной любви.


"ВАМ, НА КОГО Я ТАК НАМЕРТВО ВЕШАЛСЯ,
СЛОВНО НА ШЕРСТЬ - РЕПЬЯХИ -
ЦЕРКОВЬЮ БОЛИ, АЛХИМИКОМ НЕЖНОСТИ
Я ОТПУСКАЮ СТИХИ!"




***(отрывок)
А стеарин - всё капал, капал
На стол - сквозь пальцы... по ножу..
Не карандаш роняю на пол -
Господне тело не держу!


***(отрывок)
И встретились: рассвет и пашня,
Три четверти сошлись,и треть...
Есть выбор - кровью перекашлять
Или собой переболеть!


***(отрывок)
Чем больше сучьев - гуще лес!
Я не могу попасть на строчку,
Когда с душой наперевес
Пойду на бога - в одиночку...


Литвиненко Игорь.


* * *


Перегрусти меня, перерассказывай
Заживо - переболей,
Крестообразно ложатся под вязами
Тени от наших теней...
Шар головы - обступают окраины
Где, растираю виски -
Я - невменяемый из невменяемых
В остервененье тоски!
Льду на свирепом морозе - не холодно!
Скоро в истерике дня
Пьяного - ангелы за ноги, волоком
К раю потащат меня...
Там - все моё, ну а значит, - ничейное
Вам, алкоголикам чувств
Из носа хлещущим кровотечением
Я исповедую грусть!
Вам, на кого я так намертво вешался,
Словно на шерсть – репьяхи -
Церковью боли, алхимиком нежности
Я отпускаю стихи!
Вам отдаю всё, что в сердце не лишнее,
Если в сумятице лип
Слишком меня в этой жизни - не слышали
Те, кто услышать могли б...


* * *


Что нравится - то подчёркивай,
Подчёркнутое - порви!
Попробуй меня, покорного
Выкормить на крови.
Попробуй бульона красного
Едва ли поймёшь, едва -
Словам я не верил на слово,
Чтоб верили мне слова...
В ресницах узнать, как исповедь
Желаемое - нельзя...
Чтоб людям глаза не высмотреть -
Не поднимай глаза!
До боли спасай, до гибели,
Спасай - уезжай в Москву!
Поэзия - это Библия
Для верующих в тоску...
Зрачками, как будто пятнами,
Опять растекись, опять
Попробуй меня, распятого,
За руки удержать...


* * *


Уже случилось... Я иду!
Метель - в сиреневых накрапах...
Мороз, как гончая на льду,
Кусает сам себя за лапы...
Всё чаще после тридцати
Тоска садится на колени...
Чем больше времени в пути -
Тем ближе пункт предназначенья!
В страстях бесчувственности нет,
Как есть неистовство в рассвете,
Когда влюбляется поэт -
Любовь кончается на свете!
Когда не спросишь у врача,
Как умирают понемногу...
Два моих вздёрнутых плеча
Меня с земли поднять не могут!
Один - я снова против всех,
Язык - порезался о зубы...
Недолюбить - тягчайший грех!
Не потому ль я недолюблен?
Не потому ль вот-вот пойму:
Есть в боли истина простая -
Стихи пишу лишь потому,
Что их никто не прочитает!


* * *


Осока, ракиты и клёны,
Зрачков голубая вода..
Мне хочется быть усмирённым
На этой земле иногда.
В словах не расплёскивать силы
Дождем в частоколе плетня...
О Боже, спаси и помилуй
Себя самого - от меня!
Россия, тоска золотая -
Беду не понять вдалеке
Под сердцем стихи прижимая,
Как будто порез на руке,
Как будто в душе - колокольчик...
Сограждане! С чувством вины -
Не я ли вам нужен всё больше,
Раз вы мне всё меньше нужны?
Рассвет обнимает за шею
Ведь там, где была колея,
Крупитчатой болью моею
Уже засевают поля...
Ах, молодость, возраст горячий!
Мне в грусти упрямство дано -
Страдая, любя и дурачась
Со всеми людьми заодно...


* * *


Знайте: прощать не могу
Вас - непростивших!
Только шаги на снегу
Тише и тише…
Вечер - тягучий елей,
Сумерки - примесь...
Сорок моих февралей
Сорок - взбесились!
Пахнет черёмухой снег
Или черешней?
Самый неслыханный грех -
Это безгрешье!
Лёд - горячее огня!
Холодно, или
Это со мною - меня
Всё же стравили?
Истина - нет или да?
Рты и колени...
Здравствуй, моё навсегда
Грехопаденье!


* * *


Это - ты... И это есть - Россия!
И канон, и вольница, и плен…
И глаза подталые такие,
И просвет несогнутых колен…
На двоих - не больше получаса,
Расскажи об этом, расскажи,
Если ты - критическая масса
Богохульства, святости и лжи!
Есть стихи - в неистовстве событий,
И когда уходят из семьи,
Я прошу иных - усыновите
На заре метафоры мои!
На закате солнце пьёт из блюдца
И уже хоть жизнь перепиши -
Ты почти сумела дотянуться
До звонка поэтовой души..
Больше слов бывает только слово
Не понять, не вспомнить, хоть убей,
Отчего я вырос непутёвым
В стороне сиреневой моей,
Отчего в ресницах заволока,
И к утру горят черновики…
Не уйти за дальнее далёко -
Не бывает дальше у тоски!


***


И встретились: рассвет и пашня,
Три четверти сошлись,и треть...
Есть выбор - кровью перекашлять
Или собой переболеть!
Густая капля стеарина
Нательный выпачкала крест...
Есть у поэзии – причина
Как следствие - поэты есть.
Да будет так - сим победиши!
Сиреневый крадётся дым...
Не создают четверостишья -
Чуть-чуть притрагиваются к ним!
Так ожидают запах ливня,
Ведь для себя, не для других
Не просто так паруют рифмы -
Перевоспитывают их!
А стеарин - всё капал, капал
На стол-сквозь пальцы... по ножу..
Не карандаш роняю на пол -
Господне тело не держу!
Поэты в образе - не люди,
А если люди - не беда...
Я опускаюсь вниз - оттуда,
Пока вы движетесь - туда!
Там - лилии качают солнце
А здесь - я брежу сквозь осот -
Поэзия не продаётся,
И на пропой не подаёт..
В себе самом - я словно лишний
Ну так и что-же: в эту скныть
Стихотворения не пишут -
До них пытаются дожить...


***


Люди - братья,
И звери - граждане
С каруселью тоски
В крови -
Я люблю вас: всех-всех
И каждого...
Только что вам
От той любви?
Не догнать:
От стакана - к лезвию,
Под петлю -
К тридцати пяти...
Без возврата - иду в поэзию!
Больше - некуда мне идти.


***


Похмелье - верный мой товарищ!
Под утро - истина как ложь..
Водою - воду не разбавишь,
Пожар - бензином не зальешь!
Вчера - не сменится на завтра,
На канареек – воронье.
Все то, что в зеркале – неправда!
У правды - зеркало свое...
В стакан рассола - капля йода,
Мы знаем, встретившись почти -
Стихи - предвестники ухода,
При невозможности уйти...


***


Здесь, на земле, - ещё горячим,
В зрачках - я прятал темноту,
Обрывки собственного плача
Неся к искусанному рту...


Вам - всё равно! Да ладно, бросьте, -
Ничто не больше грамма чувств...
Я - в каждом пройденном погосте
Как боль святая, - поднимусь!


В груди поэта - всё в порядке,
Ладонью белой, в сотый раз
Я затираю отпечатки
Твоих недвижущихся глаз!


Не бунтовать? Да ради бога...
Стихи - как волны в голове,
Где поле - путает дорога
И ветер ластится к листве...


Где в пьяном сердце - будто пятна,
Не потому ль, издалека
Провозглашаю троекратно -
Упрямство... искренность... тоска...


Не потому ли, прямо в уши
Всем и тебе - хриплю опять -
Здесь, на земле, - среди живущих
Я - отказался умирать!


***


Мне исповедаться - не страшно,
Вот только верить - не с руки -
Когда в лицо - удар кулашный
Сырого запаха реки!


Я сам за истину - в ответе,
Когда сквозь Августовский зной
Береговушки - синий ветер
К обрыву тянут за собой!


Ах, суматоха водоспуска -
Мне правда - вольницей дана,
С утра - нарезаться по-русски
Стихов, желаний и вина!


К вискам - прикладываю пальцы,
И бормочу: - Ну что-ж, - опять
Я продолжаю улыбаться,
Чтоб научиться - тосковать! -


Под сердцем - песни отовсюду,
И нежность белая - вовек...
Мне наплевать, что скажут люди -
Я сам - уже не человек!


Ещё и солнце не померкло,
Но переулками,- за ров
Несут дворняги мимо церкви
Хоругви красных языков,


Чтоб, целый день проколобродя,
Весь обнеся чертополох,
Я вместе с ними - морда к морде -
От рифм чесался, и от блох...


***


И я вот-вот заговорю...
Я сгустком боли - слово нянчил,
Чтоб воспалённую зарю
Ломало сумраком горячим,


Чтоб грусть - сминала сухостой...
Мои хорошие! Едва ли
Любой догонит по прямой
Тех, кто уходит по спирали!


Свои - не чувствуют вины...
Здесь, в эпицентре полукруга
Не мы ли с вами - спасены
Непониманьем - друг от друга?


Тоска - вкуснее анаши...
Бумагу - складываю вдвое -
Что не касается души,
То и писать о том не стоит!


В стихи - идут издалека...
Не потому ль опять, по краю
В помёте - слабого щенка
Дворняга - в угол задвигает?


Не потому ль мы все - родня...
Под сердцем - розовая ересь!
Когда ругали вы меня -
Ах, как же мне - вранья хотелось!


Как вы пытались прятать - страх...
Не спрячете... Всё так и будет...
Я с богом - снова не в ладах,
А остальные - мне не судьи!


Я сам себе - зажгу свечу,
И глаз упрямых вереницу,
Где я пока ещё - молчу,
Чтоб вы - смогли наговориться...


***


Отклокотало... Улеглось...
Водой в тазу перекипело...
Чтоб не разбрызгивалась - злость,
Как кровь из вспоротого тела!


На сердце - рваная мозоль...
Так что-же трогать страсти эти?
Как всё живое - через боль
Стихи рождаются на свете,


Из чувств - вытягивают нить...
Ах, дайте... Дайте мне - по морде!
Поэтов - надо запретить,
Чтоб орфографии не портить,


Чтоб с каждым годом - всё быстрей
В зелёном, яростном накале
Ракиты- лапами ветвей
От поля - ветер отгоняли!


В зрачках - густеет синий дым,
Когда за пазухой у мая,-
Дурачась - правду говорим
Любовь - в глаголы претворяя!


Да ну вас к чёрту! Я готов
Слюной писАть на стенах рая -
- \"Нет, не поэты ищут слов,-
Слова поэтов выбирают!\"


Так надо! Грубым - не дано
Тетёркой вздрагивая в нервах-
Обиды спелое зерно
Клевать из глаз осатанелых...


Чем больше сучьев - гуще лес!
Я не могу попасть на строчку,
Когда с душой наперевес
Пойду на бога - в одиночку,


Чтоб в той, далёкой стороне
Быть отрезвлённым то и дело...
Видать - недаром на огне
Вода в тазу перекипела!


***


Четверостишье - проталина узкая
В стынущем теле...
Если б вы слышали музыку - в музыке ,-
Вместе б запели!


ЗАсветло чистятся в розовой жидети
Пчёлы и слепни...
Если б вы видели то, что не видите -
Вы бы ослепли!


Если меня, словно форточку с петлями
Вы , даже стоя -
Чувствами - всеми пятью,- не заметили -
Троньте шестое!


Дайте и мне - перессориться с мыслями,
Только едва-ли
Если б читали мы то, что написано -
Мы б не писАли!


Сбейте с меня, словно тихою песнею
Пальцами - пепел...
Если б вы чтО-нибудь поняли, если бы -
Я бы ответил...



***


Мне - ничего не надо,
И промолчать - нельзя...
Есть на земле награда -
Людям смотреть в глаза!


Вглубь: до беды... До пьянства...
Сколько я пил? - Не раз!
Не проявлять упрямства -
Лучшее из упрямств!


Всё, что я помню - в детстве,
Всё, что забуду - здесь,
Если тоска под сердцем -
Слишком тоскою есть!


Хватит! Тропинкам сада
Не продыхнуть - враньё...
Мне - ничего не надо,
Если мне надо - ВСЁ!


Уже я мёртв,
И всех живых - моложе,
Ещё молчу,
Чтоб высказаться вдруг...
Синеет губ
Натянутая кожа,
И чья-то боль -
Не делится на двух!
Чужой - чужим,
И неотпетым - лишний,
Там, на земле -
Не выкричишься ртом:
Моя тоска -
Любовница при жизни,
Мои стихи -
Наместники потом...



* * *


Перегрусти меня, перерассказывай
Заживо - переболей,
Крестообразно ложатся под вязами
Тени от наших теней...
Шар головы- обступают окраины
Где, растираю виски -
Я - невменяемый из невменяемых
В остервененье тоски!
Льду на свирепом морозе - не холодно!
Скоро в истерике дня
Пьяного- ангелы за ноги, волоком
К раю потащат меня...
Там - все моё, ну а значит, - ничейное
Вам, алкоголикам чувств
Из носа хлещущим кровотечением
Я исповедую грусть!
Вам, на кого я так намертво вешался,
Словно на шерсть – репьяхи -
Церковью боли, алхимиком нежности
Я отпускаю стихи!
Вам отдаю всё, что в сердце не лишнее,
Если в сумятице лип
Слишком меня в этой жизни - не слышали
Те, кто услышать могли б...



* * *


Что нравится - то подчёркивай,
Подчёркнутое - порви!
Попробуй меня, покорного
Выкормить на крови
Попробуй бульона красного
Едва ли поймёшь, едва -
Словам я не верил на слово,
Чтоб верили мне слова...
В ресницах узнать, как исповедь
Желаемое - нельзя...
Чтоб людям глаза не высмотреть -
Не поднимай глаза!
До боли спасай, до гибели,
Спасай - уезжай в Москву!
Поэзия - это Библия
Для верующих в тоску...
Зрачками, как будто пятнами,
Опять растекись, опять
Попробуй меня, распятого,
За руки удержать...



* * *


Уже случилось... Я иду!
Метель - в сиреневых накрапах...
Мороз, как гончая на льду,
Кусает сам себя за лапы...
Всё чаще после тридцати
Тоска садится на колени...
Чем больше времени в пути -
Тем ближе пункт предназначенья!
В страстях бесчувственности нет,
Как есть неистовство в рассвете,
Когда влюбляется поэт -
Любовь кончается на свете!
Когда не спросишь у врача,
Как умирают понемногу...
Два моих вздёрнутых плеча
Меня с земли поднять не могут!
Один - я снова против всех,
Язык - порезался о зубы...
Недолюбить - тягчайший грех!
Не потому ль я недолюблен?
Не потому ль вот-вот пойму:
Есть в боли истина простая -
Стихи пишу лишь потому,
Что их никто не прочитает!



* * *


Осока, ракиты и клёны,
Зрачков голубая вода..
Мне хочется быть усмирённым
На этой земле иногда.
В словах не расплёскивать силы
Дождем в частоколе плетня...
О Боже, спаси и помилуй
Себя самого - от меня!
Россия, тоска золотая-
Беду не понять вдалеке
Под сердцем стихи прижимая,
Как будто порез на руке,
Как будто в душе - колокольчик...
Сограждане! С чувством вины-
Не я ли вам нужен всё больше,
Раз вы мне всё меньше нужны?
Рассвет обнимает за шею
Ведь там, где была колея,
Крупитчатой болью моею
Уже засевают поля...
Ах, молодость, возраст горячий!
Мне в грусти упрямство дано -
Страдая, любя и дурачась
Со всеми людьми заодно...



* * *


Знайте: прощать не могу
Вас - непростивших!
Только шаги на снегу
Тише и тише…
Вечер - тягучий елей,
Сумерки -примесь...
Сорок моих февралей
Сорок - взбесились!
Пахнет черёмухой снег
Или черешней?
Самый неслыханный грех-
Это безгрешье!
Лёд - горячее огня!
Холодно, или
Это со мною - меня
всё же стравили?
Истина - нет или да?
Рты и колени...
Здравствуй, моё навсегда
Грехопаденье!



* * *


Земляки... Соплеменники... Братцы!
Подожжённая холодом Русь...
Я хочу, я умею влюбляться
В забродившее месиво чувств!
Только вам, бузотёрам и пьяни,
Я хочу без утайки, опять
Из бурлящей стихами гортани
Объяснять… объяснять… объяснять!
По раскрытым, как книги, полянам
Прокурорам читать и ворью
Что рассвет карапузом румяным
За верёвочку тянет зарю...
Ах, зима - снеговое пространство!
Ветер девушкой рвётся из рук…
Забулдыгой словесного пьянства
Распиваю услышанный звук!
Сквозь надгробные зубы гранита
До ушей улыбается смерть...
Так смотрите, смотрите, смотрите
Или вы не хотите смотреть?
Мне бы радости бешеной, мне бы
Вместо солнца - внахрап, напролом
В скорлупе бирюзового неба
Проклеваться кровавым птенцом!
А глаза… Не мои ли прокисли,
С каждым днем -торопливей и злей
Алкоголь неразбавленных мыслей
Разливая в стаканы друзей?
Будем жить! Ведь забавное ж дельце,
И в хмельной разворот головы -
Только то, что предчувствую сердцем,
Я б сказал, да не вместите вы...



* * *


Это - ты... И это есть - Россия!
И канон, и вольница, и плен…
И глаза подталые такие,
И просвет несогнутых колен…
На двоих - не больше получаса,
Расскажи об этом, расскажи,
Если ты - критическая масса
Богохульства, святости и лжи!
Есть стихи - в неистовстве событий,
И когда уходят из семьи,
Я прошу иных - усыновите
На заре метафоры мои !
На закате солнце пьёт из блюдца
И уже хоть жизнь перепиши-
Ты почти сумела дотянуться
До звонка поэтовой души..
Больше слов бывает только слово
Не понять, не вспомнить, хоть убей,
Отчего я вырос непутёвым
В стороне сиреневой моей,
Отчего в ресницах заволока,
И к утру горят черновики…
Не уйти за дальнее далёко -
Не бывает дальше у тоски!



***


И встретились: рассвет и пашня,
Три четверти сошлись, и треть...
Есть выбор - кровью перекашлять
Или собой переболеть!
Густая капля стеарина
Нательный выпачкала крест...
Есть у поэзии – причина
Как следствие - поэты есть
Да будет так-сим победиши!
Сиреневый крадётся дым...
Не создают четверостишья-
Чуть-чуть притрагиваются к ним!
Так ожидают запах ливня,
Ведь для себя, не для других
Не просто так паруют рифмы-
Перевоспитывают их!
А стеарин-всё капал ,капал
На стол - сквозь пальцы... по ножу..
Не карандаш роняю на пол_
Господне тело не держу!
Поэты в образе - не люди,
А если люди - не беда...
Я опускаюсь вниз- оттуда,
Пока вы движетесь -туда!
Там -лилии качают солнце
А здесь - я брежу сквозь осот-
Поэзия не продаётся,
И на пропой не подаёт..
В себе самом - я словно лишний
Ну так и что-же: в эту скныть
Стихотворения не пишут-
До них пытаются дожить...



***


Я завидую всем - нерождённым!
Неживые - в тоске не живут...
То ли - мирра стекает с иконы,
То ли - день погружается в пруд...


Пьяный бред - в половине второго,
И покаяться месяц готов -
Будто я - лишь помазанник слова
На звенящем престоле стихов!


Дышит ночь - как двухлетний мальчишка,
И клянутся заглавия книг -
Будто где-то и я - понаслышке
Сам себя - отнимал у других!


Будто звуки - сползаются в угол,
Чтобы звать - "Игорёк... Игорёк..."
Не виновен - лукавый попутал,
Отболело - господь не сберёг!


До ствола... до надреза... до хруста...
В сотый раз - бормочу ни о ком -
Неотмоленный плакальщик грусти
С побелевшим от смеха - лицом!


В сотый раз- единицей не меньше -
Пусть бросается в ноги - пырей,
Чтобы я - городским сумасшедшим
Человека искал - у людей...



Игорь Литвиненко


www.stihi.ru/avtor/igorlit
soyuz-pisatelei.ru/forum/10-396-1


Со странички "Записи моих друзей" (позже почитаю)(раздел большой черепашки?)


Под колёсами любви


(рассказ)


Я тебя предчувствовал, предвидел…


Илья Сельвинский «Алиса»



Светит день холодный и недужный.


Я брожу свободный и ненужный…



Как сквозит и в облаке тумана


Ярких дней зияющая рана.


Осип Мандельштам


«Ты прошла сквозь облако тумана…»


Тихо и безлюдно. Холодный май. Справа и слева редкие и безлистные деревья. Они - как огромные отростки нервных клеток. Их тонкие, длинные ветви напряжённо и болезненно дрожат от холодного ветра. Алиса медленно идёт по дороге домой с работы. Она никак не может осмыслить и понять их отношения с Геной. Что значила для неё эта связь? И почему это сильное, непреодолимое чувство возникло именно в тот момент, когда решение о её свадьбе с Андреем уже было принято. И почему это мучительное чувство никак не покидает её, ведь прошло уже около трёх лет как они расстались? Эти вопросы, воспоминания, мечтания, желания, словно куча белья в стиральной машине постоянно крутятся и крутятся в её голове. Одни и те же мысли по одному и тому же кругу… Вот и сейчас Алиса снова стала вспоминать начало их отношений с Геной.


Морская вода колыхалась и трепетала, сверкала и, переливаясь, ослепляла алмазами, как юбка волшебной феи. Двадцатичетырёхлетняя Алиса тогда сидела на берегу среди корней принесённых морем деревьев. Они, как осьминоги, растопырившие свои щупальца, обступили её со всех сторон. Солнце било ей в глаза, и она не могла разглядеть лица купающихся детей и узнать среди них свою дочь. Все они казались негритятами. Некоторые дети оседлали плавающие деревья. Их тоненькие фигурки с палками в руках, заменяющими вёсла, напоминали гондольеров. Пятилетняя дочь Алисы от первого брака выбежала из воды и, делая от холода страшное лицо, скорей завернулась в полотенце. Как все худые дети, она сильно замёрзла после купания. Из машины с раскрытой дверцей доносилась песня Наутилуса Помпилиуса:


Под колёсами любви.


Это знала Ева, это знал Адам


Колёса любви едут прямо по нам…


Этот берег Обского водохранилища, называемого морем, располагался в 15 километрах от их посёлка. Сегодня здесь было много их деревенской молодёжи. Алисин взгляд остановился на стройной, осанистой фигуре молодого человека в белой футболке, обтягивающей соблазнительные мышцы. Девушка не могла понять кто это, так как он стоял к ней спиной. Когда же он повернулся, Алисе стало смешно. Она, оказывается, залюбовалась желторотым Геной, которого знает тысячу лет. Да… но как он изменился…


Потом как – то им с Геной довелось находиться вместе в компании общих знакомых. И, вдруг ни с того ни с сего Алисе пришла в голову мысль: «А что если бы мне Гена нравился? ... я бы тогда не сидела бы здесь в этом невзрачном платьишке и не вела бы себя так непринуждённо». Но эта мысль была настолько мимолётна, что она тут, же о ней забыла.


Началом их взаимоотношений стал день рождения двоюродного брата. Празднование проходило на берегу. Когда солнце, словно огромной фарой мотоцикла осветило пирующих из – за горизонта, Гена подошёл, приобнял её и сказал шутливо: «Алиса, я же тебя люблю, пойдём дружить».


- Мм… какие бархатные лапки! Наверно они скрывают острые когти?- с улыбкой ответила девушка, убирая его руки.


Всё же они пошли гулять вдвоём, не стесняясь держать друг друга за ручку. Им нечего было стыдиться, ведь между ними ничего не было. Они остановились, дойдя до высокого места, откуда холм, с расположенным на нём посёлком, выглядел как Чудо- Юдо рыба – кит, дремавший в пруду.


Молодой человек всё повторял, что любит Алису. Тогда она, прислонившись спиной к медному стволу черёмухи Маака, нежно сказала:


- Гена, мне не пятнадцать лет, и чтобы гулять со мной, тебе вовсе не нужно разводить здесь китайские церемонии. Алиса не любила скрывать свои мысли и чувства. Говорила прямо и откровенно всё, что думала, не боясь надоесть или стать неинтересной.
- А что такое китайские церемонии?
- … В древнем Китае…


- Кстати, мы ещё с тобой никогда не целовались! – сказал этот восемнадцатилетний молодой человек и подошёл близко – близко. Для Алисы это прозвучало как: «Всех уже перецеловал кроме тебя». Она стала уворачиваться. В общем, ничего кроме смеха и веселья не вышло.


Простое, лёгкое, непринуждённое приключеньеце, ни к чему не обязывающее, ничего не обещавшее… Почему же теперь спустя пять лет, будучи замужем за другим, имея двоих детей, Алиса часто сидит перед его фотографией, и её сердце воет, как голодная волчица?


Неожиданно для себя самой, на следующий день Алиса, словно какое-то животное, повинуясь неосознаваемому инстинкту, целый день бродила по посёлку, в надежде увидеть Гену. И когда они, наконец, встретились, оказалось, что он делал то же самое.


Вечером другого дня, когда Алиса уже легла спать, послышался тихий стук в дверь. Позднего гостя встретила мама Алисы.


- Здравствуйте, теть Варь. Дайте, пожалуйста, спички. А то мы тут с друзьями костёр неподалеку жжём.


«Можно подумать, у них спичек нет», - было написано на лице Алисы, когда она вышла поздороваться. Гена с задорными глазами, между делом, ей шепнул:


- Выходи на улицу, я жду.


Собираясь, Алиса на миг приблизилась вплотную к зеркалу, рассматривая свои глаза цвета неспелой смородины, как называла их её мама за зеленовато – коричневый оттенок. Глаза светились и сияли озорством, но румяный фарфор кожи вокруг них уже раскололся и первые мелкие трещинки разбежались в стороны. «В общем, я ещё довольно стройна и мила», - заключила девушка и выбежла на улицу.


Когда она открыла дверь, то словно автомобиль, выскакивающий на скорости из – за угла, ослепляет светом фар, так же Гена выскочил из темноты, прижал её к себе и ослепил своим взглядом. Жадно, весело, в упор.


На другой день он приходил за водой, потом ещё за чем – то. Маме Алисы, конечно, не трудно было заметить, что каждый раз, когда у Гены чего – то недоставало на костре, её дочка через полчаса исчезала из дома. Всюду стоял запах весны, цветущих яблонь и приключений. По ночным деревенским улочкам, мимо деревьев, залитых белой пеной, скитался конец мая, нежно держа за ручку первую неделю июня. Изольда, уже выпила по ошибке любовное зелье, но ещё не осознала, как велика и могущественна его сила.


Через месяц Гена должен был уезжать. Это придавало их отношениям атмосферу курортного романа. Никто из них и не думал ни о каких серьёзных отношениях. Всё было как бы в шутку. Игра в любовь. Был один только недостаток: время бежало слишком быстро. Ночи соревновались по скорости одна с другой за приз летнего равноденствия.


Около полугода, после того как уехал Гена, Алиса чувствовала себя так, как будто смотрела любимый фильм, но только без главного героя. Пустота и бессодержательность наполняли её жизнь. Однажды она услышала от кого-то такую фразу:


- Я вообще не понимаю, зачем унывать, ведь в жизни столько интересного!


Алиса удивлённо подумала, что когда-то и она также считала.


В ад собралась?


Фильм «Остров»



За этими мыслями Алиса дошла до дома. Её встретили, выбежавшие дети:


- Мам, ты писла? Ты ахалатку (шоколадку) купия? Мы мутик – зуть (жуть) смопим,- затараторила младшая, она почти все слова говорила без начальной согласной (адуска - подушка).


- Привет, Зая, что так долго?- спросил муж, перешагивая через упавшую с вешалки куртку.


- Мы есть хотим, - прибавил Андрей и сел хохотать над передачей «Голые и смешные».


- Понятно, - вздохнула Алиса и пошла на кухню, подумав о том, что если хочется узнать внутренний мир человека, не надо копаться в его вещах, искать его дневники и т.д. нужно просто спросить о его любимых стихах, песнях, фильмах. Там, наверняка разгадка, там всё видно: какие темы его интересуют, образы, персонажи. Вот, например, в мире многое множество и разнообразное разнообразие песен. Одних только видов в словаре около пятидесяти восьми, там и тюркские ыры, и удивительные йодли, и загадочные финно-угорские руны, да мало ли чего ещё! Но её муж Андрей знает только около двухсот песен («Мираж», «Каролина», «Сектор газа»), которые помещаются на одном диске. Всё! На этом его музыкальное развитие давно закончилось. Сколько Алиса знакома с Андреем, он слушает только их. Бездарные голоса, произносящие эти заклинания вместо песен уже давно обрыдли Алисе. У них с мужем полное взаимонепонимание. Путь к её сердцу лежал через воображение. Андрей не обладал способностью возбудить его. Да и Гену, скорее всего, думала она, любит не как конкретного человека, а некий образ его. Ведь они давно уже не видятся, что позволяет Алисе наделять его разными романтическими чертами. Проблема в том, что их отношения оборвались на полуслове, расставаясь, они резали по живому. Им не хватило какого- нибудь года, что бы повстречавшись увидеть в друг друге простых, обычных людей.


Девушка включила на кухне телевизор, остановилась на канале, по которому показывали фильм «Три тополя на Плющихе» и стала готовить ужин. Она старалась отогнать свои воспоминания о Гене, но они как привязчивые собаки кидались на неё и не давали ей прохода.


Перед её глазами засияло солнце трёхлетней давности. Оно буквально заливало всё кругом. Ту весну Алиса ощущала полно, как никогда. Было какое – то предчувствие чего – то грандиозного. Так было хорошо и на улице, и на душе, что очень хотелось сделать счастливым кого – то ещё. И Алиса, сидя на своей скучной работе и смотря в окно, наконец, согласилась выйти замуж за порядочного, надёжного и подходящего Андрея, который уже год неотступно ждал её решения. Правда, настойчивые предложения выйти за него замуж, Алиса чаще слышала от его бабушки.


В это же время после двухлетнего отсутствия вернулся из поездки Гена. Но эта новость уже не произвела никакого эффекта на душу Алисы. Всё уже было давно забыто. Но она всё- таки согласилась, когда Гена предложил ей встретиться.


Весенний вечер чёрным пушистым ласковым котом улёгся на деревню. Девушка шла на свидание, но совесть её была абсолютно чиста. Вдыхая влажный апрельский воздух, она знала, что идёт только поговорить, и ничего другого! Можно даже не сомневаться.


Дома у Гены сушилось полотенце, с обнажённой девушкой, кот и кошка гонялись друг за другом из комнаты в комнату, издавая характерные для брачного сезона звуки, какое – то ампельное растение на стене дразнилось, высунув во все стороны свои листья - языки. Гена с Алисой пили пиво и рассматривали его фотоальбом. Он сидел на подлокотнике кресла и слегка гладил её по волосам. И вдруг Алиса почувствовала острую необходимость того, чтобы Гена её поцеловал. И только она подняла голову, что бы попросить его об этом, он уже выполнил её непроизнесённую просьбу. Этот поцелуй, как вражеский лазутчик привёл за собой целую армию своих собратьев. В сознании мелькнула мысль о женихе. И тут же другая: «Андрей никогда не был так нежен со мной…»


Придя домой, Алиса сильно раскаивалась. Она удивлённо думала: «Как же это просто изменить… и не грянул гром, и меня не убило молнией… Не надо было вообще идти. Думала, наступлю на болотную кочку только одной ногой и перепрыгну, но нет, провалилась по самую шею. И как нехорошо теперь на душе».


Прервав её воспоминания, семья пришла ужинать. Когда легли спать, Андрей завёл свою обычную песню: «Зая, я тебя любу. Дай титю…»


- Отстань от меня, - ответила Алиса, её раздражала эта манера мужа, говорить как маленький мальчик. Она отвернулась к стенке, слёзы потекли торным путём. Не вытирая их, Алиса стала представлять себе картину, которую всё хотела нарисовать: ей хотелось изобразить одинокого человека, сидящего посреди безжизненной каменистой пустыни и тоскливым, потерянным взглядом смотрящего вдаль.


- Ну, как хочешь, спокойной ночи, - пробурчал, засыпая, Андрей. Он никогда не замечал, что она плачет, лёжа с ним бок о бок.


- Спокойной ночи, господин Бовари…


- Чё?


- Ничего, спи.


Алисе часто снились похожие сны, кошмары: будто выскакивает огромная собака, в 4 раза больше коровы и кидается на неё. Девушка видит её гигантскую морду, потом оказывается это волк, потом чудище. Алиса думает во сне: «Всё, от этого точно не спастись!» Молится, но не хочет отрекаться от любви. Потом чувствует - всё смерть пришла и кричит: «Отрекаюсь! Отрекаюсь!» И на самом деле как закричит во сне. И сегодня ей снится гигантская собака красивая, породистая. Подошла она, открыла пасть, и голова Алисы оказалась внутри. И только от пса зависит прокусить её голову или оставить жить…


Сильно вздрогнув, девушка проснулась. Затем она вылезла из – под своего одеяла и пробралась к мужу. Когда она была беременная, примерно на шестом месяце муж сказал, что боится ночью, во сне нечаянно как – то надавить на её живот и навредить ребёнку. С тех пор они спят под разными одеялами. Алиса, прижавшись к мужу, закинула на него ногу.


- Ой, зая, жарко, - услышала Алиса, встала и пошла готовить завтрак. Но завтрак и другие домашние дела долгое время оставались не начатыми. Казалось бы, можно мыть посуду, пылесосить, а самой думать о чём угодно. Но ведь нет! Пока эта кастрюля с воспоминаниями внутри Алисы раскаляется, словно на огне, гремит крышкой, её содержимое варится, кипит, клокочет, сама Алиса замирает посреди комнаты. Руки не шевелятся, движения застывают.


На этот раз девушке вспомнилось лето того же года, в самый разгар их романа. Вот она сидит на крыльце, вслушиваясь в сильный шум ветра и вторящий ему хриплый лай собаки. Ветер треплет длинные висячие косы берёзы, мотает ими, то в одну, то в другую сторону, обнажая сильный изгибающийся ствол. Пузатым парусом надувается паутина в углу веранды. Огромными слоновьими ушами закрывается от порывов капуста. Сильный ветер заставляет кланяться красные цветы, называемые «китайским мылом» за их свойство мылиться, георгины, смиренно опустившие тяжёлые ежистые головы и высокие стебли мальвы. Качаются грязно-сиреневые ракушки маков. «Всё кланяется ветру. Всё подчинилось его силе. Так же и мною», - думает Алиса, - «в это лето завладела самая настоящая страсть, вот уже два месяца я не могу ни смотреть телевизор, ни читать, ни вообще на чём - то сосредоточиться. Настолько моя внутренняя жизнь требует осмысления».


Алисе было обидно за своего жениха: «Почему»,- думала она – «Гене достаётся всё: ласковые слова и вся моя нежность, и вся любовь при минимальных усилиях с его стороны. А Андрей всё делает для меня, а получает одни: «Отстань!», да «Прекрати!» Её мучения были не оттого, что она, любя Гену, выходила замуж за другого. А оттого, что Алиса понимала, случись так, что не станет она женой Андрея, всё – равно нормальной жизни с Геной не будет. Вот причина её душевной муки: она любила человека, который никогда не сможет понять её. Сейчас, вне сомнений, он влюблён в неё. Но Гена просто не способен на глубокие чувства, на такую любовь, которая бы её удовлетворяла. Он так просто устроен. Он, например, не выносит длинных фраз. Чтобы его не утомить предложение должно состоять максимум из трёх слов. И желательно, чтобы они были такие: «Я тебя хочу».


Ей казалось, что у Гены было сходство с её первым мужем. Он, так же как и тот ложился ниже её на подушке, так же был ненадёжен, любил погулять, был поверхностен в чувствах, поэтому её, наверно, тянуло как огромным мощным магнитом в эту пропасть. О, как, оказывается, невыносимо трудно сломать свой жизненный сценарий, какая непосильная задача - отречься от себя.


От этой непрекращающейся му;ки, маеты, душевной скорби её стали часто преследовать странные мысли. У неё возникало желание очутиться в психиатрической больнице, полежать там немного, чтобы её там лечили, чтобы на ней как на психически больной не было никакой ответственности. Она бы там ни о чём не думала… Теперь Алиса очень хорошо понимала улыбку Анны Карениной перед смертью.



Поздним вечером этого же дня Гена пригласил Алису на свидание. На небе облака – спиральной галактикой обняли луну. Где – то рядом резвились кошки. Спутник Алисы, поправив за ушами две сигареты, напоминавшие рожки, откупорил бутылку шампанского, выпустив таинственный дымок.


В этот вечер Гена, прижимая её к себе и глядя пристально в глаза, сказал с тоской: «Алиса, я тебя люблю». Несколько дней после этого в её мозгу не было вообще никаких мыслей, только эта фраза, произнесённая его бесконечно родным и нежным голосом, пульсировала, словно сигнальная лампочка, издающая сирену, и приковывающая внимание. Когда она услышала это признание, то испытала облегчение, значит, она зря терзалась, значит, её чувство взаимно…


После той измены, они больше не были близки. Это было мучительно для обоих, и Алиса чувствовала, что она на грани, но она так не хотела изменять. Уж тогда она знала, точно не выберется оттуда и кончится тем, что Гена просто бросит её, когда она ему надоест. «Господи! - мысленно кричала она, - не дай мне так оступиться!»




3



Тогда я чувствую, Гарри, что отдал всю душу человеку,


для которого она то же, что цветок в петлице,


украшение, которым он будет тешить


своё тщеславие только один летний день.


Оскар Уальд


«Портрет Дориана Грея»



Забравшись в самый уголок автобуса и отвернувшись от всего мира, Алиса приехала на работу. В тускло освещённом зале магазина её, зевая, встречает подруга – напарница:


- Привет, что-то я не выспалась сегодня, - вздыхает Ирина, так зовут подругу, разрушая Алисин и без того зыбкий рабочий настрой. Мужчины покупатели всегда восхищаются Ириной миниатюрной фигуркой. Хотя она ровесница Алисы, у неё совсем ещё детское личико. Но Алису, проводящую с ней бок о бок по двенадцать часов, уже давно раздражает то, что мысли в мозгу Иры появляются также редко, как пятёрки у закоренелого двоечника и растут также медленно и тяжело, как трава пробивается из – под земли. Кожа на постоянно недовольном лице Иры кажется Алисе неприятно-коричневого оттенка, маленькие всегда холодные ручки с узкими ногтями напоминают крысиные лапки…


Но тем не менее Алиса всегда делится с Ирой своими переживаниями. Все чужие истории любви банальны. Подруга говорит коротко и ясно: «Забудь». Это слово хлещет Алису, как пощёчина. Ничего грубее и бессмысленнее она не может услышать. Она и сама знает, что надо забыть, но как это сделать? Это же невозможно!


И вот снова, сидя за прилавком, часто ошибаясь со сдачей, Алиса задумывается о финале их отношений с Геной.


Всё происходило на глазах Алисы. Она видела их первые трепетные отношения. Вот они сидят напротив неё, Гена кладёт на плечи своей новой, совсем молоденькой девушке своё крыло… Это причиняло ей невыносимую боль. У Алисы оставалась лишь тайная надежда, что хоть одна самая ничтожная частица его души всё - равно тянется к ней, к Алисе. Если бы она знала, что это так, ей было бы немного легче.


Когда видишь, что бросают какого – нибудь человека, то испытываешь к нему огромную симпатию и сочувствие, но ни в коем случае он не кажется униженным. А вот когда бросают тебя, почему то именно чувствуешь унижение. Её не бросили, просто Гена выполнил её же настоятельную просьбу, оставить её и не мешать ей строить отношения с мужем. Но она прочувствовала всю гамму чувств именно брошенной женщины.


Больше всего она боялась, что после того как Гена стал встречаться с новой девушкой, он будет весело говорить Алисе: «Привет!», - и как ни в чём не бывало легко шутить с ней. Это бы оскорбило глубину её чувств. Но чего она боялась, не произошло. Общение их стало очень тяжёлое: при встрече они, едва взглянув друг на друга, здоровались буквально сквозь зубы и всё.


Анализируя свои чувства к Гене, иногда Алиса приходила к мысли, что это не любовь, а честолюбие и тщеславие чистой воды. Ведь ей хотелось, что бы после разлуки он признался ей, что, дескать, его новая пассия недостаточно глубока, мила, добра и что тянет его всё – равно к ней, к Алисе. «Бессовестная мелкая душонка, которой нужно почувствовать свою силу! Не лучше ли успокоиться и дать им, наконец, право на счастье?!»- пыталась она убедить себя.


Она начинала испытывать уже какое – то возвышенное страдание…


Задержавшись на работе, Алиса вышла на улицу, когда уже было темно. Небо – словно чёрная пашня, с зарытыми семенами – звёздами. Их не видно, но завтра они взойдут белым хлопком. И засыпят всю землю может быть последним весенним снегом. Часто, возвращаясь в это время домой, Алиса наблюдала, как появляется и медленно, плавно спускается с горы дракон, рождённый светом фар автомобилей. Золотой, сверкающий, какой – то мифический.


«Ну что ж ты, моя душа? Ну, когда же ты успокоишься? Ведь уже три года прошло?... Ну что ж, можно же и всю жизнь любить. А потом всё это пройдёт и Господь скажет: «Ты терпела…»»


А душа всё болит, болит. . .



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2012. ***
  • 30.03.2012. ***
  • 29.03.2012. ***
  • 28.03.2012. ***
  • 27.03.2012. ***
  • 26.03.2012. ***
  • 25.03.2012. ***
  • 24.03.2012. ***
  • 23.03.2012. ***
  • 22.03.2012. ***
  • 21.03.2012. ***
  • 20.03.2012. ***
  • 19.03.2012. ***
  • 18.03.2012. ***
  • 17.03.2012. ***
  • 16.03.2012. ***
  • 15.03.2012. ***
  • 14.03.2012. ***
  • 13.03.2012. ***
  • 12.03.2012. ***
  • 11.03.2012. ***
  • 10.03.2012. ***
  • 09.03.2012. ***
  • 08.03.2012. ***
  • 07.03.2012. ***
  • 06.03.2012. ***
  • 05.03.2012. ***
  • 04.03.2012. ***
  • 03.03.2012. ***
  • 02.03.2012. ***
  • 01.03.2012. ***